12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие рыб, отряды рыб, их характеристика

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Хрящевые рыбы обитают в основном

В океане

В пресной воде

В морской воде

2. Признак хрящевых рыб

Ротовое отверстие на верхней стороне головы

Отсутствие ротового отверстия

Ротовое отверстие на нижней стороне головы

3. Большая часть рыб представлена

Костными рыбами

Бескостными рыбами

Не преобладающей группы

4. Чем не покрыто тело рыбы?

Панцирем

Слизью

Чешуей

5. Какую роль выполняет чешуя?

Предохраняет от механических повреждений

Помогает перемещаться в воде

Способствует защите от соли

6. Какую роль выполняет слизь?

Предохраняет от механических повреждений

Помогает передвигаться в воде

Защищает от соли

7. Что обеспечивают парные плавники?

Горизонтальное положение рыб

Высокую скорость передвижения

Вертикальное положение рыб

8. Что служит рулем у рыб?

Боковые плавники

Голова

Хвостовой плавник

9. Как осуществляется процесс дыхания у рыб?

Вода омывает жабры при движении

При питье рыб

При помощи плавательного пузыря

10. Вид кровеносной системы

Незамкнутая

Отсутствует

Замкнутая

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

1.В чем сходство и отличие хрящевых рыб и круглоротых?

2.Все ли акулы опасны для людей?

К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой сторо­ны 5—7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

Отряд Акулы. К акулам относят рыб с удлиненной торпедообраз­ной формой тела и длиной от 20 см до 20 м (рис. 86). Так, например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском за­ливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18—20 м и массой около 10 т, является гигантом сре­ди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.


 

Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными
зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с
острым, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх. Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперед и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы толь ко в черно-белом изображении.

Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны жаберными лепестками с обильно разветвленной кровеносной системой.

Сельдевые акулы — довольно крупные рыбы, имеют равнолопастной хвостовой
плавник, за исключением морской лисицы., и являются живородящими. Распространены они в Атлантическом и Тихом океанах, в их
умеренных и субтропических водах.

Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему
улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди или есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупо­рылая, молот, мако и большая белая

Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

Отряд Скаты. Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6—7 м и массы 2,5 т . Самый малень­кий из них, например скат двукрылый, обитает в Желтом море и бывает шириной 10—15 см. Самый крупный представитель отряда — манта, имеющая массу около 2,5 т и относящаяся к семейству ши­роких дьяволов. Представители большинства видов ведут придон­ный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, так и зна­чительные глубины (до 2700 м). Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюш­ном направлении, ромбовидное — со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне. Кожа некоторых
скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие
с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.

Отряд Химерообразные. К данному отряду относится малочис­ленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа ма­лоподвижных хрящевых рыб (рис. 90). Их тело имеет мощный пе­редний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина те­ла в пределах 60 см— 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных. Обитают они в морях Индийского, Атлантическо­го и Тихого океанов.

Наиболее известный вид — химера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов жи­вут носатые химеры. Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным. Жир, извлеченный из огром­ной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Знаете ли вы, что:

Семейство серых акул распространено в теплых водах. Среди них суповая акула считается промысловой. Ее плавники ис пользуются для приготовления деликатесного супа.

Акулье мясо употребляют в пищу, но особенно ценится пе­чень и плавники. Печень некоторых видов содержит до 60— 75% жира и много витаминов. Прекрасные изделия делают из шагрени — специально выделанной акульей кожи.

У скатов некоторых видов есть электрические органы. Раз­ряд длится 0,03 с, но редко бывает один, обычно их от 12 до 100 подряд с напряжением до 220 В. Электрические скаты малоподвижны и обычно лежат на дне, зарывшись в ил. Оружием скатов других видов являются иглы или шипы на хвосте. Они часто ядовиты, вызывают мышечные судороги у жертвы и падение кровяного давления.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

2.Докажите, что акулы и скаты — родственники ланцетников. Что их объединяет?

3.Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

"Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы"

 

 

 

 

Класс Хрящевые рыбы. Урок биологии.

 

 

 


 

Хрящевые рыбы.

 

 

 


 

Хрящевые рыбы. Биология 7 класс

 

 

 

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.