Урок экологии в 9–10 классе «Определение антропогенных нарушений почвы»
Пособие практических работ по экологии
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.
Тип урока –- демонстрация, на котором эксперимент служит наглядным пособием
Форма – форм практико-ориентированной деятельности учащихся
Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.
Определение антропогенных нарушений почвы
Цели работы: ознакомление с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности, прогноз отрицательных последствий для окружающей среды от различных нарушений.
Информация. Антропогенное воздействие на почвы обычно приводит к нарушениям почвы. Практически всегда нарушения почвы являются сложными, имеющими черты прямого и косвенного воздействий. Нарушения почвы могут быть вызваны и природными процессами - пожарами, сезонными климатическими явлениями, вулканическими процессами, стихийными бедствиями и др. Почвы можно условно рассматривать как: ненарушенные, т.е. существующие в естественных природных условиях, и нарушенные, т.е. в разной степени преобразованные и измененные человеком.
Материалы: карта (план, схема) местности.
Ход работы
1.Выберите хорошо вам знакомый участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).
2.Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполнив соответствующие графы в таблице:
Виды нарушений |
В чем выражается нарушение |
Сельскохозяйственные |
Перекрытие почвенного профиля (укажите, чем) |
Лесохозяйственные |
Эрозия почв (ветровая, водная) |
Промышленные |
Механическое нарушение (уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусоривание, пожарища, другое |
Строительные |
Загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжелыми металлами, радионуклидами, другое) |
Транспортные |
Перекрытие и уплотнение почвенного слоя |
Рекреационные |
Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения |
3. Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв, заполнив таблицу:
Показатели нарушений |
Описание нарушений |
1. Площадь распространения |
Форма участка, протяженность, ширина, общая площадь и т.п. |
2. Признаки выявленных нарушений |
Укажите, в чем выражаются нарушения |
3. Стадия нарушения |
Начальная, развитая, сильная, катастрофическая и др. |
4. Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений |
Укажите вид воздействия |
5. Характер воздействий (по интенсивности и продолжительности) |
Низкое, среднее, высокое, очень высокое; продолжительное, периодическое (подчеркните нужное) |
6. Влияние на природный комплекс |
Опишите, в чем выражается влияние |
Приложите к описанию иллюстративный материал: карты, схемы, фотографии, зарисовки, образцы природных объектов и др.
Обработка результатов и выводы
1.Нанесите антропогенные нарушения почв на карту (план, схему) местности. Используйте данные о местности: наименование населенных пунктов, улиц, дорог, рек, ориентиров и т.п.
2.Спрогнозируйте экологические последствия от выявленных нарушений.
3.Сформулируйте предложения по снижению антропогенных воздействий на почву и по ее восстановлению (устранению нарушений). Среди ваших предложений выделите организационные и технические мероприятия.
Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради.
Разрушение природной среды
Как определить качество почвы?
Как узнать тип почвы и зачем это нужно
Ресурсы:
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html