Сценарий урока биологии в 6 классе «Практическая работа. Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: познакомить с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства и черты отличия грибов от растений; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов, о съедобных и ядовитых шляпочных грибах; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Оборудование и материалы: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи» и т. д.; натуральные объекты — плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, спорынья, дрожжи, консервированные грибы, изображения грибов, готовые микропрепараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
Ключевые слова и понятия: царство грибов, эукариоты; целлюлоза, хитин, мочевина, гликоген; гетеротрофный способ пи тания; вегетативное тело — мицелий (грибница), плодовое тело; ложная ткань; симбиоз, ферменты, микориза; способы питания грибов: грибы-сапрофиты, грибы-паразиты, симбионты и грибы- хищники; способы размножения грибов: бесполое (частями мицелия, спорами), половое (специализированными клетками — гаметами); шляпочные грибы, ножка и шляпка; трубчатые грибы, пластинчатые грибы.
Актуализация знаний
Объясните, почему о грибе говорят: «Это не растение, не жи- •ф вотное, но и то и другое».
Охарактеризуйте главные функции грибницы в жизни гриба.
Поясните, какую роль в природе и в жизни человека играют плесневые грибы.
Составьте схему процесса возникновения грибов на Земле.
Используя ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о роли плесневых грибов в здравоохранении.
Грибы — представители особого царства. На Земле они возникли очень давно. Эти организмы относят к эукариотам, так как в их клетках есть оформленное ядро, отделённое от цитоплазмы двойной мембраной. Грибы бывают одноклеточными и многоклеточными. По способу питания грибы — гетеротрофы. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.
Рассказ учителя с элементами беседы
Но давайте более подробно познакомимся со шяпочными грибами и их строением. В начале урока вы назвали несколько грибов, и практически все они оказались шляпочными. Шляпочные грибы наиболее известны, и у большинства людей именно они ассоциируются со словом «гриб».
В повседневной жизни, говоря о грибах, мы обычно имеем в виду плодовое тело шляпочного гриба. Именно плодовые тела шляпочных грибов мы и используем в пищу.
Но почему мы называем эти грибы шляпочными? (Потому что у большинства грибов плодовое тело образовано ножкой и шляпкой.)
Если в том месте, где выросло плодовое тело гриба, аккуратно разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся, часто бесцветные нити грибницы.
Из чего состоят шляпка и ножка шляпочного гриба? (Из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы, которые называют ложной тканью.)
В шляпке этих грибов нити мицелия образуют два слоя: верхний, который покрыт окрашенной различными пигментами кожицей, и нижний, который бывает двух типов. По характеру строения этого нижнего слоя грибы можно разделить на два типа.
Типы шляпочных грибов
Трубчатые |
Пластинчатые |
Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры |
Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки и направленными к ее краю. На стенках пластинок созревают споры |
Белые, маслята, подберезовики, подосиновики и т. д. |
Рыжики, сыроежки, волнушки, мухоморы и т. д. |
(Учащимся дается 1—2 мин, чтобы, основываясь на личном опыте, заполнить последнюю строку таблицы (примеры), после чего 2—3 ученика зачитывают названия грибов, другие добавляют. Учитель демонстрирует грибы из коллекции.)
В трубочках и на пластинках шляпки образуются мелкие споры, которые распространяются ветром, насекомыми, беспозвоночными, белками, зайцами и т. д. При благоприятных условиях они прорастают, и образуется грибница, на которой впоследствии образуются плодовые тела с новыми спорами.
Интересно то, что клетки многих грибниц, образующих плодовые тела, двухъядерные. Дело в том, что у большинства видов грибов плодовое тело возникает на грибнице, образованной слившимися клетками нитей мицелия, берущих начало от разных спор.
Закрепление знаний и умений
Строение и жизнедеятельность грибов
Практическая работа 40. СТРОЕНИЕ ПЛОДОВЫХ ТЕЛ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ
Цели: познакомить со строением плодовых тел шляпочных грибов; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: шляпочные пластинчатые и трубчатые грибы (зафиксированные в крепком растворе соли или спирте), лупа, пинцет, препаровальный нож, ванночки для зафиксированных объектов, готовые препараты: «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя», «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
Общие рекомендации. Натуральный материал для лабораторной работы учитель должен подготовить заранее. Летом или осенью необходимо собрать трубчатые и пластинчатые грибы, поместить в стеклянные банки и залить крепким раствором соли или техническим спиртом, плотно закрыть крышками и поставить в прохладное место.
Готовые препараты «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя» и «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя» учитель может изготовить самостоятельно. Для этого шляпки грибов необходимо выдержать в крепком спиртовом растворе в течение 3—4 ч. Затем острым лезвием сделать несколько поперечных срезов с нижней части шляпки трубчатого гриба. Срезы необходимо делать максимально тонкими. Приготовленные срезы положить на предметное стекло в каплю воды с глицерином и накрыть покровным стеклом. Аналогично готовится препарат продольного среза пластинчатого спороносного слоя гриба.
Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Строение и многообразие грибов
Ход работы
1.Рассмотрите внешнее строение плодовых тел шляпочных грибов. Найдите ножку и шляпку.
2.Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба и укажите его основные части.
3.Рассмотрите внешнее строение трубчатого гриба, аккуратно при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки. Разрежьте скальпелем пенек вдоль. С помощью лупы рассмотрите прилегающие друг к другу нити гиф, составляющих плодовое тело гриба.
4.С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляпки гриба. Найдите отверстия трубочек, в которых находятся споры. При помощи препаровальной иглы отделите часть трубочек от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.
5.С помощью лупы изучите готовый препарат «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».
6.Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки трубчатого гриба и сделайте схематичный рисунок готового препарата «Поперечный срез трубчатого спороносного слоя».
7.Рассмотрите внешнее строение пластинчатого гриба, аккуратно при помощи скальпеля отделите пенек от шляпки.
8.С помощью лупы рассмотрите нижнюю поверхность шляпки гриба. Найдите пластинки, на которых находятся споры. При помощи препаровальной иглы отделите несколько пластинок от мякоти и рассмотрите их с помощью лупы.
9.С помощью лупы изучите готовый препарат «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
10.Зарисуйте внешнее строение нижней части шляпки пластинчатого гриба и сделайте схематичный рисунок готового препарата «Продольный срез пластинчатого спороносного слоя».
11.Сделайте вывод, в котором укажите особенности плодового тела, строения шляпочного гриба, предназначение плодового тела гриба. Укажите, где образуются споры у шляпочных грибов, и отметьте различия в строении спороносного слоя пластинчатых и трубчатых грибов.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 53; учебник В.В. Пасечника § 7, 8.)
Подумать, приспособлением к чему может являться наличие трубочек или пластинок на нижней части шляпки плодовых тел грибов.
Объясните, какую функцию выполняет гриб в микоризе.
Почему люди употребляют грибы в пищу?
Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов.
Охарактеризуйте роль многоклеточных грибов в природе.
Прочитайте внимательно правила употребления грибов в пищу и запомните их
Творческие задания.
Подготовить доклад (с картинками) по темам «Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы», «Выращивание различных грибов».
Узнать, как лучше всего собирать грибы: срезать ножом, вырывать из земли, выкапывать или выкручивать.
Какие грибы съедобные
Ядовитые грибы
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Рассмотреть гриб трутовик. Относится ли он к шляпочным грибам? Почему? Найти описание этого гриба. Выяснить, съедобен ли он.
При помощи определителя грибов или другой специальной литературы составить список съедобных и несъедобных грибов вашей местности. Какие грибы принято называть условно съедобными?
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций