12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Синявина Наталия Анатольевна31
Россия, Кировская обл., Орлов


УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ

«СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ»

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения знаний и умений

Цель урока: познакомиться с автомобильным и железнодорожным транспортом страны, выявить влияние этих видов транспорта на окружающую среду, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.

Цели по содержанию:

Обучающая:

- способствовать формированию представления о различиях транспорта и его особенностях

- способствовать формированию раскрытия сущности вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта

- дать представление о проблемах и перспективах развития транспорта

- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала

Развивающая:

- способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале, а также

- анализу и обобщению изучаемых фактов, умению логически излагать мысли

- работать с тематическими картами и различными источниками информации.

Воспитательная:

- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе

- способствовать профессиональной ориентации учащихся

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование:

атласы по географии для учащихся 9 класса, компьютер, раздаточный материал

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Вы уже знаете, что транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

Цель нашего урока: продолжить знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке вы сможете познакомиться:

- с сухопутным транспортом РФ, дать характеристику ж/д и автомобильному транспорту;

- показать значение его, место и роль в экономике страны;

-рассмотреть влияние транспорта на окружающую среду;

- выяснить проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта.

Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной. Транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Россию часто

называют страной дальних дорог. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит “сжатие” географического пространства. Без участия транспорта немыслимо создание любого из видов продукции. Он позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.

-Ребята, а что такое совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами? (транспортная система)

-Что входит в транспортную систему? (все виды транспорта, транспортные узлы)

-Что такое транспортный узел?

Чем занимается транспорт? (перевозкой пассажиров и грузов)

-Что такое пассажирооборот? (произведение числа перевезённых пассажиров на дальность расстояния)

-Что такое грузооборот? (произведение перевезённого груза на расстояние перевозки)

На прошлом уроке мы познакомились ещё с рядом очень важных показателей, характеризующих транспорт, таких как себестоимость, скорость перевозок, экологический фактор и т.д.

- Какие виды транспорта вы знаете?

Итак, у нас 7 видов транспорта, каждая исследовательская группа изучала свой вид транспорта.

Подпишите в тетради число , тему урока «Сухопутный транспорт России».

Первый транспорт, с которым мы познакомимся это ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Сейчас нам свою информацию по ж/д транспорту представит 1 группа

-Откройте атласы с. 21 карта «Ж/д транспорт»

Во время выступления группы остальные заполняют «Систематизирующую таблицу» (Приложение №1)

Выступление ребят с презентацией (Презентация №1)

презентация

фирменные поезда

видео о двухэтажных поездах

-Итак, в чём же главное преимущество ж/д транспорта ? (Универсальность и низкая себестоимость перевозок)

- Какие недостатки? (перевозка только в те районы, где есть ж/д пути)

-Какая магистраль считается главной в России?

-Какова структура ж/д сети?

А сейчас откройте учебник стр.102, и найдите в тексте преимущества ж/д вида транспорта перед другими видами. (читаем и заполняют таблицу)

-Что значит относительная экологичность? Найдите в тексте подтверждение этому.

Поскольку вы ученики 9 класса и вам скоро предстоит сделать выбор дальнейшей профессии, может кто-то захочет связать свою жизнь с железной дорогой , то Вятский ж/д техникум предлагает следующие специальности: машинист локомотива, слесарь по обслуживанию и ремонту состава, специалист по сервису на транспорте. Кого заинтересует, можно будет почитать брошюру в классном уголке.

Может быть, когда вы закончите высшие учебные заведения, вы сможете предложить существенные изменения в работе железнодорожного транспорта России.

-Какой ещё вид транспорта относится к сухопутному?

Следующий вид транспорта - АВТОМОБИЛЬНЫЙ

Выступление ребят с презентацией (Презентация №2)

Ребята работают с таблицей

1) презентация

2) платные дороги

1. Давайте сравним преимущества ж/д транспорта и автотранспорта?

2. В какой части РФ необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог?

3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт? (главный загрязнитель атмосферы) Докажите это. (читают текст стр.104)

-Какие пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом вы можете предложить? (Переход на газовое топливо, т.к. оно считается самым экологичным видом топлива, автомобили на солнечных батареях, электромобили)

«Колледж промышленности и автомобильного сервиса» предлагает вам получить следующие специальности…. Информация будет в классном уголке

- Ребята, откройте карту «Плотность населения» стр. 6 в атласе и сравните её с картами

«Ж/д транспорт» и «Автом. транспорт». Сделайте вывод.

(Европейская часть заселена, там и ж/д и автомагистрали)

Итак, рассмотрев сухопутный транспорт, мы можем сделать вывод:

-Каково его значение в экономике страны? (перевозка грузов и пассажиров на близкие и дальние расстояния)

-Каковы основные проблемы? ( что основные проблемы связаны с неравномерностью развития сети автомобильных и железных дорог по территории страны. Поэтому задача строительства новых магистралей, связь каждого населённого пункта с транспортной системой, особенно на востоке России, остаётся в перспективе одной из важнейших)

-Какое открытие вы сделали сами для себя сегодня на уроке?

-Кто знал о том, что существуют фирменные поезда, двухэтажные вагоны?

-Кто заинтересовался информацией о колледжах?

​​​​​​​


Железнодорожный транспорт
PPT / 7.41 Мб

Автомобильный транспорт
PPTX / 4.11 Мб

/data/files/d1574362663.pptx (Автомобильный транспорт)Сегодня прозвучали отчеты исследователей о проделанной работе, и вы познакомились с сухопутным транспортом, его значением и проблемами. Возникли ли у вас вопросы при заполнении «Систематизирующей таблицы»? Данная таблица будет оценена и остается у вас, к ней мы вернемся на следующих уроках.

Я считаю, что ребята проделали большую работу. Они не только рассказали основной материал, но и добавили то, что привлекло их внимание. Оценка отлично.

Д/з: спроектировать дорогу (ж/д или автом) и объяснить её значение.





































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.