Урок экологии «Проблема диоксинов»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Проблема диоксинов
О диоксинах сегодня говорят и пишут много. Что же такое диоксины и почему проблема диоксинов стала столь актуальна? Начнем с химии.
В центре молекулы два атома кислорода, соединенные с двумя бензольными кольцами*, каждое из которых, в свою очередь, / связано с двумя атомами хлора.
Совершенная форма. Прекрасная по своей простоте, изящная, словно орнамент. А ведь эта формула принадлежит самому токсичному из всех искусственных веществ, действие которого сильнее цианидов, стрихнина, кураре, запрещенных сегодня отравляющих веществ: зомана, зарина, табуна.
Во всем мире классический диоксин признан абсолютным ядом.
Однако под диоксинами следует подразумевать не какое-то конкретное вещество, а несколько десятков семейств, включающих кислородсодержащие ксенобиотики, а также семейство бифенилов, не содержащих атомы кислорода.
Это позволяет ей удивительно точно вписываться в рецепторы живых организмов. Физиологическая активность пришельцев подавляет жизненные функции приютивших их хозяев, заставляет их работать иначе. В малых дозах диоксины не столько отравляют, сколько именно видоизменяют живое. Симптоматика ди- оксинового отравления крайне сложна. Диоксин может годами накапливаться в организме, не вступая там ни в какие взаимодействия, а затем дать о себе знать в виде самых разнообразных болезней. Блокируя рецепторы, молекула диоксина, как и злосчастный вирус СПИДа, подавляет иммунные возможности организма. Начаться может с мелочи - с раздражения кожи. Потом появляются незаживающие фурункулы. А потом вдруг рождается ребенок-урод, развивается психическое расстройство, злокачественная опухоль...
Впервые о массовых заболеваниях, проявившихся в виде множества покрывающих кожу незаживающих фурункулов, врачи узнали в 1949 г. после аварии на заводе «№1го» в американском штате Вирджиния. Пострадали тогда двести с лишним человек, и примерно у половины из них обнаружили симптомы какой-то новой болезни. Впрочем, сразу же вспомнили, что эта болезнь известна еще с конца прошлого века и называется хлоракне (тогда немецкие врачи сочли ее чисто кожной и причину усмотрели единственно в действии хлора).
Затем 1953 год: авария на заводе фирмы «ВА8Р» в ФРГ. И снова у 55 пострадавших - хлоракне. 1956 год - взрыв на заводе фирмы «Копе Рои1епк» во Франции. И снова та же странная болезнь, возбудитель которой неизвестен, но теперь все хотя бы поняли, что это определенно не воздействие хлора. В результате многих лет исследовательской работы ученые пришли к выводу, что возбудителем хлоракне является вещество из семейства диоксинов.
Затем открытия шли по нарастающей. Ученым удалось установить, что причиной азиатских болезней Юшо и Ю-Ченг (названы они в память соответственно японского и тайваньского поселков, жители которых пострадали в 60-70-е годы от жестокого отравления) послужил собрат классического диоксинатет-рахлоридбензофуран. Общее число пострадавших при этих двух катастрофах составило примерно четыре тысячи человек.
За период с 1961 по 1970 гг. американская армия, сражаясь с партизанами, распылила над территорией Южного Вьетнама 57 тыс. т. дефолианта для уничтожения растительности. Подобные операции пришлось прекратить из-за многочисленных сообщений о раковых и других заболеваниях участников событий, в том числе военнослужащих США и Австралии, о рождении у них детей-уродов. Следует отметить, что сам по себе этот препарат с таким красивым названием не может вызывать ничего подобного. Но из-за несовершенства его производства упомянутые 57 тыс. т дефолианта содержали 170 кг (диоксина), который и наделал столько бед.
Однажды попав в определенную среду обитания - воду, воздух, почву, - диоксины остаются там, никуда не исчезая, вплоть до полного распада. А это достаточно долгий срок. Период их полураспада, например, в почве - 10-12 лёт, в организме человека - 6-7 лет. Диоксины практически нерастворимы в воде, устойчивы к изменениям температуры, неподвластны влиянию кислот и щелочей.
Диоксины обнаружены в составе отходов металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Образуются они и при уничтожении отходов в мусоросжигательных печах, на тепловых электростанциях, в выхлопных газах автомобилей, в табачном дыме, при пожарах, когда горят синтетические покрытия и масла в трансформаторных будках, на городских свалках... Практически везде, где ионы хлора или брома или их сочетания взаимодействуют с активным углеродом в кислородной среде, возникают диоксины.
Стекая с отходами производства в реки, моря, водоемы, почву, ксенобиотики усваиваются живыми организмами и попадают на обеденный стол человека вместе с рыбой, молоком и другими продуктами. При разработке предельно допустимых норм диоксина для организма человека положена степень риска - вероятность появления одного пострадавшего на миллион. Официально установленная суточная санитарная норма в разных странах колеблется от 0,006 до9 пикограмм (10 г) диоксина на один килограмм живого веса.
Проблеме диоксина был посвящен международный симпозиум «Диоксин-89» в Торонто. Научно-исследовательская работа по антидиоксиновому направлению ведется учеными большинства стран мира. Шведским ученым уже удалось найти способ получения чистой (бездиоксиновой) бумаги (обычно диоксин присутствует в любой бумаге: для получения целлюлозы древесную массу хлорируют, чтобы освободить ее от лигнина. Особо опасны упаковочные пакеты с кофе: это продукт маслянистый, а диоксин - вещество липо- фильное, легко растворимое в жирах. В ФРГ, США, Японии научились сжигать отходы так, чтобы ксенобиотики почти не образовывались. Антидиоксиновые фильтры разработаны во Франции. В нашей стране также ведутся работы по антидиоксиновой проблеме.
Вопросы и задания
1.Что называется диоксинами?
2.В чем заключается механизм воздействия диоксинов на здоровье человека?
3.Приведите примеры массовых отравлений людей диоксином.
4.Назовите основные источники поступления диоксинов в окружающую среду.
Жирнова Д.Ф. Загрязнение пестицидами и диоксинами
ДИОКСИН. Что это такое? Как он появляется в водопроводной воде?
Диоксины - одно из самых ядовитых для человека веществ
Что такое диоксины
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций