12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении гри­бов, о типах питания и размножения грибов, о съедобных и ядо­витых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Оборудование и материалы: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедоб­ные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д.; нату­ральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консерви­рованные грибы, изображения грибов, готовые микропрепараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

Ключевые слова и понятия: царство грибов, эукариоты; цел­люлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ пи­ тания; вегетативное тело — мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; способы питания грибов: грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями ми­целия, спорами), половое (специализированными клетками — га­метами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.

Актуализация знаний

Объясните, почему о грибе говорят: «Это не растение, не жи- •ф вотное, но и то и другое».

Охарактеризуйте главные функции грибницы в жизни гриба.

Поясните, какую роль в природе и в жизни человека играют плесневые грибы.

Составьте схему процесса возникновения грибов на Земле.

Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о роли плесневых грибов в здравоохранении.

Грибы — представители особого царства. На Земле они возникли очень давно. Эти организмы относят к эукариотам, так как в их клет­ках есть оформленное ядро, отделённое от цитоплазмы двойной мем­браной. Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными. По спо­собу питания грибы — гетеротрофы. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

Рассказ учителя с элементами беседы

Но давайте более подробно познакомимся со шяпочными гри­бами и их строением. В начале урока вы назвали несколько гри­бов, и практически все они оказались шляпочными. Шляпочные грибы наиболее известны, и у большинства людей именно они ассоциируются со словом «гриб».

В повседневной жизни, говоря о грибах, мы обычно имеем в виду плодовое тело шляпочного гриба. Именно плодовые тела шляпочных грибов мы и используем в пищу.

Но почему мы называем эти грибы шляпочными? (Потому что у большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.)

Если в том месте, где выросло плодовое тело гриба, аккурат­но разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся, часто бесцветные нити грибницы.

Из чего состоят шляпка и ножка шляпочного гриба? (Из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы, кото­рые называют ложной тканью.)

В шляпке этих грибов нити мицелия образуют два слоя: верх­ний, который покрыт окрашенной различными пигментами кожицей, и нижний, который бывает двух типов. По характеру строения этого нижнего слоя грибы можно разделить на два типа.

Типы шляпочных грибов


 

Трубчатые

Пластинчатые

Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры

Нижний слой шляпки образо­ван пластинками, отходящими от центра шляпки и направлен­ными к ее краю. На стенках пла­стинок созревают споры

Белые, маслята, подберезовики, подосиновики и т. д.

Рыжики, сыроежки, волнушки, мухоморы и т. д.

(Учащимся дается 1—2 мин, чтобы, основываясь на личном опыте, заполнить последнюю строку таблицы (примеры), после чего 2—3 ученика зачитывают названия грибов, другие добавляют. Учитель демонстрирует грибы из коллекции.)

В трубочках и на пластинках шляпки образуются мелкие спо­ры, которые распространяются ветром, насекомыми, беспозво­ночными, белками, зайцами и т. д. При благоприятных условиях они прорастают, и образуется грибница, на которой впоследствии образуются плодовые тела с новыми спорами.

Интересно то, что клетки многих грибниц, образующих плодо­вые тела, двухъядерные. Дело в том, что у большинства видов грибов плодовое тело возникает на грибнице, образованной слившимися клетками нитей мицелия, берущих начало от разных спор.

Закрепление знаний и умений

Строение и жизнедеятельность грибов

 

 

 

Практическая работа 40. СТРОЕНИЕ ПЛОДОВЫХ ТЕЛ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ

Цели: познакомить со строением плодовых тел шляпочных грибов; продолжить формирование навыков работы с натураль­ными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы (за­фиксированные в крепком растворе соли или спирте), лупа, пинцет, препаровальный нож, ванночки для зафиксированных объектов, готовые препараты: «Поперечный срез трубчатого спороносно­го слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

Общие рекомендации. Натуральный материал для лабораторной работы учитель должен подготовить заранее. Летом или осенью необходимо собрать трубчатые и пластинчатые грибы, поместить в стеклянные банки и залить крепким раствором соли или техни­ческим спиртом, плотно закрыть крышками и поставить в про­хладное место.

Готовые препараты «Продольный срез пластинчатого спо­роносного слоя» и «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя» учитель может изготовить самостоятельно. Для этого шляп­ки грибов необходимо выдержать в крепком спиртовом растворе в течение 3—4 ч. Затем острым лезвием сделать несколько попе­речных срезов с нижней части шляпки трубчатого гриба. Срезы необходимо делать максимально тонкими. Приготовленные сре­зы положить на предметное стекло в каплю воды с глицерином и накрыть покровным стеклом. Аналогично готовится препа­рат продольного среза пластинчатого спороносного слоя гриба.

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

Строение и многообразие грибов

 

 

 

Ход работы

1.Рассмотрите внешнее строение плодовых тел шляпочных грибов. Найдите ножку и шляпку.

2.Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба и укажите его основные части.

3.Рассмотрите внешнее строение трубчатого гриба, аккурат­но при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки. Разрежьте скальпелем пенек вдоль. С помощью лупы рассмотрите прилегаю­щие друг к другу нити гиф, составляющих плодовое тело гриба.

4.С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляп­ки гриба. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся спо­ры. При помощи препаровальной иглы отделите часть трубочек от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.

5.С помощью лупы изучите готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».

6.Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки трубча­того гриба и сделайте схематичный рисунок готового препарата «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».

7.Рассмотрите внешнее строение пластинчатого гриба, акку­ратно при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки.

8.С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляп­ки гриба. Найдите пластинки, на которых находятся споры. При помощи препаровальной иглы отделите несколько пластинок от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.

9.С помощью лупы изучите готовый препарат «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

10.Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки пла­стинчатого гриба и сделайте схематичный рисунок готового пре­парата «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».

11.Сделайте вывод, в котором укажите особенности плодово­го тела, строения шляпочного гриба, предназначение плодового тела гриба. Укажите, где образуются споры у шляпочных грибов, и отметьте различия в строении спороносного слоя пластинчатых и трубчатых грибов.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 53; учебник В.В. Пасечника § 7, 8.)

Подумать, приспособлением к чему может являться наличие трубочек или пластинок на нижней части шляпки плодовых тел грибов.

Объясните, какую функцию выполняет гриб в микоризе.

Почему люди употребляют грибы в пищу?

Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов.

Охарактеризуйте роль многоклеточных грибов в природе.

Прочитайте внимательно правила употребления грибов в пи­щу и запомните их

Творческие задания.

Подготовить доклад (с картинками) по темам «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы», «Выращивание различных грибов».

Узнать, как лучше всего собирать грибы: срезать ножом, вырывать из земли, выкапывать или выкручивать.

Какие грибы съедобные

 

 

 

Ядовитые грибы

 
 

 

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть гриб трутовик. Относится ли он к шляпочным грибам? Почему? Найти описание этого гриба. Выяснить, съедо­бен ли он.

При помощи определителя грибов или другой специальной ли­тературы составить список съедобных и несъедобных грибов вашей местности. Какие грибы принято называть условно съедобными?

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.