12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
1

Урок№ 39. Лабораторная работа. Определение жизнеспособности древесных растений электрофизиологическим методом

Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться.

Способ оценки абиотических и биотических факторов место­обитания при помощи биологических систем называют биоинди­кацией.

Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.

Определение жизнеспособности древесных растений электрофизиологическим методом

При действии неблагоприятных условий (сильные морозы, за­суха, антропогенные факторы) возникает необходимость быстро определить жизнеспособность растений. Поэтому прижизненная диагностика физиологического состояния древесных растений — важная задача экологии. Электрофизиологические методы позво­ляют без хирургического вмешательства следить за состоянием древесных растений и определять их жизнеспособность. Жизне­способные растения характеризуются более высокой электрофизиологической активностью по сравнению с нежизнеспособными.

Цель работы: изучить жизнеспособность древесных растений.

Материалы и оборудование: сеянцы ивы, осины, березы; агар- агар; КС; хлорсеребряные или каломельные электроды со стек­лянными переходными звеньями; хлопчатобумажные фитили; усилители рН-340; самописцы.

Ход работы. В качестве объекта исследования используют се­янцы ивы, березы, осины. За несколько дней до эксперимента прекратите полив в половине сосудов. В период появления устой­чивого увядания измерьте биопотенциалы у завядших и кон­трольных растений. Биопотенциалы отведите от растений с по­мощью каломельных и хлорсеребряных электродов. Электроды подведите к объекту через стеклянные звенья, заполненные 3%-ным агар-агаром на ЗМ КСЬ. Стеклянные звенья соедините с электро­дами солевыми мостиками, заполненными ЗМ КСЬ.

Непосредственно с растениями контакт соединительных звеньев осуществляется через хлопчатобумажные фитильки, смо­ченные водопроводной водой (подробное описание электродов и экспериментальной установки приведено в разделе практикума, посвященном электрофизиологии). Ответная биоэлектрическая реакция на раздражение отводится от основания верхушечной и нижерасположенной почек.

Измерение проведите через 25—30 минут после присоедине­ния электродов к растению. С отводящих электродов ответная биоэлектрическая реакция подается на усилитель постоянного тока (рН-340), который соединяют с самописцем. Раздражение осуществляется с помощью биостимулятора, регистрируют от­ветную биоэлектрическую реакцию (БЭР). Измерение параметров биоэлектрической реакции запишите в таблицу. Сделайте выводы.

Особенности биоэлектрической реакции различных растений

Вариант

Амплитуда БЭР, мВ

Продолжительность БЭР, с

Выводы о жизнеспособности

       


 

Контрольные вопросы

1.Что такое жизнеспособность растений?

2.В чем заключается биоэлектрический метод определения жизне­способности растений?

3.Какие из изученных видов имеют более высокую жизнеспособ­ность?

Анатомия стебля древесных растений

 

 

 

Какие хвойные растения растут быстро, а какие медленно

 

 

 

Березы в "Питомнике Савватеевых"

 

 

Ресурсы:

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.