12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72110
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
1

Урок№ 45. Лабораторная работа. Превращение запасных веществ в побегах древесных растений в осенне - зимний период, роль криопротекторов в повышении устойчивости растений к морозам

Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться.

Способ оценки абиотических и биотических факторов место­обитания при помощи биологических систем называют биоинди­кацией.

Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.

Превращение запасных веществ в побегах древесных растений в осенне-зимний период, роль криопротекторов в повышении устойчивости растений к морозам

В течение вегетационного периода продукты фотосинтеза от­кладываются в запасающих тканях стеблей древесных растений. Зимой некоторые запасные вещества подвергаются гидролизу, в ходе которого накапливаются соединения, повышающие устой­чивость клеток к низким температурам. Таким образом, они вы­полняют роль криопротекторов.

Цель работы: проследить за изменением качественного соста­ва и локализации запасных веществ в тканях стеблей древесных растений в осенне-зимний период и сделать заключение об неус­тойчивости к морозу по содержанию криопротекторов.

Материалы и оборудование: микроскоп; предметные и по­кровные стекла; лезвие; пинцет; скальпель; спиртовка; препароваль­ная игла; штатив с пробирками (2 шт.); держатель для пробирок; стеклянная палочка; стакан с водой; кусочки фильтровальной бу­маги; спички

Реактивы: раствор йода в К1 (концентрированный раствор, приготовленный по прописи, разбавить в 3 раза); раствор краски Судан III; насыщенный раствор Си804; щелочной раствор сегне- товой соли; феллингова жидкость; глицерин.

Растения: зафиксированные в парах спирта побеги дуба и ли­пы, срезанные в сентябре и в январе и поставленные в вертикаль­ном положении в плотно закрытые банки, на дно которых налит 96%-ный спирт.

Ход работы

На поперечных срезах стебля на срединной и верхней частях побега проведите реакции для обнаружения крахмала, жиров и редуцирующих сахаров и сравните их содержание в осенних и зимних образцах побегов.

Обнаружение крахмала.

Сделайте тонкий поперечный срез стебля (достаточно полу­чить сектор, включающий все части стебля — сердцевину, древе­сину и кору).

Поместите срез на предметное стекло в каплю раствора йода, закройте покровным стеклом и рассмотрите в микроскоп сначала при малом, а затем при большом увеличении. Крахмальные зерна выглядят черными гранулами.

Обнаружение жиров.

Поместите тонкий срез в каплю раствора красителя Судан III, накройте его покровным стеклом и выдержите в растворе не ме­нее 10 минут. Затем срез промойте водой и поместите в каплю глицерина.

Рассмотрите в микроскоп при большом увеличении основную паренхиму коры и сердцевины, древесную и лубяную паренхимы и паренхиму лубодревесных лучей. Капли жира окрашиваются в оранжевый или красный цвет.

Обнаружение редуцирующих сахаров.

Отрезок побега длиной в несколько сантиметров разрежьте вдоль и поместите в концентрированный раствор Си804 на 5 ми­нут, после чего промойте водой и поместите в пробирку с кипя­щим щелочным раствором сегнетовой соли, кипятите 2 минуты. Обработанные таким способом кусочки побега промойте водой, сделайте тонкие поперечные срезы, поместите их на предметное стекло в каплю воды, которую затем замените на глицерин, срезы накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. Кристаллы Си2О при малом увеличении кажутся черными, а при большом увеличении имеют красный оттенок. Более грубый ме­тод заключается в том, что не очень тонкий срез помещают на предметное стекло в большую каплю феллинговой жидкости и, держа пинцетом за край стекла, нагревают до кипения. Образую­щийся при этом осадок Си2О распределяется по всему препарату, что не дает возможности судить о количестве сахара в отдельных тканях.

 

Состав и локализация запасных веществ в побегах

Растение

Дата

взятия

пробы

Локализация запасных веществ в тканях побега

Крахмал

Жир

Сахар

           

Результаты опыта запишите в таблицу, отметив, в каких тканях обнаружены те или иные запасные вещества, и дайте оценку их количества (по пятибалльной шкале). Для каждой древесной по­роды запись начните с результатов анализа осенних проб.

Зарисуйте препараты, раскрасьте их цветными карандашами, сделайте подписи к рисункам, сделайте выводы.

 

Контрольные вопросы

1.Какие запасные вещества образуются в тканях побега у разных видов?

2.Какое значение имеет образование криопротекторов в зимний пе­риод в адаптации растений к морозу?

3.Какие из изученных вами видов более устойчивы к морозу по со­держанию криопротекторов?

Доказательство образования крахмала в листьях/

 

 

 

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки

 

 

 

Рефрактометр (Прибор для определения сахара в растении)

 

 

Ресурсы:

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.