Урок по биологии в 7 классе «Введение. Современная зоология»
Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопроверкой; работа в парах или малых группах — классификация животных при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, выполнение заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.
Планируемые результаты
Предметные
Научиться объяснять значения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о животных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; характеризовать систематическую категорию, выделяя ее составляющие; классифицировать животных, пользуясь современными систематическими категориями.
Метапредметные УУД
Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; классифицировать объекты по заданным критериям.
Регулятивные: выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.
Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.
Каковы черты сходства и различия между расте-
ниями и животными?
Для чего надо знать зоологию?
Отличие животных и растений
Признаки |
Растения |
Животные |
Питание |
Автотрофное (фотосинтез). |
Гетеротрофы (мертвой органикой - сапрофиты, живой - хищники, паразиты). |
Строение клетки |
Есть целлюлозная оболочка, вакуоли. хлоропласты. Нет клеточного центра (только у некоторых одноклеточных). |
Нет оболочки, вакуолей (за исключением пищевых у простейших), хлоропластов. имеется клеточный центр. |
Ткани |
Образовательная. покровная, проводящая, механическая, основная |
Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. |
Органы |
Вегетативные: корень, побег (стебель, листья, почки) Репродуктивные: цветок, семя, плод |
Соматические: органы опорно-двигательной, кровеносной, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, покровной, эндокринной систем. Репродуктивные: органы половой системы. |
Запасные вещества |
Крахмал, белки, жиры. |
Жиры, гликоген, белки. |
Способность к передвижению в пространстве |
Перемещаются только жгутиковые одноклеточные. для многоклеточных характерны тропизмы(фототропизм - движение к свету). |
Для большинства животных характерно активное движение |
Способность к росту |
На протяжении всей жизни |
Для большинства животных только в молодости. |
Активность в поисках пищи |
Не активны. |
В большинстве своем активны. |
Проявление раздражимости и возбудимости |
Проявления у растений резко отличаются от привычных форм двигательной и нервной деятельности животных. |
Имеются (раздражимость у всех, высшая нервная деятельность у более высокорганизованных). |
Выводы:
Растения и животные - живые организмы, животные имеют общие с растениями признаки в строении, что сведетельствует об их родстве.
2. Относительность различий между животными и растениями - следствие общности их происхождения, еще одно подтверждение существования генетического единствва органической жизни на Земле.
3. Различия между растениями и животными указывает на непрерывность процесса эволюции.
Изучение нового материала
Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов — царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.
В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определенные функции.
В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.
Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.
В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология — наука о поведении животных; зоогеография — о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология — о насекомых; ихтиология — о рыбах; орнитология — о птицах и т. д.
Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.
Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия
Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.
За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идет одомашнивание диких животных
Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям ученых восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.
Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.
Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идет быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией, — биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии
Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида — это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.
Классификация животных в зоологии
Классификация зоологических разделов
Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.
Классификация их построена на основе двух основных принципов: по объекту изучения и по задачам для науки.
классификация животных
Классификация по объектам для изучения
Маммология (териология) - наука о животных класса млекопитающих.
Герпетология - о пресмыкающихся и земноводных.
Ихтиология - о рыбах.
Орнитология - о пернатых (птицах).
Энтомология - о насекомых.
Акарология - о клещах.
Арахнология - о паукообразных.
Малакология - о морских и океанских моллюсках.
Карцинология - о ракообразных. –
Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории: систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
Классификация животных и их систематические группы, 7 класс,Бология
зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения; филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
гистология - изучает клеточное строение тканей; палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
цитология - наука о клетке и ее строении; этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
анатомия - изучает внутреннее строение животных.
Что такое систематика и классификация живых существ.
Современная зоология XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.
Что такое зоология современного этапа развития?
Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы: Что представляет собой животный мир? По каким законам он живет и какими особенностями обладает? Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях? Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных? Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой. Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.
По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин.
Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира.
Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию).
Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных — их индивидуальное развитие (онтогенез).
Экология животных — взаимоотношения их между собой и с другими организмами, а также неорганическими факторами среды обитания.
Этология — поведение животных в сравнительном и эволюционном плане.
Зоогеография — раздел зоологии и физической географии, исследует распределение животных на суше и в воде, а также факторы, определяющие это распределение.
Палеозоология изучает вымерших животных прежних геологических эпох; она тесно связана с филогенетикой и эволюционной морфологией.
Физиология животных, исторически возникшая как одна из ветвей зоологии, развивалась в самостоятельную биологическую науку, изучающую функции животного организма. По объектам исследования зоологию подразделяют на ряд подчинённых дисциплин.
Самостоятельная работа
1.Ответить на вопросы
По каким признакам классифицируются науки о животных?
Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?
2.ВИКТОРИНА «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗООЛОГИИ»
1. Какое животное было одомашнено первым?
собака
корова
кот
2. Как называется первое учения о животных?
История животных
происхождение видов
система природы
3. Когда стало возможно изучение микроскопических животных?
в 16 в.
в 17 в.
в 18 в.
4. Кто предложил систематику растений и животных в 1735 г. ?
Дарвин
Линней
Блуменбах
5. Как называется основная единица систематики?
вид
род
класс
6. Какое самое крупное деление в систематике?
род
отдел
царство
7. Благодаря чему были описаны изменения видов животных?
ископаемые останки
состав почв
состав воды
8. Кто предложил идею о эволюции?
Чарльз Дарвин
Карл Линней
Чарльз Уоллас
9. В каком веке появилась систематика?
в 17
в 18
в 19
10. Сколько насчитывается видов животных?
1,5 млн
2 млн
5 млн
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Зоология - это наука о животных. История развития зоологии Рогозин Сергей Краткая история развития зоологии. Основные этапы развития зоологии Марина Илюшенко - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/164958/chto-takoe-zoologiya-chto-izuchaet-nauka-zoologiya
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций