12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Пособие практических работ по экологии

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –- демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Определение антропогенных нарушений почвы

Цели работы: ознакомление с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности, прогноз отрица­тельных последствий для окружающей среды от различных нару­шений.

Информация. Антропогенное воздействие на почвы обычно приводит к нарушениям почвы. Практически всегда нарушения почвы являются сложными, имеющими черты прямого и косвен­ного воздействий. Нарушения почвы могут быть вызваны и при­родными процессами - пожарами, сезонными климатическими явлениями, вулканическими процессами, стихийными бедствиями и др. Почвы можно условно рассматривать как: ненарушенные, т.е. существующие в естественных природных условиях, и нарушенные, т.е. в разной степени преобразованные и измененные человеком.

Материалы: карта (план, схема) местности.

Ход работы

1.Выберите хорошо вам знакомый участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).

2.Укажите виды антропогенных нарушений почвы, заполнив соответствующие графы в таблице:

Виды нарушений

В чем выражается нарушение

Сельскохозяйствен­ные

Перекрытие почвенного профиля (укажите, чем)

Лесохозяйственные

Эрозия почв (ветровая, водная)

Промышленные

Механическое нарушение (уплотнение, переувлажне­ние, иссушение), замусоривание, пожарища, другое

Строительные

Загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжелыми металла­ми, радионуклидами, другое)

Транспортные

Перекрытие и уплотнение почвенного слоя

Рекреационные

Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения

3. Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв, за­полнив таблицу:

Показатели нарушений

Описание нарушений

1. Площадь распростра­нения

Форма участка, протяженность, ширина, общая площадь и т.п.

2. Признаки выявленных нарушений

Укажите, в чем выражаются нарушения

3. Стадия нарушения

Начальная, развитая, сильная, катастрофическая и др.

4. Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений

Укажите вид воздействия

 

5. Характер воздействий (по интенсивности и про­должительности)

Низкое, среднее, высокое, очень высокое; про­должительное, периодическое (подчеркните нуж­ное)

 

6. Влияние на природный комплекс

Опишите, в чем выражается влияние

 

Приложите к описанию иллюстративный материал: карты, схемы, фотографии, зарисовки, образцы природных объектов и др.

Обработка результатов и выводы

1.Нанесите антропогенные нарушения почв на карту (план, схему) местности. Используйте данные о местности: наименование населенных пунктов, улиц, дорог, рек, ориентиров и т.п.

2.Спрогнозируйте экологические последствия от выявленных нарушений.

3.Сформулируйте предложения по снижению антропогенных воздействий на почву и по ее восстановлению (уст­ранению нарушений). Среди ваших предложений выделите организацион­ные и технические мероприятия.

Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради.

Разрушение природной среды

 

 

 

 

 

Как определить качество почвы?

 

 

 

 

 

Как узнать тип почвы и зачем это нужно

Ресурсы:

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. - СПб.: Крисмас+, 2003. - 176 с.: ил.

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.