Урок биологии и экологии «Лабораторная работа. Стратегия пищевого поведения лося»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
В последние годы мы стали значительно лучше понимать пищевое поведение животных, в частности, благодаря усилиям экологов-бихевиоризмов, разработавших теорию оптимального поиска пищевых ресурсов. Согласно этой теории животное ведет себя (в пределах возможного) таким образом, чтобы максимизировать какой-либо аспект процесса питания, например, скорость поступления в его организм энергии. На основе этой теории и тщательного изучения поведения животных различных видов в полевых условиях были достигнуты значительные успехи в объяснении многих аспектов пищевого поведения.
Лоси, обитающие в островном королевском национальном парке, расположенном на верхнем озере (штат Мичиган), обеспечивают себя пищей, ориентируясь на два ее возможных источника: лес, где животные могут питаться опавшими листьями, или небольшие озера, где они находят водные растения. Полевые исследования (1978) показали, что дневной пищевой рацион самца лося массой 360 кг должен отвечать следующим требованиям:
содержать не менее 1,9 г натрия;
энергетическая ценность рациона должна составлять не менее 5,0 • 107 Дж;
общая масса съеденной животным пищи не должна превышать 32 кг (это определяется объемом рубца и его способностью к перевариванию пищи).
Изучение как наземных, так и водных растений показало, что содержание в них извлекаемой (т.е. доступной для усвоения) энергии составляет 17 кДж/г сухой массы, причем последняя у наземных растений составляет 25% сырой массы, а у водных — всего 5%. Вместе с тем, водные растения более богаты натрием.
Содержание этого элемента в них составляет 0,3% сухой массы, в то время как у наземных растений он присутствует в пренебрежимо малых количествах.
Рассчитайте минимальную массу водных растений, которые должен ежедневно съедать лось, чтобы удовлетворить свою потребность в натрии. В состоянии ли он усвоить такое количество растительной пищи?
Рассчитайте минимальную массу наземных растений, которые должен ежедневно съедать лось для удовлетворения своих энергетических потребностей. Способен ли он усвоить такое количество растительной пищи?
Рассчитайте минимальную массу водных растений, которые должен ежедневно съедать лось для удовлетворения своих энергетических потребностей. В состоянии ли он усвоить такое количество растительной пищи?
Постройте график зависимости ежедневного потребления водных растений от ежедневного потребления наземных, на котором будет наглядно видно, в какое мере пищевой режим лося определяется влиянием трех факторов: потребностью в натрии, потребностью в энергии и пищеварительной способностью его рубца. Сможет ли животное выжить, питаясь одними лишь наземными или водными растениями?
Какой пищевой режим не только обеспечивает животное максимальным количеством энергии, но и будет отвечать другим предъявляемым к нему требованиям? Какова величина суммарного избыточного притока энергии в организм животного при таком пищевом режиме?
Пища, потребляемая самкой лося в период выкармливания, должна содержать на 1,2 г больше натрия. Как это скажется на ее пищевом режиме и как повлияет на величину избыточной энергии, поступающей в ее организм ежедневно?
1.Какова минимальная масса водных растений, которую ежедневно должен съедать лось, чтобы удовлетворить свою потребность в натрии?
2.Какую массу наземных растений должен съедать лось ежедневно для удовлетворения своих энергетических потребностей?
3.Что является источником пищевого рациона лосей, обитающих в островном королевском национальном парке (Штат Мичиган)?
4.Чем определяется масса съеденной лосем пищи?
Солонец
Лоси на солонце
Как сделать простой солонец для лося
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html