Урок экологии в старших классах «Экологическое нормирование качества окружающей среды»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Экологическое нормирование качества окружающей среды
Экологическое нормирование призвано ограничить антропогенные воздействия экологическими возможностями живых систем и нацелено на оптимизацию взаимодействия человека с природой, то есть на научно обоснованное использование природных ресурсов.
Экологическое нормирование предусматривает:
учет множественности путей загрязнения и самоочищения элементов биосферы при оценке последствий антропогенного воздействия;
выявление наиболее чувствительных к антропогенному воздействию, «критических» компонентов биосферы;
развитие научного подхода к нормированию антропогенных воздействий с учетом их влияния на природные экосистемы.
Основным критерием при определении допустимой экологической нагрузки является отсутствие снижения продуктивности, стабильность и разнообразие экосистем
При нормировании антропогенных воздействий большое значение имеют приоритетные факторы (загрязнители окружающей среды).
Санитарная охрана окружающей среды предусматривает соблюдение предельных нормативов содержания загрязнителей в воздухе, воде и почве, называемых предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Значение ПДК устанавливается органами здравоохранения. В основе установления ПДК лежат известные экологические законы: закон Либиха (минимума) и закон Шелфорда (толерантности), с которыми вы познакомились в 9 классе при изучении классической экологии
Суть первого состоит в том, что веществом, присутствующим в недостатке (в минимуме) по сравнению с потребностями живого организма (например, растения), определяется жизнеспособность и продуктивность этого организма. Суть же закона толерантности состоит в том, что состояние организма зависит не только от вещества, присутствующего в недостатке, но и от вещества, присутствующего в избытке по отношению к потребностям организма. Это значит, что любой организм, в том числе и человеческий, имеет как верхний, так и нижний пределы выносливости (толерантности) по отношению к физическому или химическому фактору. Загрязняющие вещества (в большинстве случаев ксенобиотики) - это обычные экологические факторы, и экологические законы распространяются на их действие. Понятно, что применительно к таким веществам нижний предел толерантности значения не имеет, а верхний предел не должен превышаться ни при каких условиях. Поэтому же пороговые значения экологического фактора, при которых в организме еще не может произойти никаких необратимых патологических изменений, принимаются в качестве ПДК. Например, для воздушной среды установлены ПДК в воздухе рабочей зоны ПДКрз (производственного помещения), на территории промышленного предприятия (обычно принимается значение 0,3 ПДКрз), в атмосферном воздухе населенного пункта - ПДКн.п.
Подход к определению ПДК
Предельно допустимыми концентрациями (ПДК) называются такие концентрации химических веществ, содержание которых при воздействии на людей, живущих в населенном пункте, круглосуточно и в течение всей жизни, не могут вызвать заболеваний, обнаруживаемых современными методами исследований, как в настоящее время, так и в отдаленные сроки жизни нынешнего или будущих поколений.
Специфика установления ПДКр.3 и ПДКнп состоит в том, что в первом случае вещество воздействует в течение времени, ограниченного рабочим днем и рабочим стажем, на практически здоровых взрослых людей, а во втором - круглосуточно и в течение всей жизни на всех людей. Поэтому в воздухе населенного пункта устанавливают два значения ПДК: среднесуточные и максимально разовые.
В системе экологического нормирования выделяют также предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив, установленный для разовых выбросов загрязняющих веществ в воздух, и предельно допустимый сброс (ПДС) - норматив для разовых сбросов загрязнителей в водоемы. При выработке этих нормативов требуется учет большого числа факторов, таких, как гидрометеорологические условия, рельеф, распределение в пространстве и времени, подверженных воздействию организмов, чувствительности этих организмов к воздействиям и т. д. Изучение данных параметров ведется экологическими службами города.
При оценке нагрузки на природную среду всесторонний анализ окружающей среды позволяет учесть все виды воздействий (естественные и антропогенные) на различные элементы биосферы - отдельные организмы, популяции и биогеоценозы экоситемы в целом.
Следует подчеркнуть особенность предельно допустимой экологической нагрузки (ПДЭН): может оказаться, что «критическим звеном» всей экологической системы будет какой-либо отдельный вид, весьма чувствительный к данному конкретному воздействию, и допустимая нагрузка на экосистему в целом будет определяться нагрузкой именно на этот вид (вспомните закон минимума).
Различие между предельно допустимым и фактическим состоянием характеризует экологический резерв системы. Он будет тем больше, чем меньше отличается фактическое состояние
от среднего (нормального).
Экологический резерв определяет возможную долю возобновляемых природных ресурсов, которая может быть изъята из биосферы (либо ее компонентов) без нарушения основных свойств среды.
Вопросы и задания
1.Какие задачи решает экологическое нормирование?
2.Что означают ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН?
3.Что такое экологический резерв системы?
Экологическое нормирование
Нормативы качества среды. Учебный фильм
Презентация на тему: "Экологическое право. Кризисное состояниие окружающей среды."
Год экологии для компании «Серебро Магадана» начался с проверки системы экологического менеджмента
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций