12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Ход урока

Актуализация знаний

Чайнворд «Рыба» ( по А. И. Завьялову);

1. Морская рыба, по форме напоминающая шахматну, фигуру.

2. Своеобразная рыбка, тело которой покрыт! многочисленными шипами и лентообразными кожистым выростами.

3. Рыба семейства пинагоровых.

4. Рыба, по форме тела напоминающая молот.

5. Порода золотой рыбки с очень выпуклыми глазами и длинным нежным хвотовым плавником.

 

 


 

Ответы. Чайнворд «Рыба»: 1—морской конек; 2 —конек- гряпичник; 3 —круглопер;

4- рыба-молот; 5 —телескоп.

6. Узнаете ли вы рыб, изображенных на рисунку Под изображением определенного вида рыбы впишите! кружок цифру, стоящую перед соответствующим названием рыбы: 1 линь; 2-лещ; 3 — карп ; 4 — речной окунь; 5 — карась; 6 — щука; 7 — трех игла я колюшка; 8 — суда 9 — угорь.


 

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Класс Костные рыбы ОТРЯДЫ: ОСЕТРООБРАЗНЫЕ, СЕЛЬДЕОБРАЗНЫЕ

1.Чем отличаются костные рыбы от хрящевых?

2.Почему костные — более многочисленная группа, чем хрящевые?

3.Что общего у всех костных рыб?

Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые системати­ческие группы. Наиболее значимые из них следующие.

Отряд Осетрообразные, или Костно-хрящевые, — немногочис­ленная группа рыб (рис. 91). В строении осетрообразных сохрани­лись древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уп­лощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары уси­ков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбро­саны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравно­лопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.


 

Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. Весной либо осенью осетровые для размножения заходят из морей в реки: Волгу, Дон, Урал, Обь, Енисей, Лену и др. Особи, зашедшие в реки осенью, перезимовывают в них и нерестятся на другой год весной, одновременно с вновь подошедшими. Проклюнувшиеся ли­чинки, подрастающие мальки осетровых с током воды постепенно сносятся к устью рек, а затем — в моря.

Пищей осетровым служат моллюски, черви, ракообразные, ли­чинки водных насекомых, преимущественно комаров. Дальнево­сточная калуга и европейская белуга являются хищниками. Они питаются мелкой и крупной рыбой. При вскрытии в их желуд­ках обнаруживали в большом количестве сельдь, воблу, кету и даже уток.

Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осет­ровых — очень ценный питательный продукт.

Осетровых вылавливают в России, Иране, США, Франции, Ис­пании и ряде других стран. Россияне их ловят в основном в Каспий­ском и Азовском морях, реках Сибири и Дальнего Востока.

Осетровые всегда подвергались браконьерскому лову. А ухуд­шение экологического состояния многих рек, строительство на них плотин гидроэлектростанций привели к вымиранию рыб. Особенно большой урон наносят поголовью осетровых гидроэлектростанции, так как лишь единицы особей по обводным каналам и через рыбо­подъемники попадают выше плотины.

Отряд Сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытяну­тым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно­синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Пар­ные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5—75 см, иногда достигает 5 м.

Большинство сельдеобразных наоборот. Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, — хищники, поедающие мелких рыб.

Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35—45 см, реже — более. Обитают сельдевые пре­имущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промы­словое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтий­ском, Черном и Каспийском морях.

Самостоятельная работа

1.Рыба, название которой сходно с названием насе­комоядного млекопитающего.

2. Название рыбы, сходное с названием органа растения, осуществляющего фотосинтез.

3. Колючая морская рыба.

4. Рыбки, пользующиеся большой популярностью у аквариумистов.

5. Донные рыбы с глазами, расположенными на плоской верхней поверх­ности головы и направленными вверх.

6. Довольно редкая рыба из мешкоротообразных.

7. Крупная рыба со сжатым с боков телом.

8. Рыба из акулобразных, название которой сходно с названием инструмента для ковки металла.

9. Рыба, совершающая небольшие перелеты. ­

Ответ головоломка « Своеобразная форма»: 1-ёж, 2-лист, 3- бычок, 4- петушок,

5- звездочёт, 6- мешкорот, 7-луна, 8- молот, 9-летучая.

Осетр 

 

 

 

ОСЕТР В ЧЕРНОМ МОРЕ 28 августа 2014 

 

 

 

Сельдь

 

 

 

Вылов сельди иваси. Новости. 21/09/2016. 

 

 

 

Черноморская селедка.

 

 


 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Видеоуроки и видеоматериалы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.