12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Нина Дистель50

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Чажемтовская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок математики (биология-экология)

Тема: «Обобщение пропорции и лекарственные растения Сибири»

Участники: обучающиеся 6 класса, возраст 12-13 лет

Автор учебника: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, С.И.Шварцбурд

Продолжительность: 1 урок

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Автор: Дистель Нина Сергеевна – учитель математики

первой квалификационной категории МБОУ «Чажемтовская СОШ»,

636423, РФ, Томская область, Колпашевский район, 

 с.Чажемто,ул. Школьная №3кв.2

электронный адрес: ninadistel@yandex.ru

Пояснительная записка

ХХI век стал реальностью. Это прекрасно, это значит, что все мы живем. Но как долго будет продолжаться жизнь на Земле? Смогут ли наши потомки дожить до следующего ХХII века? Уверено дать положительный ответ никто не в силах. Потому что нашему единственному и самому большому дому, нашей планете Земля, очень тяжело. Все люди должны изменить свое сознание, понять, что человек – это часть Природы, а не природа для человека. Взаимоотношениями в нашем «доме» между живыми организмами, средой и человеком занимается молодая наука экология (хотя Э.Геккель заявил об экологии как о науке еще в 1896г.).

Весь учебно-воспитательный процесс ориентирован на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь – экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Анализ состояния здоровья детского населения с. Чажемто свидетельствует о неуклонном росте заболеваемости детей. Такая динамика состояния здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности школы, включая несоблюдение психолого–педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность экологического и физического воспитания учащихся. Проведение работы, направленной на пропаганду ЗОЖ, формирование навыков в сохранении природы и укреплении здоровья подростков возможно лишь через сферу образования, а в сельской школе это урок. Занятия на уроке позволят обучающимся научить понимать природу не как набор разносторонних объектов и явлений, а как сложную взаимосвязанную систему. Использование экологических знаний на разных предметах помогает детям обрести новое видение предметной области.

Становление у школьника эстетических взглядов на природу и этики по отношению к ней, воспитание чувства личной ответственности за состоянием природных ресурсов и разумного взаимодействия людей с ними, словом, экологического сознания – является важной составной частью воспитания подрастающего поколения.

Использование технических средств на уроке интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает положительный эмоциональный фон, создает проблемные ситуации, формирует мотивацию к обучению, индивидуализирует и дифференцирует процесс обучения.

При этом использование ИКТ методически оправданно, соблюдаются эргономические и психолого-педагогические требования, взаимосвязанные с другими средствами обучения, применяемыми на уроке.

Создание условий для снятия перегрузки, нормальное чередование труда и отдыха, удовлетворение потребности в двигательной активности повышают эффективность урока, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.

Перспективы использования материалов в работе педагогов ОУ.

Данная разработка используется в школе по данной теме ежегодно и может использоваться педагогами в классах любого вида, так как несомненно вызовет интерес учащихся и желание испытать свои возможности.

Примечание:

Обучение математике невозможно без связи с выбранной профессией и связи с жизнью. Каждый учитель, будь то педагог-наставник, или молодой специалист, обязательно вносит в свои уроки частичку нестандартного, нетрадиционного, оригинального, стремясь сделать их интересными, доступными для понимания, и, на мой взгляд, самой лучшей оценкой нашей работы является искренние и такие простые фразы, которые слышишь после урока: «Мне было интересно на этом уроке», «Как много нового я узнал!», «Спасибо за урок»

Организационный момент. Психологический настрой на успех

(ребята закрыв глаза повторяют про себя последние слова)

На уроке наши глаза внимательно смотрят - и всё видят,

Уши внимательно слушают - и всё слышат,

Голова хорошо работает - думает, мыслит.

II. Слайд №2 Тема «Обобщение пропорции и лекарственные растения Сибири»

Цели урока:

Отработка навыков вычисления

Развитие логического мышления, математической речи

Расширение знаний об окружающей природе, о растениях нашего края

Воспитание бережного отношения к природе

Задачи урока:

Развивать в детях умение работать коллективно, воспитывать в них уверенность в себе и чувство ответственности друг за друга.

Расширить знания обучающихся о растениях нашего края.

Воспитать средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здоровом образе жизни.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

III. ХОД УРОКА

Слайд № 3 Логическое упражнение. Назовите лишнее слово:

Частное, дробь, отношение, произведение, деление.

Слайд № 4 - 6 Устная работа:

Сова съедает за неделю 91 мышь. Какую часть и сколько мышей она съедает за день?

Стрекоза за два часа съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за 5 часов?

Найдите отношение 0,2 к 2,2.

Найдите отношение 0,25 к 0,45

1кг шиповника содержит 20г витамина С. Сколько витамина С содержит 20кг шиповника?

Укажите верную пропорцию:

2:3=5:10      2:3=10:15  5:10=8:4

Укажите неверную пропорцию:

72:8=63:7  3:8=6:16       12:18=3:2

Найдите число, если 2/5 его равны 16.                            

Из двух тонн макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 17 больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10 тонн макулатуры?

Как можно записать условие: « а меньше в в р раз»

Найдите отношение 2 к 1/2 .

Что произойдёт с дробью а/в  , если 1 разделить на эту дробь.

Что показывает отношение а к в.

Укажите основное свойство пропорции

8 : 6 = 16 : 12;  2 : 3 =10 : 15

Слайд № 7 Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – очень опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза; в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза. Жить или курить?

Частично дать ответ на этот вопрос поможет решение следующей задачи:
Курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. Определите, какова предположительная продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет. Так жить или курить?

Слайд № 8

Решите задачу: Жить или курить?  Что вы видите? 
 

 

Ученые также установили, что наша повседневная пища должна обязательно

содержать достаточное количество растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно салатами, напитками из трав и плодов. Сегодня на уроке мы используем наши знания по математике для того, чтобы узнать об этих растениях.

Слайд №9 Самостоятельная работа по отработке вычислительных навыков по данной теме ( в группах по 5 человек )

Слайд №10 Выполнив задания к карточкам, узнаете названия этих растений!

Карточка № 1

задания

С

И

Л

К

Ц

А

1

1,5

21

15

3

1

12

2

5

10

7/20

8/9

1/5

 

- 1,8

3

2

18

20

28

2000

4,85

4

7

- 8,2

320

1

41

- 22,4

5

- 6

16

11,25

11

5,2

- 6,3

6

37,5

10,1

- 52

150

15

1,5

7

12

11,8

17,9

4

0

35

1 . На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево? [3т]

2. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе? [10 мг]

3. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный – 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный? [ в 2 раза]

4. В мире ежегодно добывается 1600 млн. м2 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

[320 млн. м2].

5. Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по Томской области в 2010 году составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах. [16%]

6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг хлеба? [15кг]

7. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за месяц он съедает 1050 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю ежедневно? [ 35 кг]

Карточка № 2

задания

О

К

И

Й

Ц

Р

1

7/4

 

5

8/15

 

9/5

 

3

7,09

2

5,5

12,1

10

- 10

4/5

 

1/5

 

3

41

2

403

1400

7

70

4

320

- 40

2/9

 

- 4

10

- 4,7

5

5/11

6,5

2800

30

10,3

16

6

1

2

15

1,5

5

- 35

7

12,3

7,15

41

35

1,5

7,29


 

1 . На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево? [3т]

2. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе? [10 мг]

3. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный – 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный? [ в 2 раза]

4. В мире ежегодно добывается 1600 млн. м2 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

[320 млн. м2].

5. Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по Томской области в 2010 году составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах. [16%]

6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг хлеба? [15кг]

7. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за месяц он съедает 1050 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю ежедневно? [35 кг]

Карточка № 3

задания

А

Л

Т

П

К

Ч

1

7,6

3

11/19

- 4

5/9

2/13

2

10

8/9

9/11

- 70

- 19

3/4

3

9,4

- 180

- 90

2

50

- 80

4

240

9,4

10,4

10,3

2/9

320

5

16

- 0,052

- 90

- 35

- 11

10

6

2,5

7,6

15

15,7

1,5

4

7

9,2

10

7

11,5

35

12,1

8

6,25

17,2

8,3

14

0

11,8

 

1. На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево? [3т]

2. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе? [ 10 мг]

3. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный – 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный? [ в 2 раза]

4. В мире ежегодно добывается 1600 млн. м2 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

[320 млн. м2].

5. Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по Томской области в 2010 году составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах. [16%]

6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг хлеба? [15кг]

7. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за месяц он съедает 1050 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю ежедневно? [35 кг]

8. Решить пропорцию:

12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]

Карточка № 4

задания

Ч

В

О

К

А

Д

И

У

Н

1

2

8/11

3

12

17

34

765

43

- 1

2

- 43

- 66

1/2

34

0,9

10

145

5/6

- 12

3

22

74

5,6

7/8

7/19

- 46

76

2

- 43

4

46

320

- 100

5,6

4/7

7/9

16

3

6/7

5

8

5/6

- 55

0,87

16

- 23

- 100

43

44

6

13

48

- 4,9

91

67

5,9

600

2,3

15

7

35

800

11,3

54

- 95

600

3,56

40

5

8

0,78

7

6

43,5

113

16

6,25

600

67

9

5,49

170

12

0,5

0,43

87

6

11

9

 

1 . На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево? [3т]

2. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?[ 10 мг]

3. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный – 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный? [ в 2 раза]

4. В мире ежегодно добывается 1600 млн. м2 древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

[320 млн. м2].

5. Суммарный выброс в атмосферу вредных веществ по Томской области в 2010 году составил 235,2 тыс. тонн, причем, в том числе, твердых веществ – 14,7 тыс. тонн. Какая часть твердых веществ выбрасывается в атмосферу, выразите в процентах.

[ 16%]

6. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько килограммов муки расходуется на выпечку 21 кг хлеба?[15кг]

7. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за месяц он съедает 1050 кг листьев и травы. Сколько корма потребуется лосю ежедневно? [ 35 кг]

8. Решить пропорцию:

12,5:Х = 1,2 : 0,6 [6,25]

9. [0,5]

В результате самостоятельной работы по группам, на доске записываются следующие названия растений: КИСЛИЦА, ЦИКОРИЙ, ЛАПЧАТКА, ОДУВАНЧИК.

Учитель: А теперь узнаем, что это за растения и каковы их свойства:

Слайды № 11 - 14 ( фото растений и краткое описание лечебных свойств),

Слайд № 15 ( правила сбора растений )

Слайд № 16 Д/з № 787(а,в), ответы на вопросы

Узнать у бабушки или у родителей рецепт блюда из растений.

Итог урока, выставление оценок

Слайд № 17 – 19 Дополнительные задания

Слайд № 20 Давайте и мы будем любить окружающую нас природу, беречь, охранять и стараться узнавать о ней как можно больше…

Слайд № 21

Используемая литература:

1. И.Б.Ремчукова «Игровые технологии на уроках», математика. Издательство «Учитель»

2. А.В.Фарков «Внеклассная работа по математике» Москва Айрис-пресс

3. М.Ю.Шуба «Занимательные задания в обучении математике» Издательство «Просвещение»

Интернет источники:

1. images. yandex. ru

2. http://siberianherbs.ru/

3.http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D0%B2%D0%B0&icolor=&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=&rpt=image

Дистель Н.С.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.