Засухоустойчивые растения
(урок экологии, 6 класс)
Цель: Выяснить экологические особенности засухоустойчивых растений.
Задачи:
- Выяснить анатомические и физиологические особенности засухоустойчивых растений;
- Научиться видеть эти особенности у комнатных растений;
- Познакомиться с правилами ухода за комнатными засухоустойчивыми растениями;
- Способствовать формированию мышления учащихся в процессе анализа рисунков и текста, составления схем, выдвижения своих предположений;
- Создать комфортный психологический климат на уроке;
- Развивать навыки работы с дополнительной литературой и натуральными объектами;
- Формировать навыки групповой работы.
Методы: беседа, групповая исследовательская работа, сообщения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: гербарии засухоустойчивых растений, натуральные объекты: кактусы, амариллис, молочай, бриофиллум, алоэ; мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент: проверить готовность рабочего места к уроку и настроиться на работу.
2. Беседа.
Какую тему мы сейчас изучаем?
Что такое экологическая группа?
Какие экологические группы растений по отношению к воде выделяют?
С какими группами мы уже познакомились?
Какая группа осталась неизученной? Сформулируйте тему урока.
Тема урока записывается на доске и в тетрадях
Где живут засухоустойчивые растения? (пустыни, сухие степи).
Какие условия в этих местах? (жарко, низкая влажность, мало дождей, почва пересыхает).
Назовите растения, которые могут выжить в этих условиях.
Есть ли у нас в классе такие растения? (собираем эти растения на один стол).
По каким признакам вы узнали эти растения?
Недостаток какого фактора они испытывают на себе? (воды).
Давайте подумаем, как эти растения могут приспособиться к недостатку воды. (В ходе беседы выясняем, что растения должны научиться добывать воду, ее экономить и накапливать)
На доске выстраивается схема:
Добывание воды |
Экономия воды |
Запасание воды |
3. Энергизатор - физ. минутка. Все ребята подходят к столу учителя и берут карточку с рисунком. Таким образом, формируются 3 группы.
4. Работа в группах.
Организуется небольшая групповая исследовательская работа по вопросам, составляется характеристика приспособлений. Ребята работают с текстом учебника и натуральными объектами. (10 минут).
Вопросы:
1 группа: Какие особенности корневой системы помогают растениям добывать воду? (Объекты: гербарий – верблюжья колючка);
2 группа: Рассмотрите растения: кактус, молочай. Какие приспособления у них есть для сокращения расхода воды?
3 группа: Рассмотрите растения: кактус, алоэ, толстянка, амариллис. Как они приспособились к накоплению влаги?
Далее обсуждаем полученные результаты и все вместе заполняем схему на доске и в тетрадях.
Добывание воды |
Экономия воды |
Запасание воды |
Длинная корневая система; Сильно ветвящаяся корневая система; Корневая система в поверхностном слое и сильно распространена вширь. |
Мелкие листья; Листья превратились в колючки; Листопад; Кутикула на кожице листа; Опушение побегов; Свертывание листьев в трубочку. |
Водозапасающая ткань В стебле; В листьях; В луковицах; В подземных клубнях; В корнях.
|
5. Сообщения учащихся. Мы выращиваем засухоустойчивые растения дома. А умеем ли мы ухаживать за ними? Наши девочки, увлекающиеся биологией, провели небольшое исследование и выяснили особенности ухода за этими интересными растениями. Послушаем, что у них получилось. А заодно оценим их работу и продолжим формирование папки «Советы начинающему цветоводу»
Выступающие рассказывают об особенностях ухода за кактусами, молочаем, алоэ, амариллисом, бриофиллумом.
Ребята слушают, задают вопросы и оценивают их работу.
6. Первичное закрепление знаний
- С какими растениями мы сегодня познакомились?
Проверим, как вы усвоили тему. Выполним небольшую проверочную работу.
Ответьте на вопросы теста.
1.Засухоустойчивые растения обитают:
А) около реки; В) на лугу;
Б) в лесу; Г) в пустыне
2. Самую длинную корневую систему имеет:
А) молочай; В) верблюжья колючка;
Б) кактус; Г) амариллис.
3. Чтобы сократить расход воды, листья у засухоустойчивых растений:
А) стали крупнее; В) исчезли совсем.
Б) стали мельче;
4. Алоэ запасает воду в:
А) листьях; В) луковицах;
Б) стеблях; Г) корнях.
5. К суккулентам относятся:
А) верблюжья колючка; В) кактус;
Б) саксаул; Г) джузгун.
Далее организуется взаимопроверка: 1г; 2в; 3б; 4а; 5в.
Ребята выставляют друг другу оценки:
«5» - все правильно; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - 3 ошибки
Далее учитель организует анализ работы в виде беседы, в которой ребята проговаривают ошибки, корректируют свои знания.
- Даже если сейчас у вас не очень хорошая оценка, вы можете дома поучить получше и на следующем уроке получить более высокий балл за свои знания.
7. Рефлексия
Продолжите фразу:
Урок понравился, потому, что…
Урок не понравился, потому, что…
Я узнал, что…
Мне бы хотелось узнать…
8. Домашнее задание:
Всем - параграф 19 выучить, вопрос №3 к параграфу выполнить письменно;
По желанию:
- подобрать материал и подготовить сообщения о других интересных растениях пустыни;
- составить тест – вопросы для проверки знаний ребят по теме «Экологические группы растений по отношению к воде»;
- нарисовать пустынные растения или принести фотографии домашних засухоустойчивых растений для оформления выставки.