12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
 Полная версия 46 (часов) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Аутэкология — раздел экологии, изучающий влияние факто­ров окружающей среды на отдельные организмы (растения, жи­вотные, грибы, бактерии). Задача аутэкологии — выявление фи­зиологических, морфологических и других приспособлений (адаптаций) видов к различным экологическим условиям: режиму увлажнения, высоким и низким температурам, засолению почвы и т.д. В последние годы у аутэкологии появилась новая задача — изучение механизмов реагирования организмов на различные ан­тропогенные загрязнения: физические, химические и биологиче­ские.

Биотические экологические факторы — следствие взаимоот­ношений организмов (взаимоотношения «хищник-жертва», «па­разит-хозяин», конкуренция) или изменений биотопа вследствие накопления детрита (гумуса почвы, торфа, сапропеля, лесной подстилки, ветоши и т.д.).

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться.

Жизненная форма растений, биоморфа — внешний облик (га­битус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Наиболее распространена классификация жизненных форм, пред­ставленная К. Раункером. Выделяют 5 основных типов жизненных форм: фанерофиты, хамефиты, гемикриптофиты, криптофиты (гео- и гидрофиты) и терофиты. Состав жизненных форм в расти­тельных сообществах отражает экологические условия и страте­гию жизни определенных групп растений.

Жизненная форма животных — группа особей, имеющих сходные морфоэкологические приспособления для обитания в одинаковой среде. При экологическом анализе той или иной группы в основу классификации могут быть положены разные критерии (способы передвижения, добывание пищи, ее характер, степень активности, приуроченность к определенному ландшаф­ту). Например, среди морских животных по способу добывания пищи можно выделить жизненные формы: растительноядные, трупоеды, детритоядные (фильтраторы и грунтоеды).

Задание 1. Сравнительный анализ жизненных форм жуков-жужелиц

Цель работы: изучить жизненные формы животных.

Материал: энтомологические коробки с набором жужелиц разных жизненных форм.

Особенности морфологии жужелиц-зоофагов разных жизненных форм

Признаки

Фито-

бионты

Эпигео-

бионты

Страто-

бионты

Гео-

бионты

Саммоколим-

бионты

Форма тела

         

Форма ног

         

Склеротизация

покровов

         

Окраска

         


 

Сравните набор жужелиц-зоофагов и жужелиц-миксофитофагов. Найдите различия во внешних особенностях строения жуков (оцените форму тела, головы, относительные размеры че­люстей, строение ног), сделайте выводы.

Контрольные вопросы

В чем проявляется приспособительный характер разных призна­ков внешней морфологии у жужелиц, специализированных на животной пище, и у растительноядных, у жужелиц-зоофагов, приспособленных к жизни в разных ярусах?

Чем характеризуется приспособительный характер разных при­знаков жужлиц-зоофагов, приспособленных к жизни в разных ярусах?

Задание 2. Анализ жизненных форм млекопитающих

Материал и оборудование: чучела и тушки млекопитающих: бурундука, суслика, полевки или таблицы с изображением кито­образных, копытных, хищных и др.

Ход работы. Работа выполняется в форме групповой беседы. Рассмотрите чучела, тушки и изображения млекопитающих, ве­дущих сходный образ жизни: подземных (крот, слепыш, цокор), наземных бегающих (копытные, хищники), прыгающих (тушкан­чики, кенгуру), лазящих (ленивцы, обезьяны, коалы), летающих (рукокрылые), водных (китообразные, тюлени, дюгонь).

Проанализируйте набор признаков, свойственных видам, ис­пользующим три среды обитания: наземно-подземную (барсук, суслик и др.), наземно-древесную (бурундук), древесно-воз­душную (летяга, шерстокрыл, белка), сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1.Чем отличается принцип построения филогенетической система­тики животных от экологической?

2.По каким признакам отличаются животные, ведущие наземно-под­земный, наземно-древесный, древесно-воздушный образ жизни?

3.Каковы адаптивные признаки животных, ведущих наземный образ жизни бегающих (копытных, хищников), прыгающих и лазящих?

Жужелицы 

 

 

 

Carabidae. Жужелицы.

 

 

 

Дикая природа: крот

 

 

 

Гепард 

 

 

 

Кто Такие Кенгуру?

 

 

 

Белки летяги

 

 

Ресурсы:

 ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.