Урок экологии в старших классах «Некоторые особенности функционирования городских экосистем»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Некоторые особенности функционирования городских экосистем
Во многих промышленно развитых странах в городах ныне проживает 45-50% общей численности их населения. В мире насчитывается более 160 городов-миллионеров. Первыми городами- миллионерами в странах Азии, Африки и Латинской Америки были Калькутта (1890 г.), Буэнос-Айрес (1910 г.) и Рио-де- Жанейро (1910 г.). В 1950 г. таких городов стало уже 71 (из них в экономически развитых странах 48), в 1960 г. соответственно 110 (64), в 1970 г. - 157 (85), в 1975 г. - 181 (91), а к 2000 г., по прогнозам, из 440 городов-миллионеров на развивающиеся страны придется примерно 280. Процесс роста городов, городского населения, повышения роли городов, широкого распространения городского образа жизни называется урбанизацией. Урбанизация подавляет естественную природную среду как с количественной («захват» городами и агломерациями новых территорий), так и с качественной (ухудшение состояния окружающей среды) стороны.
Сегодня более трети всего мирового населения живет в городах. Начало процесса урбанизации исторически можно отнести к тому времени, когда 3500 лет. назад первые в мире города появились на берегах Тигра, Евфрата и позднее Нила. Они возникли в связи с тем, что людям необходимо было заниматься торговлей и защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города- представляли собой военные укрепления, расположенные в целях обороны в стратегических пунктах, или для удобства торговли и связей на берегах рек и морей. Промышленная революция явилась, несомненно, основным ускорителем процесса урбанизации.
Урбанизация - один из наиболее ярких феноменов современности. Ее экологическую сущность можно раскрыть на следующем примере: урбанизированные территории занимают немногим более 1% площади земной суши, но концентрируют свыше 45% всего населения Земли, производят 80% внутреннего валового продукта (ВВП), но при этом дают 80% всех выбросов в атмосферу и гидросферу.
В настоящее время 5 млрд. человек населения Земли оказывают на природу такое же по масштабам воздействие, какое могли бы оказать 50 млрд. людей каменного века, хотя расход пищи на одного человека остался примерно прежним.
Стремительные темпы урбанизации составляют одну из характерных особенностей современной эпохи.
Уровни урбанизации в отдельных регионах различаются весьма существенно. Например, по данным 1990 г., уровень урбанизации в СССР составил 66%, в зарубежной Европе - 73%, в зарубежной Азии - 34%, в Африке - 34%, в Северной Америке - 75%, в Латинской Америке - 72%, в Австралии и Океании - 71%, т. е. в среднем по миру - 45%. В России в 1992 г. уровень урбанизации составил 74%.
Уровень урбанизации в разных странах
Динамика мирового процесса урбанизации
Динамика мирового процесса урбанизации (по В. П. Максаковскому)
Город представляет собой особый мир, особую среду обитания человека - городскую среду. Городская среда - сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Изучением городской среды, ее основных компонентов и факторов, влияющих на них, истории формирования занимается новая научная область знания - урбоэкология, или экология города.
Расширяясь, города сливаются друг с другом, образуя агломерации. В результате чрезмерного разрастания городских агломераций появились гиперурбанизированные районы, которые известны в литературе как мегаполисы .Мегаполис большого Нью-Йорка объединяет 16 млн. человек.
Взаимосвязь всех компонентов и явлений городской среды позволяет говорить о ней как об урбосистеме. Урбоэкосистемы приурочены к определенному конкретному месту в географическом пространстве. В жизни урбосистемы велика роль временного фактора. Урбосистемы - это системы открытые, вероятностные, управляемые. Важной особенностью урбосистем является их антропоцентризм
Известный эколог Н. Ф. Реймерс писал:
«Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать землю от собственного усердия не по разуму. Сменилась сама цель развития. Еще недавно казалось, что достаточно человека прокормить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благоприятная среда жизни... Обращение к человеку привело к новой форме антропоцентризма, экологическому антропоцентризму. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему переустройству, а не к преобразованию природы».
Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой - приводит к вытеснению природных, естественных систем искусственными, загрязнению окружающей среды (в частности, рек и водоемов), повышению химической, физической и 4 психической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды - атмосферу, растительность, почву, подземные воды, грунт и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.
Перепады температур, относительной влажности, солнечной
радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеримы
с передвижением в естественных условиях на 20° по широте,
причем изменение одних природных условий неизменно вызывает
изменение других. Влияние города на недра распространяется на
глубины от 0,5 до 4 и даже 8 тыс. м. Значительно меняются ус-
ловия питания подземных вод и их химический состав.
По данным исследований, проведенных в Англии и США, большие города получают на 15% меньше солнечной радиации (и на 30% меньше ультрафиолетовых лучей в зимнее время), на 10% больше осадков, на 10% больше облачных дней, на 30% больше тумана летом и на 100% зимой.
Съемки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих вокруг больших городов, в частности, отражательных (альбедо) и тепловых (температура, свет). Данные о пространственных и временных воздействиях крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть использованы для городского планирования.
Высокая контактность людей, характерная для городской среды, с одной стороны, выступает положительным фактором, так как способствует развитию определенной нервной устойчивости молодого поколения, более значительной психической тренированности, поддержанию профессионального и творческого тонуса; с другой стороны, при обработке большого объема информации нервная система не в состоянии функционировать на прежнем уровне адаптации. Как показывают исследования некоторых ученых, это состояние вызывает формирование нового динамического стереотипа, что в некоторых случаях может приводить к срыву, выражающемуся в неврозах и невротических состояниях.
Несмотря на постоянно ускоряющийся темп жизни, у горожан, как это ни парадоксально, отмечается гиподинамия, способствующая развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Вопросы и задания
1.Назовите основные тенденции процесса урбанизации
2.Постройте график зависимости доли городского населения в мире от времени 3.Сделайте прогноз уровня урбанизации в 1998 году.
4.Как изменяются факторы окружающей среды в условиях крупного города?
5.Дайте характеристику городской среды как урбосистемы.
Город как экосистема
Результаты городской сессии мастерской «Городская среда»
Восстановление экосистемы города
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций