12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72111
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Урок биологии»

 

Методические разработки уроков 10-11класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ- УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Закрепить знания учащихся о сущности раз­множения, его биологической роли:

Проверить знания особенностей бесполого раз­множения, выяснить понимание учащимися роли этого размножения.

Проверить знания цитологических основ поло­вого размножения, связанных с формированием специализированных клеток, их объединением и последующим развитием.

Проверить знание о мейозе как сложном про­цессе созревания половых клеток, связанном с уменьшением вдвое генетической информации.

 

Проверка знаний учащихся

Формы размножения организмов

 

К 1.Заполните таблицу. Сделайте вывод.

На примере

Строение и функции половых клеток

 

Признаки

Женские гаметы

Мужские гаметы :

Формы и размеры

   

Особенности

строения

   

Функции

   

 

Вопросы и задания

Какие особенности сперматозоида позволили передавать наследственную информацию мужского организма, обеспечивать активную подвижность проникновение в яйцеклетку?

Какие особенности строения яйцеклетки способны обеспечить развивающийся зародыш питательными веществами?

В результате каких процессов образуется гаплоидный набор хромосом в гаметах?

О чем свидетельствует сходство процессов присущих всем животным и человеку?

Каким образом возникают изменения в генетическом материале новых поколений?

Какая форма размножения обеспечивает приспособляемость к изменениям окружающей среды?

Что такое конъюгация гомологичных хромосом? Когда она происходит?

Как происходят процессы митоза и мейоза половой и бесполой фаз размножения?

Заполните таблицу

Сравните фазы двух делений опишите состояние хромосом в этих фазах


 

Этапы

Характеристика мейоза

Первое деление

Второе дед

Интерфаза

   

Профаза

   

Метафаза

   

Анафаза

   

Телофаза

   

Вопросы и задания для обсуждения

Каким образом можно создать любое число гене­тически тождественных копий какой-либо ценной особи животного?

С каким биологическим процессом связано про­израстание растений земляники на лесных полянах группами — куртинками?

В чем сущность полового процессе?

Как называется тип генетической регенерации у прокариот, когда две бактериальные клетки вступа­ют друг с другом в контакт через цитоплазматиче­ский мостик, по которому из клетки-донора (0) в клетку реципиент (Р) передвигается бактериальная хромосома?

Какие преимущества дает организму образова­ние большого количества спор?

Сравните процесс почкования и размножения путем деления клеток.

Рассмотрите рисунок. Почему по втором слу­чае возникли новые виды, а в первом — нет?

 


 


         1                                                       2

 

ВИКТОРИНА « Бесполое размножение»

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Какой генотип имеют потомки при бесполом размножении?

Такой же, как у родительской

Набор двух разных особей

Совершенно случайный

2. Что позволяет делать бесполое размножение?

Быстро увеличивать количество особей одного вида

Повышает смертность

Уничтожает структуру биосферы

3. Что такое вегетативное размножение?

Вид полового размножения

Вид бесполого размножения

Вид слияния двух различных по полу гамет

4. Могут ли растения размножаться стеблями?

Да

Нет

Неизвестно

5. Какое растение может размножаться черенком листа?

Тюльпан

Бегония

Кактус

6. С помощью чего размножается большинство растений?

Спор

Насекомых

Ветра

7. К какому виду размножения относится размножение спорами?

Бесполому

Половому

Нет такого размножения

8. Что такое споры растений?

Гаплоидные клетки

Наборы хромосом

То же самое, что и споры бактерий

9. Как могут размножаться кольчатые черви?

Спорами

Делением тела

Стеблями

10. Как размножаются дрожжи?

Почкованием

Делением тела

Спорами

ВИКТОРИНА « Половое размножение»

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Где созревают сперматозоиды?

В яичниках

В семенниках

В желудочках

2. Где созревают яйцеклетки?

В яичниках

В семенниках

В желудочках

3. Чего больше — сперматозоидов или яйцеклеток?

Сперматозоидов

Яйцеклеток

Всегда по-разному

4. Как распределяется цитоплазма при созревании яйцеклетки в мейозе?

Равномерно

Неравномерно

Ее там нет

5. Одинаков ли процесс мейоза у яйцеклетки и сперматозоида?

Да

Нет

Неизвестно

6. Во что превращаются нежизнеспособные части яйцеклетки?

В сперматозоиды

В направляющие тельца

Отмирают сразу

7. Сколько яйцеклеток обычно бывает в женском организме?

Одна

Две

Бесконечно много

8. Что такое конъюгация?

Кратковременное соединение гомологичных хромосом

Долговременное слияние хромосом

Слияние любых хромосом

9. Сколько фаз в первом делении мейоза?

Два

Три

Четыре

10. Какая последняя фаза мейоза?

Протофаза

Биофаза

Телофаза

 

ВИКТОРИНА  «СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ»

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. На какие группы можно подразделить все способы размножения?

половое и бесполое

почкование и половое

вегетативное и половое

2. Какое размножение присуще одноклеточным?

деление

половое

почкование

3. Как называется тип размножения, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия гамет?

бесполое

половое

деление

4. Какие многоклеточные размножаются бесполым путем?

земноводные и пресмыкающиеся

ланцетники и насекомые

растения и грибы

5. Какому организму не присуще деление?

дрожжи

ланцетники

губки

6. Как называется непрямое деление клетки?

митоз

мейоз

амитоз

7. Как называются половые клетки?

эндосперм

эндометрий

гамета

8. Какие организмы размножаются спорами?

розоцветные и астровые

грибы и папоротники

голосемянные и покрытосемянные

9. Как называется образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи?

почкование

спорообразование

вегетативное размножение

10. Как называется животное, имеющее и мужские, и женские гонады?

гермафродит

гетеротроф

автотроф

 

Жиненный цикл клетки

 

 

 

 


 

Митоз, интерфаза, жизненный цикл клетки

 

 

 

 


 


 

Повторение: митоз и мейоз


 

 

 

 

 

 


 

Мейоз, гаметогенез | ЕГЭ Биология


 

 

 


 

 

Ресурсы

В. Б. ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах" М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. "Феникс"

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.