Урок экологии в старших классах «Практическая работа. Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия»
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия
Цель работы: Формирование компетенций
ОК 2: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Задачи работы:
- воспитание навыков здорового образа жизни;
- раскрытие и углубление понятия о здоровье, как одной из главных ценностей;
- формирование умения анализировать состав продуктов питания.
Задание 1. Письменно ответьте на 1 вопросы:
1. Дайте определение понятия «здоровый образ жизни».
2. Перечислите факторы внешней среды, оказывающие негативное влияние на наше здоровье.
3. Перечислите факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье, зависящие от самого человека.
Задание 2. Выполнить исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок
Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания: чипсы, сухарики, жевательная резинка, лапша и супы быстрого приготовления, мороженое, шоколадные батончики.
Задание 3. Сформулировать и написать вывод по работе. Защитить свою работу перед группой.
Руководство к выполнению работы
1. Для успешного выполнения работы используйте раздаточный материал на тему «Пищевые добавки, их » и таблицы.
2. Для выполнения задания № 2 необходимо исследовать состав 3 продуктов на наличие пищевых добавок, заполнив следующую таблицу:
Наименова ние продукта |
Красители Е1** |
Консерванты Е2** |
Антиокисли-тели Е3** |
Загустители Е4** |
Эмульгаторы Е5** |
Усилители вкуса Е6** |
Полезные добавки |
|
|||||
Вредные добавки |
||||||
Вывод: |
Обратите внимание на то, что перечисленные добавки одновременно могут быть как полезными, так и вредными (при наличии определенных условий). Необходимо определить, насколько эта добавка необходима для производства или хранения, оправдано ли наличие и количество Е в составе продукта.
Работу можно выполнять индивидуально либо в парах, тогда количество исследуемых продуктов пропорционально увеличивается.
Информация для работы:
Пищевые добавки - это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении. Они:
¾ придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – цвет, вкус и аромат, нужную консистенцию;
¾ увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения.
Классификация:
Е 100-Е112 – красители (усилители или восстановители цвета);
Е 200-Е299 – консерванты (повышают срок хранения, стерилизуют и защищают от бактерий);
Е300-Е399 – антиокислители (сдерживают процессы окисления, изменения цвета);
Е400-Е499 – стабилизаторы (сохраняют консистенцию продукта, повышают вязкость);
Е500-Е599 – эмульгаторы (создают однородную смесь);
Е600-Е699 – усилители вкуса и аромата;
Е900-Е999 – антифоминги (противопенные вещества)- пеногасители снижают образование пены;
Е1000 и выше – глазирующие вещества, подсластители соков и кондитерских изделий.
Компетенция
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; |
|
|
Определяет факторы внешней среды, оказывающие негативное влияние на наше здоровье |
|
|
В полном объеме аргументирует свои выводы о положительном (негативном) влиянии тех или иных факторов |
|
|
Определяет состав продуктов питания в соответствии с заданием |
|
|
Заполняет таблицу грамотно в соответствии с заданием |
|
|
В полном объеме аргументирует свои выводы о положительном влиянии тех или иных пищевых добавок |
|
|
В полном объеме аргументирует свои выводы о негативном влиянии тех или иных пищевых добавок |
|
|
Выводы логичны, обоснованы и грамотно написаны |
|
|
Всего баллов: |
|
|
Оценка |
|
Шкала оценки:
0 баллов - признак отсутствует 1 балл - признак присутствует частично
2 балла - признак присутствует в полном объеме
Максимальное количество баллов за работу – 16
16 - 13 баллов «отлично» 12 - 9 баллов «хорошо»
8 - 6 баллов «удовлетворительно» Менее 6 баллов «неудовлетворительно»
Статья 247 УК РФ. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Нитраты и нитриты: какие вредные вещества содержатся в продуктах
Пищевые добавки, Е471, ищем вредные
Список опасных пищевых добавок "E"
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
Основные понятия экологии человека
https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/
Выявление опасных факторов в питании
https://studopedia.ru/5_151813_prakticheskaya-rabota-.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций