Урок Биологии «Лабораторная работа. Изучение микробов-антагонистов и их бактериостатического действия»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
Почвенные микроорганизмы выделяют в окружающую среду различные метаболиты, которые оказывают определенное влияние на жизнь других обитателей почвы, на растения, а через них — на организмы животных и человека. К таким веществам относятся антибиотики, витамины, гиббереллины, токсины, ферменты и др. Эти вещества могут благоприятно действовать на других обитателей почвы, вызывая усиление их роста и активности. Такие взаимоотношения называются симбиозом. Иногда же продукты жизнедеятельности одного микроба (или группы микробов) препятствуют развитию другого микроорганизма (бактерио- статическое действие). Это явление называется антагонизмом. Явление антагонизма рассматривается как одна из форм борьбы за существование среди микроорганизмов. Антагонистическими свойствами обладают представители всех групп микроскопических существ, обитающих в почве (бактерии, актиномицеты, грибы, водоросли, простейшие). Однако чаще всего эти свойства проявляются у бактерий, актиномицетов и грибов. Изучение продуктов метаболизма микробов-антагонистов позволило получить большое количество антимикробных препаратов, называемых антибиотиками.
Помимо антибиотиков микроорганизмы выделяют в окружающую среду (чаще всего в почву) другие продукты обмена, например, органические кислоты, спирты и тому подобные вещества. Многие из этих соединений могут оказывать токсическое действие на некоторые группы микроорганизмов или даже на высшие растения.
Задание 1. Определение микробов-антагонистов
Цель работы: изучение микробов-антагонистов.
Оборудование и материалы: навески почвы по 1 г, 6 пробирок с 9 мл стерильной дистиллированной воды, пробирки с культурой тест-микробов, чашки с ростом и других антагонистов (3—5 культур), чашка с почвой для изготовления пасты, резиновый пестик или перчатка, колба с 50 мл стерильной воды, стерильные чашки Петри (по 1 на студента), чашки со стерильными средами: Эшби, МП, стерильные целлофановые кружочки, стерильные пробочные сверла (диаметр 8 и 20 мм), пинцеты, скальпели, бактериологические петли.
Ход работы. Произведите посев из почвенной суспензии или комочками почвы для выделения микробов-антагонистов. Определите антагонистическую активность микробов а) методом перпендикулярных штрихов; б) методом агаровых блочков; в) методом центрального блочка. Определите токсичность почвы к азотобактеру.
Выделение антагонистов из почвы.
На чашки Петри с мясо-пептонным или бобово-пептонным агаром высейте тест-микроба сплошным «газоном». Чашки поместите в термостат при температуре 26—28 °С. Через 1—2 суток на поверхность чашки с тест-микробом нанесите с бактериологической петлей 10—20 капель из почвенной суспензии. Чашки поместите в термостат. Через 1—2 суток на месте нанесения капель развиваются колонии микробов, содержащихся в почве. Если в почве содержатся микробы-антагонисты, то они в процессе своего развития будут задерживать рост или вызывать гибель тест-бактерий. Вокруг таких колоний появится зона, свободная от тест- микробов. Из этих колоний или зон в дальнейшем выделяют чистую культуру антагонистов.
На чашку Петри с заранее засеянным тест-микробом разложите небольшие (с просяное зерно) комочки почвы. Чашки поместите в термостат. Через 1—2 суток (а иногда и более) просмотрите чашки. Отметьте комочки, вокруг которых образовались зоны задержки роста тест-организма. Из этих участков выделите чистые культуры антагонистов и подверните их дальнейшему изучению.
На основе полученных наблюдений сделайте описание полученных результатов и выводы.
Задание 2. Изучение активности микробов-антагонистов
Цель работы: изучение активности микробов-антагонистов методом перпендикулярных штрихов.
Ход работы. На поверхность стерильного мясо-пептонного агара в чашке Петри высейте суточную бульонную культуру микроба-антагониста. Посев сделайте широкой полосой по центру чашки. Чашки поместите в термостат на 1—2 суток. За это время бактерии хорошо разовьются, а образуемое ими антибиотическое вещество про диффундирует в толщу агара.
После того как микробы хорошо разовьются, перпендикулярно первичному посеву подсейте параллельными штрихами бактериологической петлей различные тест-организмы. Для этих целей можно использовать чистую культуру. Чашки поместите в термостат при температуре 26—28 °С на 20—24 ч.
Если изучаемый микроорганизм выделяет вещество, оказывающее антимикробное действие в отношении тест-микробов, то последние будут расти вдали от штриха антагониста. Нечувствительные микробы будут развиваться в непосредственной близости от штриха изучаемого антагониста.
Проведите наблюдения, зарисуйте картину расположения микробных ассоциаций. Сделайте выводы.
Задание 3. Определение токсичности почвы к азотобактеру
Азотобактер осуществляет процесс фиксации азота, является свободно живущим микроорганизмом.
Цель работы: изучить токсичность различных видов почв к азотобактеру
Ход работы. На свежеприготовленную агаровую среду Эшби, разлитую в стерильные чашки Петри, положите стерильные целлофановые пластинки, которые приготовьте заранее. Целлофан нарежьте по размеру чашек, смочите водой, поместите по нескольку листочков в чашку и простерилизуйте в автоклаве.
На поверхность целлофана наложите испытуемую почву, предварительно увлажненную до пастообразного состояния. На одну чашку можно поместить 4-6 аппликаций различных образцов почвы, диаметром по 1—1,5 см. Снизу на стекле отметьте карандашом или тушью размеры и место почвенных аппликаций. Чашки поместите в термостат при температуре 28 °С и выдержите с течение суток. За это время токсические вещества диффундируют через целлофан в питательную среду. Эта часть работы может выполняться заранее сотрудниками кафедры. Через сутки целлофан снимите, а среду засейте сплошным «газоном» культурой. Если образцы почвы содержат токсические вещества в отношении азотобактера, то на газоне образуются стерильные безмикробные зоны. По результатам проведенных исследований сделайте анализ, зарисуйте вид газона, результаты занесите в таблицу, сделайте выводы.
Изучение токсичности разных видов почвы к азотобактеру
Вариант почвы |
Образование стерильных зон (+) |
1.Что такое антагонизм?
2.Какое значение имеет явление антагонизма в жизни микроорганизмов?
3.Какие группы микроскопических организмов обладают антагонистическими свойствами?
Мир микробов (рассказывает микробиолог Андрей Шестаков)
Культивирование аэробных и анаэробных микроорганизмов
Правильно СКОШЕНЫЙ АГАР, приготовление и скашивание
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html