Урок экологии в 9 классе на тему «Антропогенное воздействие на животный мир»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Антропогенное воздействие на животный мир.
Одним из первых, кто определил влияние человека на животный мир, был русский ученый К. Ф. Рулье (1814-1853).
Говоря современным языком, он оценил деятельность человека в качестве особого экологического фактора: «Конечно, человек имеет небольшое значение в природе как материальный ее деятель, од нако же и он влияет на жизнь животных. С одной стороны, он изменяет физические условия, посреди которых живут растения и животные, почву, болота, воды, леса, а тем изменяет и приволье в пище, приюте и климате для животных. С другой стороны, человек иногда действует и непосредственно на само животное, находя в нем или врага, или пищу. При этом часто сокращается число животных, а иногда оно исчезает и всем родом - вырождается».
По данным Международного союза охраны природы за последние 400 лет с лица Земли исчезло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих.
Антропогенные факторы привели к вымиранию многих животных: тарпена, тура, зебра квагги, сумчатого волка, морской норки, европейского ибиса, голубой лошадиной антилопы, морской (стеллеровой) коровы и др. Последняя - крупный представитель отряда сирен - достигала в длину 7-8 м и массы до 4 т. Впервые это животное в 1742 г. описал натуралист Г. Стеллер - врач русской экспедиции Витуса Беринга. Вкусное мясо стелле- ровых коров, доверчивость к человеку предопределили их гибель. Интенсивная охота привела к тому, что в 1768 г., т. е. через 27 лет после их открытия, морских коров не стало. Та же участь постигла и многих птиц (нелетающий голубь - дронт, бескрылая гагарка, очковый баклан, каролинский попугай и др.). В результате деятельности человека на материках возросло количество вымирающих и редких видов животных. Так, в Северной Америке на грани исчезновения были бизоны, белый американский журавль, калифорнийский кондор; в Южной Америке - викунья, крупные кошки. В небольшом количестве сохранились лемуры на Мадагаскаре. Угрожающе сократилась в Азии численность таких животных, как носорог, гепард, кулан, лошадь Пржевальского и др.
В Красную книгу вносятся следующие категории животных:
находящиеся под угрозой исчезновения - быстро сокращающие свою численность виды, спасение которых уже невозможно без проведения специальных мер охраны;
сокращающиеся - еще встречающиеся в количествах, достаточных для выживания, но численность которых продолжает быстро и неуклонно сокращаться;
редкие - не находящиеся под угрозой вымирания, но встречающиеся в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут вскоре исчезнуть;
неопределенные - малоизвестные, очевидно, находящиеся под угрозой, но из-за недостатка сведений не имеющие достоверной оценки.
Те виды, которые включены в Красную книгу, но в результате мероприятий по охране природы спасены от вымирания, называются восстановленными.
Красная книга РСФСР (животные) вышла в 1983 г. В нее внесено 247 видов и подвидов животных, среди которых: млекопитающих - 133, птиц - 195, рептилий - 11, амфибий - 8, рыб - 18, моллюсков - 15, насекомых - 34.
Вопросы и задания
1.Как человек воздействует на животный мир?
2.Какие категории животных вносятся в Красную книгу?
3.На основе справочных данных приведите примеры видов (подвидов) животных своего региона, занесенных в Красную книгу России.
Воздействие человека на животный мир.
Влияние человека на животных,
Красная книга
10 Животных Вымерших По Вине Человека
ЧЁРНАЯ КНИГА ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций