Урок экологии в старших классах «Экологическое земледелие»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Информация
Экологическое земледелие
Примерно 20-30 лет назад дальновидные специалисты в области сельского хозяйства начали разрабатывать новое перспективное направление - экологическое земледелие. Его основной принцип - учет экологических закономерностей в сельскохозяйственном производстве и их использование в целях оптимизации взаимоотношений человека и природы. Сторонники этого направления выдвигают на первое место не урожайность, а сохранение природного (естественного) плодородия почвы, которое как раз и гарантирует долгосрочное благополучие.
Экологическое земледелие подразумевает:
минимальную обработку почвы, т. е. отказ от использования крупногабаритных сельскохозяйственных машин, которые сдавливают почву и тем самым влияют на ее плодородие;
бережное отношение к имеющимся и насаждение новых полос деревьев и кустарников, охраняющих почву от ветровой эрозии;
разумное использование минеральных удобрений и пестицидов
В настоящее время ни у кого уже не вызывает сомнений, что будущее принадлежит биологическим методам защиты, среди которых важнейшим является стимулирование врагов вредителей сельского хозяйства (хищников, паразитов или возбудителей болезней). Среди хищников используются многие птицы, жужелицы, божьи коровки, хищные клещи и личинки мух-журчалок. Для борьбы с мухами белокрылками (вредителями тепличных культур) используются наездники (паразиты). Примером использования возбудителей болезней может служить применяемый во всем мире бактериальный препарат ВасШиз 1Ьиг§етеп818, используемый для борьбы с вредными гусеницами бабочек, такими, как огородные белянки (капустницы, репницы и др.) или кукурузный мотылек.
Из других направлений биологической защиты можно назвать стимулирование роста растений с использованием определенных методов их выращивания (смешанное возделывание, севооборот). Севооборот заключается в определенной последовательности возделывания нескольких видов растений на одном земельном участке. Таким образом, в течение одного года, с весны до зимы, различные культуры сменяют друг друга, оптимально используя имеющийся в почве запас питательных веществ. Часто используется не только чередование культур в течение одного года, но и многолетний севооборот.
При смешанном возделывании на одном участке выращивают различные сельскохозяйственные культуры. Защита от вредителей и сбалансированное поглощение питательных веществ обеспечивается, в отличие от севооборота, не последовательно друг после друга, а одновременно. Типичные примеры смешанного возделывания - выращивание лука вместе с морковью, капусты или кукурузы вместе с бобами, т. е. мелкокорневых растений вместе с глубококорневыми, ибо они не отнимают друг у друга
место и питательные вещества, а кроме того, подавляют рост вредителей соседа. Однако необходимо учитывать, что есть растения, влияющие друг на друга отрицательно, поскольку они кон-
курируют за питательные вещества, корневое пространство или содействуют развитию вредителей. В качестве примеров нежелательного соседства можно назвать горох и чеснок или помидоры,
огурцы и редьку, фасоль и лук.
Говоря об использовании в сельском хозяйстве удобрений и пестицидов, человек должен постоянно помнить об эффекте «бумеранга» и о законе предельного плодородия.
«Эффект бумеранга» заключается в том, что последствиями все увеличивающегося использования удобрений и пестицидов может быть необратимое загрязнение почв, причем от
этого страдают и ни в чем не повинные организмы, прежде всего основные деструкторы (например, дождевые черви), уменьшение популяции которых угрожает гибелью всей экосистеме.
Закон предельного плодородия (закон предельной урожайности), описанный К. Праттом в 1965 г., |
гласит, что повышение урожайности имеет тенденцию к замедлению по мере того, как необоснованно
увеличивается количество вносимых удобрений
Выделяя далее основные направления экологизации научнотехнического прогресса в сельском хозяйстве, следует отметить компостирование навоза с дальнейшим его использованием в качестве удобрения; применение безотвальных орудий при обработке почв; снижение массы сельскохозяйственных машин, что уменьшает давление на почву; широкое внедрение биологических методов защиты растений, быстроразлагающихся пестицидов и др.
Экологическое земледелие Биопрепарат Экомик Урожайный
ЦЕНТР ПРИРОДНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ "СИЯНИЕ"
Органическое земледелие с чего начать? Природное земледелие
Первые шаги в природном земледелии
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
Каторжина Лариса Николаевна
Панагушина Елена Аркадьевна