Урок по экологии в 9 классе «Взаимодействия в системе "Биосфера-Солнце"»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Взаимодействия в системе «Биосфера-Солнце»
История гелиобиологии и космической антропоэкологии как самостоятельных наук началась в 1915 г. с доклада «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли» 18-летнего биолога, впоследствии известного ученого Александра Леонидовича Чижевского. Космические факторы, связанные с поведением Солнца, способны влиять на биосферу не только через климатические и погодные колебания, как считали до тех пор, но и непосредственно через космические и солнечные «радиации» и обусловленные ими изменения в геомагнитной обстановке.
А. Л. Чижевский установил статистические связи между событиями на Солнце и всевозможными массовыми явлениями на Земле: заболеваемостью, смертностью, самочувствием населения, скоростью размножения и миграции рыб, животных, насекомых, развитием и урожайностью высших растений.
Кроме того, прослеживается, например, четкая зависимость между активностью Солнца и динамикой транспортных аварий. Их число в дни активного Солнца возрастает в 2-4 раза по сравнению со «спокойными» днями.
К этому выводу ученые пришли, проанализировав данные о десятках тысяч аварий, происшедших на дорогах за 20 лет.
Солнце простирает свое влияние буквально на все живое на Земле. Доказательство тому, - циклические изменения, обнаруженные в ряде перечисленных явлений и совпадающие с периодами, свойственными колебаниям солнечной и геомагнитной обстановки: 11-летние циклы, связанные с солнечной активностью; 27-дневные, зависящие от длительности существования отдельных пятен на Солнце; сезонные изменения - следствие вращения Земли вокруг Солнца.
С началом освоения космического пространства ученые получили уникальную возможность исследовать физические процессы, протекающие на Солнце и в околоземном пространстве, регистрируя изменения, происходящие в земной атмосфере, а с помощью метеорологических спутников наблюдать за тем, что происходит в земной атмосфере.
Каковы же основные факторы, осуществляющие связь Солнца и биосферы Земли?
В первую очередь, это те физические факторы, которые наиболее подвержены отклонениям'от норм в период солнечной активности: электромагнитные колебания; атмосферный инфразвук, возникающий во время полярных сияний, ураганов и землетрясений; повышенный уровень радиоактивности в результате «выдав-ливания» из горных пород одного из наиболее токсичных и опасных изотопов - радона-222; колебания ультрафиолетового излучения с длиной волны 290 нм, вызванные изменением толщины озонового экрана, и др.
Все эти факторы настолько повсеместно распространены, что могут приводить к массовым биологическим явлениям, которые как раз и можно наблюдать в периоды подъема солнечной активности.
Пока мы здоровы, наш организм способен справляться с этим посторонним воздействием, но стоит заболеть, например, гипертонией, и космическое влияние напомнит о себе.
Таким образом, идеи А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского о единстве Земли и космоса резко расширили само понятие «окружающая среда», что имеет важное значение для научных исследований в области гелиобиологии и космической антропоэкологии.
Вопросы и задания
1.Приведите примеры влияния солнечной активности на различные явления на Земле.
2. Назовите основные физические факторы, наиболее подверженные влиянию солнечной активности
Влияние солнечной активности на процессы, происходящие на Земле
Солнечный ветер и его влияние на Землю
Вспышки на Солнце последствия / Магнитные бури
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций