Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС «В царстве грибов»

2
0
Материал опубликован 22 December 2020 в группе

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС

Тема:« В царстве грибов»

Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

 Задачи:

образовательные:

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

различать части гриба;

приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

расширить знания о ядовитых грибах

развивающие:

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитательные:

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- выявить особенности грибов как особого царства;

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

Метапредметные:

Познавательные умения:

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

Регулятивные умения:

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

Коммуникативные умения:

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

Предметные:

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование: иллюстрации для заданий, карточки, 3 вида грибов для деления на группы, иллюстрации с грибами,компьютер, презентация В царстве грибов.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь часть 1.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш урок начнем мы с упражнения «Звездопад». Закройте глаза и представьте небо с бесчисленным количеством звезд. И вот одна из них падает. А когда звезда падает, мы загадываем желание. Загадайте, каким сегодня будет наш урок? (я хочу, чтобы наш урок был сегодня … )

- При каких условиях урок будет удачным? (Урок будет удачным тогда, когда …)

- А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорее все за дело.

(на контрольную, урок новых знаний, урок повторение)

- Как вы определили?

- Сформулируйте цели урока?

(получить новые знания)

Перед уроком я предложила вам выбрать понравившуюся картинку и взять себе. Покажите какую картинку вы выбрали. Теперь сядьте за тот стол, где лежит такая же картинка. У нас получились группы.

Целеполагание, погружение в тему.

-Поднимите руку, кто готов трудиться? Кто не устал за 4 урока?

-Представляю вашему вниманию послушать звуки.

-Что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

 -Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).Кого мы отнесём к живой природе?

У вас на столах лежат картинки, разложите их на  группы.

 - На какие группы вы их распределили? (растения и животные)

- Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство животных,).


Почему у вас остались карточки? Может отнесём грибы к растениям? Почему? Может отнесём их всё – таки к животным? Почему? Какой вывод сделаем на основе сказанного?

   О чем пойдет речь на уроке? Да, мы сегодня будем говорить о грибах как о царстве.

Сформулируйте тему урока. Что вы знаете о грибах? Напишите на грибочках, положите в корзинку.А что бы вы хотели ещё узнать о них? Посоветуйтесь, расскажите классу. Постараемся найти ответы на ваши вопросы .

Ребята, вы вначале беседы слушали звуки. А где можно услышать такие звуки? ( в лесу). А с грибами встретиться? Вот мы с вами и отправимся в лес.

3. Осмысление содержания.

Исследование в группах.

Царство грибов разнообразно. Сейчас учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов. Грибы, которые мы видим в лесу - это шляпочные грибы. Почему их так называют?

Я вам предлагаю нарисовать в тетради - шляпочный гриб. Подписать шляпку у гриба. В шляпке созревают грибные споры – это семена грибов. Они разносятся ветром, попадают в землю, прорастают.

Какую часть гриба вы ещё знаете? Подпишите.

Но есть ещё и подземная часть гриба. Откройте страницу107 и найдите третью часть гриба на рисунке. Как она называется? Найдите определение в учебнике. На что она похожа? Зачем она нужна? Прочитайте предложение про грибницу.

Итак, что мы выяснили в ходе беседы?

Вывод: Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

1)шляпка 2)ножка 3)грибница.

Дальше будем пополнять знания о грибах. Для проведения исследования предлагаю поработать в группах.

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним. В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку «Помощник ответа».

 Обмен информацией.

1 группа

Информация:

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества растения и почему?

План-ответ.

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

2 группа

Информация:

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы?

План-ответ

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .


3 группа

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем... Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно... Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

План - ответ:

Для  нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Вывод: (карточки)

1. Имеет…….. шляпку, ножку, грибницу.

2.        Не могут………. сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются …………останками живых существ.

4. Питаются………….. солями из почвы.

5. Для нормального роста……….. нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно ………..не передвигаются.

Есть ли все эти признаки у какого – то другого царства?

4.Физминутка

А теперь немного отдохнем: Свежий воздух мы вдохнем — За грибами все пойдем: Друг за другом по тропинке, А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди, Как же нам его пройти? Встанем на носочки, Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберем И в обратный путь пойдем.

5.Организация деятельности на применение полученных знаний и умений

Все ли грибы можно собирать? Почему?- Какие съедобные грибы вы знаете? - Какие несъедобные грибы вы знаете?

Да, действительно, не все грибы можно собирать. А некоторые грибы съедобные и несъедобные так похожи, что их называют двойниками.

5.Работа по учебнику. Грибы -  двойники

Работаем по группам. Каждой группе прочитать информацию про грибы, найти отличия. Стр 109 – 110.

Представить информацию классу.

6.Составление правил сбора грибов

 Кто знает, как правильно собирать грибы?

В группе пообсуждайте. Вы должны сформулировать правило и сказать его.

(обсуждение 1 мин и представление).

 Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.

Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.) Эти грибы нуждаются в особой охране.

7.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы.

А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы отвечаете «да» или «нет»

Итак, верите ли вы, что…:

-грибы относятся к живой природе? Да

-грибы относятся к царству растений? Нет

-шляпочный гриб состоит из грибницы , шляпки и ножки? Да

-грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

-Шляпочные грибы размножаются спорами? да

-что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет

-грибы – это богатство леса? Да

- что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет

-собирать надо только самые крупные грибы? Нет

-некоторые виды грибов занесены в Красную книгу?да


8. Подведение итогов.

Что вы узнали сегодня на уроке? Какой главный вопрос мы должны были найти ответ?

9. Рефлексия . Дети стоят в кругу. Нужно сказать слово или фразу про грибы , передавая предмет ( например, грибок).

10. Информация о домашнем задании. Выполнить задания в тетради .



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.