Урок экологии «Проблема диоксинов»

2
0
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Проблема диоксинов

О диоксинах сегодня говорят и пишут много. Что же такое диоксины и почему проблема диоксинов стала столь актуальна? Начнем с химии.

В центре молекулы два атома кислорода, соединенные с дву­мя бензольными кольцами*, каждое из которых, в свою очередь, / связано с двумя атомами хлора.

Совершенная форма. Прекрасная по своей простоте, изящ­ная, словно орнамент. А ведь эта формула принадлежит самому токсичному из всех искусственных веществ, действие которого сильнее цианидов, стрихнина, кураре, запрещенных сегодня от­равляющих веществ: зомана, зарина, табуна.

Во всем мире классический диоксин признан абсолютным ядом.

Однако под диоксинами следует подразумевать не какое-то конкретное вещество, а несколько десятков семейств, включаю­щих кислородсодержащие ксенобиотики, а также семейство би­фенилов, не содержащих атомы кислорода.

Это позволяет ей удивительно точно вписываться в рецепторы живых организмов. Физиологическая активность при­шельцев подавляет жизненные функции приютивших их хозяев, за­ставляет их работать иначе. В малых дозах диоксины не столько отравляют, сколько именно видоизменяют живое. Симптоматика ди- оксинового отравления крайне сложна. Диоксин может годами нака­пливаться в организме, не вступая там ни в какие взаимодействия, а затем дать о себе знать в виде самых разнообразных болезней. Блокируя рецепторы, молекула диоксина, как и злосчастный вирус СПИДа, подавляет иммунные возможности организма. Начаться мо­жет с мелочи - с раздражения кожи. Потом появляются незаживаю­щие фурункулы. А потом вдруг рождается ребенок-урод, развивается психическое расстройство, злокачественная опухоль...


 

Впервые о массовых заболеваниях, проявившихся в виде множества покрывающих кожу незаживающих фурункулов, врачи узнали в 1949 г. после аварии на заводе «№1го» в американском штате Вирджиния. Пострадали тогда двести с лишним человек, и примерно у половины из них обнаружили симптомы какой-то новой болезни. Впрочем, сразу же вспомнили, что эта болезнь известна еще с конца прошлого века и называется хлоракне (тогда немецкие врачи сочли ее чисто кожной и причину усмот­рели единственно в действии хлора).

Затем 1953 год: авария на заводе фирмы «ВА8Р» в ФРГ. И снова у 55 пострадавших - хлоракне. 1956 год - взрыв на заводе фирмы «Копе Рои1епк» во Франции. И снова та же странная бо­лезнь, возбудитель которой неизвестен, но теперь все хотя бы по­няли, что это определенно не воздействие хлора. В результате мно­гих лет исследовательской работы ученые пришли к выводу, что возбудителем хлоракне является вещество из семейства диоксинов.

Затем открытия шли по нарастающей. Ученым удалось уста­новить, что причиной азиатских болезней Юшо и Ю-Ченг (названы они в память соответственно японского и тайваньского поселков, жители которых пострадали в 60-70-е годы от жесто­кого отравления) послужил собрат классического диоксинатет-рахлоридбензофуран. Общее число пострадавших при этих двух катастрофах составило примерно четыре тысячи человек.

За период с 1961 по 1970 гг. американская армия, сражаясь с партизанами, распылила над территорией Южного Вьетнама 57 тыс. т. дефолианта для уничтожения растительности. Подобные операции пришлось прекратить из-за мно­гочисленных сообщений о раковых и других заболеваниях участ­ников событий, в том числе военнослужащих США и Австралии, о рождении у них детей-уродов. Следует отметить, что сам по себе этот препарат с таким красивым названием не может вызы­вать ничего подобного. Но из-за несовершенства его производства упомянутые 57 тыс. т дефолианта содержали 170 кг (диоксина), который и наделал столько бед.

Однажды попав в определенную среду обитания - воду, воздух, почву, - диоксины остаются там, никуда не исчезая, вплоть до пол­ного распада. А это достаточно долгий срок. Период их полураспада, например, в почве - 10-12 лёт, в организме человека - 6-7 лет. Ди­оксины практически нерастворимы в воде, устойчивы к изменениям температуры, неподвластны влиянию кислот и щелочей.

Диоксины обнаружены в составе отходов металлургии, деревооб­рабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Образуются они и при уничтожении отходов в мусоросжигательных печах, на теп­ловых электростанциях, в выхлопных газах автомобилей, в табачном дыме, при пожарах, когда горят синтетические покрытия и масла в трансформаторных будках, на городских свалках... Практически везде, где ионы хлора или брома или их сочетания взаимодействуют с актив­ным углеродом в кислородной среде, возникают диоксины.

Стекая с отходами производства в реки, моря, водоемы, почву, ксенобиотики усваиваются живыми организмами и попадают на обе­денный стол человека вместе с рыбой, молоком и другими продуктами. При разработке предельно допустимых норм диоксина для орга­низма человека положена степень риска - вероятность появления одного пострадавшего на миллион. Официально установленная су­точная санитарная норма в разных странах колеблется от 0,006 до9 пикограмм (10 г) диоксина на один килограмм живого веса.

Проблеме диоксина был посвящен международный симпозиум «Диоксин-89» в Торонто. Научно-исследовательская работа по антидиоксиновому направлению ведется учеными большинства стран мира. Шведским ученым уже удалось найти способ получения чис­той (бездиоксиновой) бумаги (обычно диоксин присутствует в любой бумаге: для получения целлюлозы древесную массу хлорируют, чтобы освободить ее от лигнина. Особо опасны упаковочные паке­ты с кофе: это продукт маслянистый, а диоксин - вещество липо- фильное, легко растворимое в жирах. В ФРГ, США, Японии нау­чились сжигать отходы так, чтобы ксенобиотики почти не образо­вывались. Антидиоксиновые фильтры разработаны во Франции. В нашей стране также ведутся работы по антидиоксиновой проблеме.

Вопросы и задания

1.Что называется диоксинами?

2.В чем заключается механизм воздействия диоксинов на здоровье человека?

3.Приведите примеры массовых отравлений людей диокси­ном.

4.Назовите основные источники поступления диоксинов в окружающую среду.

 

Жирнова Д.Ф. Загрязнение пестицидами и диоксинами

 

 

 

 

ДИОКСИН. Что это такое? Как он появляется в водопроводной воде?

 

 

 

 


 

Диоксины - одно из самых ядовитых для человека веществ

 

 

 

Что такое диоксины

 

 

 


 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.