Урок-практикум по экологии «Оценка шумового загрязнения окружающей среды» (8–10 классы)
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: оценить шумовое загрязнение окружающей среды вблизи автомобильных дорог, перекрестков, в парках, учебных аудиториях, столовой.
Причины и влияние шумового загрязнения окружающей среды
Шумовое загрязнение приводит к различным расстройствам у людей. Это вызывает психические расстройства как бессонница, тревожность, депрессия, поведенческие и эмоциональные стрессы.
Кроме того возможны: глухота, гипертония, увеличение потоотделения, головокружение, головная боль, тошнота, рвота, головокружение, усталость, нежелательные изменения в дыхании, циркуляции крови в кожи, расширение зрачков глаз, сужение кровеносных сосудов, происходят изменения в мышечной напряженности, страх, повышение пульса, нарушение моторики, эндокринные реакции и другие расстройства, вызванные шумовым загрязнением у людей.
Шум стал постоянной частью нашей жизни в эти дни из-за развития промышленности и технологий. В отличие от всех остальных он не вызывает изменение компонентов окружающей среды, шум не элемент, соединение или вещество, которое может накапливаться и вредить будущему поколению. Это особый вид волн, как правило, передается по воздуху в виде волны давления и получает его аппарат слуха присутствующий в организме человека.
Особенное загрязнение окружающей среды
. Шумовое загрязнение может быть определено как введение нежелательной звуковой энергии в окружающую среду в концентрациях, которые могут быть вредны для человеческой деятельности. Шум может показаться не таким вредным, как изменение воздуха или воды, но это проблема загрязнения окружающей среды, что влияет на здоровье человека и может способствовать общему ухудшению качества окружающей среды. Шумовое загрязнение является наиболее опасным воздействием на окружающую среду человека, которое является вредным для тела и ума. Это проблема загрязнения окружающей среды.
Источники шумового загрязнения
Промышленная революция внесла существенный вклад в шумовое загрязнение в городах. Существует несколько источников загрязнения, способствующих внутреннему и наружному шуму. Шумовое загрязнение вызвано техническими средствами, громкоговорителями, электрическими генераторами, телевизорами, телефонами, сиренами, пылесосами, стиральными машинами, миксерами, вентиляторами, кондиционерами, холодильниками и различными типами машин. Добыча полезных ископаемых, использование бульдозеров, динамиты, чтобы разбить камни, и буровые установки — другие важные источники шумового загрязнения.
Существует три вида шумов (I) — прерывистый шум или неравномерный шум, (II)- непрерывный или равномерный шум; (III) — мгновенный или импульсный шум, которые включают шум от взрывов, выстрелов, грома и т. д. Первые два являются очень раздражительным и утомительным, вызывая серьезные опасности для здоровья.
Звук 100 дБ приводит к постоянной потере слуха.
Шум около 90 дБ вызывает слуховое утомление.
Загрязнение шумом мешает передаче речевых сообщений и снижает эффективность работы. Проблемы в общении могут привести к отсутствию уверенности в себе, раздражению, усталости и проблемам с концентрацией внимания. Шум напрямую коррелирует со снижением внимания и поведения, увеличивая агрессивность.
Материалы и оборудование: шумомер.
Выбирают места измерения уровня шума вне учебного заведения (улицы, перекрестки, скверы, детские площадки и т.п.) и внутри здания. Измеряют величину шума в децибелах (дБ) в выбранных пунктах. Результаты заносят в таблицу.
Для этой цели используют специальные приборы – шумомеры. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/232359/issledovanie-shuma-priboryi-dlya-izmereniya-shuma
Определение уровня шума
№ замера |
Характеристика обследуемой территории |
Уровень шума, дБ |
Предельно допустимый уровень шума, дБ |
Доля от предельно допустимого уровня шума |
|||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
Среднее для улицы |
|||||||
1 |
|||||||
2 |
|||||||
Среднее для помещения |
Примечание. В соответствии с принятыми санитарными нормами допустимый шум в жилых помещениях не должен быть более 30 дБ в ночное время и 40 дБ в дневное время.
В выводе дать оценку степени шумового загрязнения учебных помещений, столовой, улицы, скверов. Предложить рекомендации по снижению интенсивности шума
Территория безопасности: Шумовое загрязнение, городские вредители
Ролик о проблеме шумового загрязнения
Моя маленькая планета Шумовое загрязнение
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Сомова Светлана Геннадьевна
Панагушина Елена Аркадьевна