Урок 5 по русскому языку: Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи (10 класс)
Урок 5. Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи
Цели урока: углубить представление учащихся о разновидностях речи, , формировать умение способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в виде плана или тезисов; совершенствовать навыки работы с научным текстом, навыки текстоведческого анализа художественного текста; попутное повторение: правописание словарных слов.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Словарно-орфографическая работа
Об университетской лекции, философский диспут, в обстоятельном докладе, в ходе дискуссии, соответствующие рекомендации, полученные инструкция, в полученном распоряжении, активные переговоры, экстренное собрание, конституционное совещание, затянувшееся заседание, конструктивный диалог, потрясающее ток-шоу.
Каким общим понятием можно объединить все записанные существительные?
-Жанры.
На какие три группы можно разделить эти жанры с точки зрения количества участников в процессе общения?
-Монолог, диалог, полилог.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | Что вы знаете о основных разновидностях речи? Какими другими понятиями вы могли бы дополнить записанный нами диктант? Определите тему урока. | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний
1) Работа с учебником: просмотровое чтение, составление тезисного плана с. 32-34)
-Бегло просмотрите тест и определите новую для вас информацию.
-Внимательно прочитайте текст, разделите на микротемы и составьте тезисный план.
2) Взаимопроверка: что удалось/не удалось при составлении тезисного плана.
3) Лекция учителя с элементами беседы (учащиеся кратко записывают тезисы)
Монолог - это форма говорения, предполагающая выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В повседневной жизни монологическая речь не распространена, она характерна для искусства, литературы, психологии, научных конференций, политических выступлений.
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы.
Различают монолог-повествование, монолог-рассуждение, монолог исповедь и внутренний монолог (поток сознания).
Функции монолога: коммуникативная, воздействующая, информативная, экспрессивная, культово-ритуальная.
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность.
Диалог- это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянный обмен репликами.
Различают информационный и интерпретационный диалоги. Одним из основных условий диалога является исходный разрыв в знаниях. То есть если участники коммуникации не будут сообщать друг другу новую информацию, то диалог не состоится. Также для диалога необходимы потребность в общении и хотя бы небольшие языковые знания. То есть диалог не получается, если партнеры не хотят общаться или говорят на разных языках, если один из партнеров насыщает речь терминологией, которая неизвестна собеседнику.
В последние десятилетия XX в. стало употребляться понятие «полилог»: это речевой процесс в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно. Примером может быть диспут, дискуссия, фокус-группа, читательская конференция, ток-шоу и т.д.
Ситуации полилога: общий разговор за семейным столом, за обедом; обсуждение предстоящего рабочего дня на «оперативке» у начальника цеха; полилог на уроке в классе: ученики дополняют и исправляют ответ вызванного ученика; в театре, в антракте, группы зрителей ведут общий разговор, обсуждают игру актеров. В полилоге заметно возрастает ролевая функция каждого участника, в этом смысле он близок к театру. Каждый персонаж в полилоге более независим, чем в диалоге. Содержание реплик в полилоге имеет большую амплитуду отклонений и колебаний, нежели в диалоге. Полилог исследован пока недостаточно, однако к нему сейчас большой интерес проявляют социолингвистика, история культуры, психолингвистика и другие науки.
4. Проверка понимания (текстоведческий анализ)
Вспомните план текстоведческого анализа текста
План анализа
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Обратите внимание на фамилию автора. Если текст художественного стиля, важно знать, в какое время он жил, к какому литературному направлению принадлежал, каковы были его взгляды. Если текст научный или публицистический, важно знать, каких научных (политических, философских и т.п.) взглядов он придерживался, какие открытия совершил (книги написал). В случае необходимости следует обратиться к справочной литературе.
3. Определите функциональный стиль речи (художественный, публицистический, научный) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) данного текста. Помните о существовании двух подстилей у научного стиля и о том, что в тексте могут быть представлены несколько типов речи.
4. Определите жанр прочитанного текста (эпизод художественного произведения, очерк, статья, заметка, репортаж, интервью, отчёт, рецензия, обзор, эссе, фельетон, притча, легенда, монография, справочник, журнальная статья, рецензия, учебник, лекция, информационное сообщение, доклад, диссертация, научный отчёт и т.д.)
5. Определите тему текста (тематику), если возможно, идею, проблему, (проблематику).
6. Проанализируйте заглавие (почему именно такое заглавие выбрал автор, тему или идею от отразил), если заглавия нет, дайте его и поясните ваше решение.
7. Составьте план текста, разделив его на микротемы.
8. Как связаны части текста? Определите средства связи (лексические и синтаксические средства связи: лексические повторы, однокоренные слова, формы слова, синонимы, местоимения, союзы, перифразы, синтаксические параллели, порядок слов в предложениях) и их роль в тексте. Какова роль этих средств в сохранении признаков текста (связность, целостность, смысловое и стилистическое единство)?
9. Какой прием лежит в основе построения текста (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность)?
10. Проанализируйте лексику текста, помните об особенностях лексических средств в зависимости от стиля:
Художественный стиль- многозначность слов (позволяет открывать в слове дополнительные смысловые оттенки), широкое использование синонимов, антонимов, паронимов (позволяет подчеркнуть тончайшие оттенки значений), стилистически и эмоционально окрашенной лексики, использование изобразительных средств разговорной речи, просторечия, жаргонизмов, профессионализмов, устаревших слов, неологизмов.
Публицистический стиль- использует все лексические средства языка: общественно‑политическую лексику и фразеологию, типичные газетные обороты речи, интернациональную политическую лексику, научную терминологию, речевые стандарты, тропы, все пласты лексики.
Научный стиль- термины, интернационализмы, общенаучная лексика абстрактная лексика, много слов среднего рода, сложносокращенных слов, аббревиатур, отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Тексты научного стиля содержат не только языковую информацию, но и графическую, формулы, символы.
Выполните текстоведческий анализ фрагмента из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя (см. упр. 24).
Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком; словом, мало ли чего не делаешь, оставшись один, чувствуя притом, что хорош, да к тому же будучи уверен, что никто не заглядывает в щелку. Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты, мордашка эдакой!» — и стал одеваться.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Доделать текстоведческий анализ фрагмента из «Мертвых душ» (упр. 24)
Использованная литература
1. Кудрявцева Т.С. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10-11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010.- 144c.
2. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.
3. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультатив, курс (8-9 кл.):
Км. для учащихся. М.: Просвещение, 1992. 190 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна