Урок-практикум по экологии «Определение типа пространственного размещения особей в популяциях травянистых растений»
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической работы
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».
Планируемые результаты
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;
Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Тип урока – КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
Форма – групповая
Методы: выполнения программированных заданий, частично-поисковый, самостоятельного проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.
Цель работы: установить тип пространственного размещения особей одного из видов травянистых растений; выяснить, как влияет размер учетной площадки на определение типа пространственного размещения.
Материалы и оборудование: моток веревки, 12 колышков, две рейки длиной 1 м, топор.
На участке луга закладывают пробную площадь размером 3 х 3 м, деля ее колышками и веревкой на 9 квадратов со стороной 1 м. Каждому квадрату присваивают номер от 1 до 9. Каждый квадрат при помощи двух реек делят на 4 учетные площадки. Площадки нумеруют в соответствии с принадлежностью их к квадратам от 1 до 36. На каждой площадке подсчитывают количество особей данного вида Ув, данные заносят в таблицу.
Число особей одуванчика лекарственного на пробной площади
№ квадрата |
№ учетной площадки |
Число особей на учетной площадке шт. |
Число особей в квадрате шт. |
1 |
1 |
||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
9 |
33 |
||
34 |
|||
35 |
|||
36 |
Для определения типа пространственного размещения особей на площадках 0,25 м2, производят расчет дисперсии, для чего используют вспомогательную таблицу
Рассчитывают дисперсию по формуле
5д = о2 = 1(ш-Ув)2/(п-1),
где о2 - среднеквадратическое отклонение в квадрате; т - среднее число особей на учетной площадке; п - число учетных площадок.
Сравнивают 5Д со значением т, определяют тип пространственного размещения, рассчитывают дисперсию для площадок в 1 м2 (квадратов), используя те же формулы .
Объясните полученные результаты. Как влияет размер площадки на тип пространственного размещения? На площадках какого размера удается выявить скопления? Сделайте вывод о предпочтительном размере учетных площадок для изучения растений, сходных по жизненной форме и размерам с данным видом.
Расчет дисперсии
№ площадки |
Число особей на учетной площадке Ув, шт. |
Число особей в квадрате, шт. |
||
1 |
||||
36 |
||||
Среднее |
т |
Динамика численности популяции
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
Ресурсы:
«Практикум по экологии» сост.: П.А. Феклистов, Д.П. Дрожжин, Н.В. Гласова. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2007г.
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html