Урок по экологии в 10–11 классе «Взаимодействие в системе "производство-окружающая среда"»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Взаимодействие в системе «производство - окружающая среда»
Человечество непрерывно совершенствует способы воздействия на природу. Усложняются методы, и увеличиваются масштабы этого воздействия.
Развитие технологии часто осуществляется при полном пренебрежении к природе. Инженерно-технологическое решение какой-то задачи до недавнего времени рассматривало только два параметра: достижение конкретной цели (выпуск необходимой продукции, выработка энергии и др.) и экономический эффект. Такое отношение к технологии складывалось веками, оно исключало из рассмотрения вопросы взаимодействия производства и общества с окружающей средой.
Человек, извлекая из природного сырья полезный компонент, весьма произвольно трактовал, само понятие «полезный». Сложный, многокомпонентный продукт, образовавшийся в результате многовекового геологического процесса, рассматривался как однокомпонентное полезное ископаемое. Разрабатывалась технология, обеспечивающая более или менее полное извлечение единственного компонента сырья, а основная масса природного продукта превращалась в отходы. Они-то и являются главной составляющей техногенного воздействия на окружающую среду.
Например, цветные металлы обычно получают из руды, одна тонна которой содержит от нескольких граммов до нескольких килограммов полезного вещества. В цветной металлургии при получении 12 основных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, вольфрам, молибден, золото, ртуть, олово, сурьма) из руд может попутно извлекаться еще 63 полезных компонента, в том числе благородные и редкие металлы, редкоземельные элементы и др. Тем не менее, комплексная переработка руд цветных металлов пока еще не стала непреложным законом.
Кроме того, следует отметить, что каждые 7-8 лет общее количество полезных ископаемых, используемых человеком, удваивается.
Потребности современного человека обеспечиваются расходом 20-30 т/год различных видов минерального сырья, из которых в лучшем случае 1-2% переходят в конечную продукцию. Следовательно, при существующей технологии пятимиллиардное население планеты должно «производить» не менее 100 млрд. т производственных отходов.
К этому количеству следует добавить немалую долю отходов потребления, среди которых только более бытовые отходы индустриально развитых стран Запада составляют 13 млрд. т, и их объем увеличивается в 10 раз быстрее роста населения.
Где же выход из создавшейся обстановки? М. Монтень в работе «Опыты» подчеркнул, что «в природе нет ничего бесполезного».
Известный эколог Б. Коммонер почти афористично ответил на этот вопрос: «Природа знает лучше».
Жизнь растений и животных, существующая на Земле миллиарды лет, обусловлена процессами, сопровождавшимися образованием значительных количеств отходов. И в то же время в целом ее развитие подчиняется законам безотходного производства. Здесь нет противоречия, так как все отходы перерабатываются природой и находят свое место в организации новой жизни. Происходит естественный биогеохимический круговорот вещества. Так в природе реализуется принцип безотходного производства, позволяющий экономно расходовать вещество и энергию, при котором отходы одних организмов служат средой обитания других.
Вопросы и задания
1.Как производства взаимодействуют с окружающей средой?
2.Почему процессы, протекающие в биосфере, в целом можно охарактеризовать как безотходное производство?
Развитие цивилизации. Куда заведут нас технологии.
Утилизация отходов производства и потребления. Часть 1. Бытовые отходы. Вайсберг Л.А.
Законы экологии Коммонера
Круговорот веществ в биосфере
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций