Лабораторная работа по экологии «Ранняя диагностика устойчивости растений к вымоканию» (8–10 класс)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Наибольшая чувствительность растений к избытку влаги проявляется на ранних этапах их развития, в период от набухания семян до прорастания. Поэтому оценить устойчивость к вымоканию можно по прорастанию семян в условиях избыточного увлажнения.
Цель работы: изучить устойчивость растений к вымоканию.
Материалы и оборудование: семена различных растений; кюветы; растильни; шкаф для проращивания семян.
Ход работы. Семена погрузите в кюветы, наполненные водой на 3—4 см, при температуре 22—24 °С. На пятые стуки семена поместите в растильни для проращивания. Через 6—7 суток подсчитайте нормально развившиеся проростки. Результаты опыта запишите по следующей схеме.
Вариант |
Кол-во проросших семян, % |
Выводы |
1 |
||
2 |
На основе полученных данных сделайте выводы.
1.На чем основан метод диагностики устойчивости растений к вымоканию?
2.Какие из изученных вами семян более устойчивы к вымоканию?
3.Для оценки каких факторов почвы можно использовать изученное свойство семян?
как ускорить прорастание семян
Проращивание туговсхожих семян
Легкий способ проращивания злаков/семян. Проростки,
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций