Урок экологии в 9 классе на тему «Антропогенное воздействие на растительный мир»

2
0
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Антропогенное воздействие на растительный мир.

Роль растений в биосфере Земли огромна благодаря их спо­собности осуществлять фотосинтез. Растительность оказывает влияние на все компоненты биосферы: атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений и в жизни людей.

Вся история человечества - это история его воздействия на леса. Вырубка лесов проводилась, чтобы освободить место для строительства городов, предприятий, устройства сельскохозяйст­венных угодий, в связи с использованием древесины в различных отраслях промышленности (строительный материал, спирт, цел­люлоза и др.), на транспорте.

Вырубая леса, человек не задумывался над возможными эко­логическими последствиями. В документах ООН определена ско­рость вырубки тропических лесов: около 11-12 млн. га в год (или14-20 га/мин); в мировом масштабе вырубка превышает прирост древесины в 18 раз.

Давайте вспомним, какова роль лесов в нашей жизни. Лес регу­лирует газовый режим (состав) атмосферы (это «фабрика» кислоро­да, «легкие» Планеты), защищает почвы от разрушения, регулирует речной сток, создает благоприятную среду жизни животным и чело­веку и др. Вырубая леса на склонах, мы вызываем образование овра­гов, интенсивный смыв почвы. Тем не менее, несмотря на огромную роль лесов в жизни на Земле, они интенсивно вырубаются.

В настоящее время в мире лесами покрыто около 3,8 млрд. га, или 30% суши. В России леса занимают 42% территории. В нашей стране различают следующие основные типы лесов:

хвойные (еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, листвен­ничные);

широколиственные и смешанные (основные породы: дуб, липа, вяз; в северных районах к широколиственным породам примешиваются ель, пихта, сосна);

мелколиственные (береза, ольха, осина);

пойменные (тополь, ива, ольха черная).

Некоторые страны мира очень бережно относятся к своим лесным запасам; например, Япония вообще не сокращает свои леса, она ввозит древесину из стран Юго-Восточной Азии.

Для регистрации и принятия экстренных мер по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений создаются Красные книги. Эта работа ведется во всем мире, начиная с 60-х годов. В 1988 г. вышла Красная книга РСФСР (растения), в ко­торую занесены 533 вида и подвида растений, из которых 440 - покрытосеменных, 11 - голосеменных, 10 - папоротниковых, 4 - плауновидных, 22 - моховидных, 29 - лишайников, 17 - грибов.

Серьезной экологической проблемой в настоящее время яв­ляется опустынивание.

Пустыни существовали на Земле еще в доисторические вре­мена. И в наши дни естественные пустыни занимают по разным оценкам 8 млн. км' - прежде всего в пределах аридного пояса, охватывающего примерно 1/3 поверхности суши.

Понятие «опустынивание» сегодня рассматривается как си­ноним понятий «опустошение» земли, «деградация» земель в аридных районах, происходящих главным образом под влиянием человека. Следует подчеркнуть, что пустыня, особенно песчаная, - это далеко не пустое место, это зональный тип ландшафта, где в связи с недостатком влаги сформировались своеобразные почвен­но-растительный покров и животный мир, хорошо приспособ­ленные к существованию в засушливых (аридных) условиях.

Опустынивание усиливается в связи со вторичным засолени­ем территории. Известно, что в условиях засушливого климата поверхностные воды засолены легкорастворимыми солями на­трия, кальция, магния, хлора и др. Вторичное засоление вызыва­ется подъемом к поверхности сильно минерализованных грунто­вых вод. Этот подъем обычно обусловлен несоблюдением норм орошения полей, сетью каналов, проводящих воду на поля. «Лишняя» вода, поднимаясь, к поверхности, интенсивно испаря­ясь, засоляет верхний горизонт содержащимися в ней солями. Концентрация солей в таком почвенном растворе может быть в 100 раз больше, чем в воде, пошедшей на орошение.

Главный фактор современного процесса опустынивания - прежде всего деятельность самого человека, которая приводит к падению, или даже полному уничтожению биологического потен­циала территории, нарушению равновесия существующих экоси­стем. Среди антропогенных причин в первую очередь нужно от­метить избыточный выпас скота, вырубку лесов, а также чрез­мерную и неправильную эксплуатацию обрабатываемых земель (монокультурность, вспашка целины, возделывание склонов и др.).

Сегодня под угрозой опустынивания оказались еще 30­40 млн. км2 в пределах более чем 60 стран.

В 1977 г. Международной конференцией ООН в Найроби был принят «План борьбы с опустыниванием», касающийся в первую очередь развивающихся стран. Однако осуществить его полностью не удалось по разным причинам, и прежде всего из-за острой нехватки средств.

Количество земли, приходящееся на одного жителя планеты, непрерывно уменьшается: много земли теряется в связи с урбаниза­цией, строительством водохранилищ, развитием неблагоприятных процессов - эрозии (смыв почвы) с засолением, дефляции (выдува­ние и разрушение почв), разрастания пустынь.

Посчитано, что количество земли, которое будет приходиться на одного человека в 2000 г., сократится по сравнению с 1975 г. в два раза
(с 0,31 до 0,15 га).

Интересно, а сколько земли необходимо человеку, чтобы обеспечить свою жизнь? По
данным крупного ученого-почвоведа В. А. Ковды (р. 1904 г.), такой земли требуется порядка 0,5 га: 0,4 га - для производства продовольствия и 0,1 га - для других нужд (жилище, коммуникации и др.). Ученые считают, что человечество за весь исторический период потеряло около 450 млн. га, при этом ежегодно теряется 6-7 млн. га земли.

Вопросы и задания

1.Какое значение имеют растения в природе и жизни че­ловека?

2.Как воздействует человек на растительный мир?

3.В чем заключается экологическая проблема опустыни­вания?

4.На основе справочных данных, приведите примеры ви­дов (подвидов) растений своего региона, занесенных в Красную книгу России.

Влияние человека на растительный и животный мир

 

 

 

Влияние человечества на экосистемы планеты

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.