Урок и практическая работа по биологии в 6 классе на тему «Строеие цветка»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: продолжить формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений; познакомить со строением цветка; раскрыть биологическое значение частей цветка; дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями; таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели: «Цветок вишни», «Цветок картофеля» и др.; по возможности живые цветки различных растений.
Ключевые слова и понятия: генеративный орган растения, цветок как укороченный видоизмененный побег; венчик раздельнолепестный, венчик сростнолепестный, раздельнолистная чашечка, сростнолистная чашечка, околоцветник простой, околоцветник двойной; тычинки, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка; сидячие цветки, обоеполые и однополые цветки, тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки; однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.
Цели: познакомить на практике со строением цветка; укрепить знания о строении цветка и его функциях; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые цветки любых растений (лучше всего брать крупные цветки с полным набором элементов) или влажные препараты цветков (учитель должен заранее подготовить препараты, законсервировав цветки в крутом соляном растворе или в спирте); лупы, пинцеты, препаровальные иглы (на каждый стол) (если работа проходит с влажными препаратами, то учащиеся получают также ванночки и бумажные салфетки).
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите цветки или влажные препараты цветков. Определите, из каких частей состоит цветок.
Определите, какой околоцветник у этого цветка — простой или двойной. Если околоцветник простой, то какой вид он имеет — чашечковидный или венчиковидный. Если околоцветник двойной, определите, какая у него чашечка — раздельнолистная или сростнолистная, какой у него венчик — раздельнолепестный или сростнолепестный. Определите количество и окраску лепестков венчика (или околоцветника, если околоцветник простой). Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части (которые видны при данном ракурсе). Подпишите название растения (спросите у учителя).
Правильный это цветок или неправильный? Если цветок правильный, определите, сколько осей симметрии можно провести через него.
Рассмотрите основные части цветка. Найдите тычинки. Сосчитайте количество в данном цветке (если их более 12, точное количество тычинок указывать необязательно). Аккуратно при помощи пинцета извлеките одну тычинку из цветка. Рассмотрите
ее строение. Найдите пыльник и тычиночную нить. Зарисуйте строение тычинки, укажите ее основные части.
Найдите пестик (или пестики). Сосчитайте их примерное количество (если их более одного). Аккуратно извлеките из цветка пестик и рассмотрите его. Найдите рыльце, столбик, завязь. Зарисуйте строение пестика и укажите его основные части.
Найдите и рассмотрите цветоножку и цветоложе.
Сделайте вывод о строении данного цветка, укажите формулу цветка.
Подведение итогов урока
1.Прочитать параграф, знать основные термины
2.Закончить выполнение рисунка.
3.Заполнить таблицы.
Часть пестика |
Рисунок |
Значение |
Особенности строения |
|
|||
Часть тычинки |
Рисунок |
Значение |
Особенности строения |
Творческое задание. Изготовить биологический конструктор «Строение цветка». Вырезать из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты лепестков венчика размером примерно 2 х 3 см. Из зеленого картона или плотной цветной бумаги вырезать силуэты листочков околоцветника; из желтой или коричневой — силуэты тычинок и пестиков (можно использовать разрезанные пополам гигиенические ватные палочки, покрасив их в какой-либо цвет). Попробовать собрать, смонтировав из пластилина, полный и неполный цветок, пестичный (женский) цветок, тычиночный (мужской) цветок.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Рассмотреть все цветущие растения в кабинете биологии (дома, в школе). Определить, какие цветки у этих растений — полные или неполные. Если цветки неполные, то какие — пестичные (женские) или тычиночные (мужские). Есть ли среди этих растений двудомные? Какие? Среди всех растений выделить те, у цветков которых простой околоцветник, двойной околоцветник. Есть ли какие-либо
еще общие признаки у этих цветков? По возможности можно также рассмотреть и срезанные цветки, стоящие в вазах. Составить формулы всех рассмотренных цветков.
Строение цветка
Ботаника. Цветок
Цветок (6 класс) - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2018
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций