Урок географии в 9 классе на тему «Сухопутный транспорт России»
УРОК ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
«СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ»
Тип урока: комбинированный
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения знаний и умений
Цель урока: познакомиться с автомобильным и железнодорожным транспортом страны, выявить влияние этих видов транспорта на окружающую среду, выявить достоинства и недостатки каждого вида транспорта.
Цели по содержанию:
Обучающая:
- способствовать формированию представления о различиях транспорта и его особенностях
- способствовать формированию раскрытия сущности вредного воздействия на окружающую среду современного транспорта
- дать представление о проблемах и перспективах развития транспорта
- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению материала
Развивающая:
- способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно выделять главное при работе с текстом в изучаемом материале, а также
- анализу и обобщению изучаемых фактов, умению логически излагать мысли
- работать с тематическими картами и различными источниками информации.
Воспитательная:
- продолжить формирование системы нравственных отношений у учащихся: уважительное отношение к мнению других учеников; чувство ответственности за проделанную работу в группе
- способствовать профессиональной ориентации учащихся
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование:
атласы по географии для учащихся 9 класса, компьютер, раздаточный материал
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Вы уже знаете, что транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существования любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.
Цель нашего урока: продолжить знакомство с транспортной системой РФ - отраслью третичного сектора экономики.
Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке вы сможете познакомиться:
- с сухопутным транспортом РФ, дать характеристику ж/д и автомобильному транспорту;
- показать значение его, место и роль в экономике страны;
-рассмотреть влияние транспорта на окружающую среду;
- выяснить проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта.
Тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной. Транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Россию часто
называют страной дальних дорог. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков России, а также ее внешнюю торговлю. Происходит “сжатие” географического пространства. Без участия транспорта немыслимо создание любого из видов продукции. Он позволяет связать производителей и потребителей, осуществлять перевозку не только грузов, но и пассажиров.
-Ребята, а что такое совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами? (транспортная система)
-Что входит в транспортную систему? (все виды транспорта, транспортные узлы)
-Что такое транспортный узел?
Чем занимается транспорт? (перевозкой пассажиров и грузов)
-Что такое пассажирооборот? (произведение числа перевезённых пассажиров на дальность расстояния)
-Что такое грузооборот? (произведение перевезённого груза на расстояние перевозки)
На прошлом уроке мы познакомились ещё с рядом очень важных показателей, характеризующих транспорт, таких как себестоимость, скорость перевозок, экологический фактор и т.д.
- Какие виды транспорта вы знаете?
Итак, у нас 7 видов транспорта, каждая исследовательская группа изучала свой вид транспорта.
Подпишите в тетради число , тему урока «Сухопутный транспорт России».
Первый транспорт, с которым мы познакомимся это ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Сейчас нам свою информацию по ж/д транспорту представит 1 группа
-Откройте атласы с. 21 карта «Ж/д транспорт»
Во время выступления группы остальные заполняют «Систематизирующую таблицу» (Приложение №1)
Выступление ребят с презентацией (Презентация №1)
презентация
фирменные поезда
видео о двухэтажных поездах
-Итак, в чём же главное преимущество ж/д транспорта ? (Универсальность и низкая себестоимость перевозок)
- Какие недостатки? (перевозка только в те районы, где есть ж/д пути)
-Какая магистраль считается главной в России?
-Какова структура ж/д сети?
А сейчас откройте учебник стр.102, и найдите в тексте преимущества ж/д вида транспорта перед другими видами. (читаем и заполняют таблицу)
-Что значит относительная экологичность? Найдите в тексте подтверждение этому.
Поскольку вы ученики 9 класса и вам скоро предстоит сделать выбор дальнейшей профессии, может кто-то захочет связать свою жизнь с железной дорогой , то Вятский ж/д техникум предлагает следующие специальности: машинист локомотива, слесарь по обслуживанию и ремонту состава, специалист по сервису на транспорте. Кого заинтересует, можно будет почитать брошюру в классном уголке.
Может быть, когда вы закончите высшие учебные заведения, вы сможете предложить существенные изменения в работе железнодорожного транспорта России.
-Какой ещё вид транспорта относится к сухопутному?
Следующий вид транспорта - АВТОМОБИЛЬНЫЙ
Выступление ребят с презентацией (Презентация №2)
Ребята работают с таблицей
1) презентация
2) платные дороги
1. Давайте сравним преимущества ж/д транспорта и автотранспорта?
2. В какой части РФ необходимо строить новые дороги, а где необходима реконструкция дорог?
3. Какие недостатки имеет автомобильный транспорт? (главный загрязнитель атмосферы) Докажите это. (читают текст стр.104)
-Какие пути решения проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом вы можете предложить? (Переход на газовое топливо, т.к. оно считается самым экологичным видом топлива, автомобили на солнечных батареях, электромобили)
«Колледж промышленности и автомобильного сервиса» предлагает вам получить следующие специальности…. Информация будет в классном уголке
- Ребята, откройте карту «Плотность населения» стр. 6 в атласе и сравните её с картами
«Ж/д транспорт» и «Автом. транспорт». Сделайте вывод.
(Европейская часть заселена, там и ж/д и автомагистрали)
Итак, рассмотрев сухопутный транспорт, мы можем сделать вывод:
-Каково его значение в экономике страны? (перевозка грузов и пассажиров на близкие и дальние расстояния)
-Каковы основные проблемы? ( что основные проблемы связаны с неравномерностью развития сети автомобильных и железных дорог по территории страны. Поэтому задача строительства новых магистралей, связь каждого населённого пункта с транспортной системой, особенно на востоке России, остаётся в перспективе одной из важнейших)
-Какое открытие вы сделали сами для себя сегодня на уроке?
-Кто знал о том, что существуют фирменные поезда, двухэтажные вагоны?
-Кто заинтересовался информацией о колледжах?
Железнодорожный транспорт
PPT / 7.41 Мб
Автомобильный транспорт
PPTX / 4.11 Мб
/data/files/d1574362663.pptx (Автомобильный транспорт)Сегодня прозвучали отчеты исследователей о проделанной работе, и вы познакомились с сухопутным транспортом, его значением и проблемами. Возникли ли у вас вопросы при заполнении «Систематизирующей таблицы»? Данная таблица будет оценена и остается у вас, к ней мы вернемся на следующих уроках.
Я считаю, что ребята проделали большую работу. Они не только рассказали основной материал, но и добавили то, что привлекло их внимание. Оценка отлично.
Д/з: спроектировать дорогу (ж/д или автом) и объяснить её значение.