Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС «В царстве грибов»
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС
Тема:« В царстве грибов»
Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.
Задачи:
образовательные:
актуализировать знания детей о грибах;
сформулировать правила сбора грибов;
создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
различать части гриба;
приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
расширить знания о ядовитых грибах
развивающие:
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
- выявить особенности грибов как особого царства;
- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;
- знать правила сбора грибов.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Организация образовательного процесса
Оборудование: иллюстрации для заданий, карточки, 3 вида грибов для деления на группы, иллюстрации с грибами,компьютер, презентация В царстве грибов.
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.
Ход урока
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )
- При каких условиях урок будет удачным? (Урок будет удачным тогда, когда …)
- А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорее все за дело.
(на контрольную, урок новых знаний, урок повторение)
- Как вы определили?
- Сформулируйте цели урока?
(получить новые знания)
Перед уроком я предложила вам выбрать понравившуюся картинку и взять себе. Покажите какую картинку вы выбрали. Теперь сядьте за тот стол, где лежит такая же картинка. У нас получились группы.
Целеполагание, погружение в тему.
-Поднимите руку, кто готов трудиться? Кто не устал за 4 урока?
-Представляю вашему вниманию послушать звуки.
-Что это за звуки? (звуки природы)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).Кого мы отнесём к живой природе?
У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.
- На какие группы вы их распределили? (растения и животные)
- Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,).
Почему у вас остались карточки? Может отнесём грибы к растениям? Почему? Может отнесём их всё – таки к животным? Почему? Какой вывод сделаем на основе сказанного?
О чем пойдет речь на уроке? Да, мы сегодня будем говорить о грибах как о царстве.
Сформулируйте тему урока. Что вы знаете о грибах? Напишите на грибочках, положите в корзинку.А что бы вы хотели ещё узнать о них? Посоветуйтесь, расскажите классу. Постараемся найти ответы на ваши вопросы .
Ребята, вы вначале беседы слушали звуки. А где можно услышать такие звуки? ( в лесу). А с грибами встретиться? Вот мы с вами и отправимся в лес.
3. Осмысление содержания.
Исследование в группах.
Царство грибов разнообразно. Сейчас учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов. Грибы, которые мы видим в лесу - это шляпочные грибы. Почему их так называют?
Я вам предлагаю нарисовать в тетради - шляпочный гриб. Подписать шляпку у гриба. В шляпке созревают грибные споры – это семена грибов. Они разносятся ветром, попадают в землю, прорастают.
Какую часть гриба вы ещё знаете? Подпишите.
Но есть ещё и подземная часть гриба. Откройте страницу107 и найдите третью часть гриба на рисунке. Как она называется? Найдите определение в учебнике. На что она похожа? Зачем она нужна? Прочитайте предложение про грибницу.
Итак, что мы выяснили в ходе беседы?
Вывод: Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:
1)шляпка 2)ножка 3)грибница.
Дальше будем пополнять знания о грибах. Для проведения исследования предлагаю поработать в группах.
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним. В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа».
Обмен информацией.
1 группа
Информация:
Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.
Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?
План-ответ.
Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .
2 группа
Информация:
Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: чем питаются грибы?
План-ответ
В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .
3 группа
Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.
Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?
План - ответ:
Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..
Вывод: (карточки)
1. Имеет…….. шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут………. сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются …………останками живых существ.
4. Питаются………….. солями из почвы.
5. Для нормального роста……….. нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно ………..не передвигаются.
Есть ли все эти признаки у какого – то другого царства?
4.Физминутка
А теперь немного отдохнем: Свежий воздух мы вдохнем — За грибами все пойдем: Друг за другом по тропинке, А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди, Как же нам его пройти? Встанем на носочки, Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберем И в обратный путь пойдем.
5.Организация деятельности на применение полученных знаний и умений
Все ли грибы можно собирать? Почему?- Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете?
– Да, действительно, не все грибы можно собирать. А некоторые грибы съедобные и несъедобные так похожи, что их называют двойниками.
5.Работа по учебнику. Грибы - двойники
Работаем по группам. Каждой группе прочитать информацию про грибы, найти отличия. Стр 109 – 110.
Представить информацию классу.
6.Составление правил сбора грибов
Кто знает, как правильно собирать грибы?
В группе пообсуждайте. Вы должны сформулировать правило и сказать его.
(обсуждение 1 мин и представление).
Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.) Эти грибы нуждаются в особой охране.
7.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы.
А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»
Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»
Итак, верите ли вы, что…:
-грибы относятся к живой природе? Да
-грибы относятся к царству растений? Нет
-шляпочный гриб состоит из грибницы , шляпки и ножки? Да
-грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.
-Шляпочные грибы размножаются спорами? да
-что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет
-грибы – это богатство леса? Да
- что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет
-собирать надо только самые крупные грибы? Нет
-некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?да
8. Подведение итогов.
Что вы узнали сегодня на уроке? Какой главный вопрос мы должны были найти ответ?
9. Рефлексия . Дети стоят в кругу. Нужно сказать слово или фразу про грибы , передавая предмет ( например, грибок).
10. Информация о домашнем задании. Выполнить задания в тетради .