Урок биологии в 8-9 классе «Вредное пристрастие к курению»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Изучение нового материала
Вредное пристрастие к курению
Величайший русский ученый С. Г1. Боткин говорил: «Если бы я не курил, я убежден, что без страданий прожил бы еще несколько лет». Какие основания были у С. П. Боткина так считать?
Исследования, проводимые по данной проблеме в различных странах мира биохимиками, медиками, раскрыли огромный вред, приносимый курением табака человечеству
Для того чтобы убедиться во вреде курения; познакомимся с биохимической характеристикой табака. В его состав входит около 300 веществ большинство, из которых вредны для здоровья человека. Из них наиболее опасным является алкалоид никотин, который относится к нейротропным ядам. Его попадание в организм в большом количестве может привести к смерти, не говоря о других последствиях. Компонентами табачного дыма, которые попадают вместе с никотином в легкие, являются канцерогенные вещества. Учеными установлено, что все эти вещества наносят непоправимый вред непосредственно здоровью курильщика: И прежде всего, молодому организму, снижая его сопротивляемость, ухудшая течение имеющихся болезней, а в отдельных случаях вызывая такие страшные заболевания, как злокачественные опухоли, врожденные уродства у новорожденных и т. п
В табачном дыме имеются такие вредные веществ как никотин, пиридин, этилен, изопрен, безопорен, радиоактивный поломыщьяк, висмут, аммиак, свинец-210, орфические кислоты и другие химические соединения.
Как ядовитые компоненты табак никотин и синильная кислота.
Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует к привыканию к яду. Вместе с тем многократное курение наносит организм последовательные травмы, которые в конечной итоге могут способствовать его гибели.
Как свидетельствуют данные психиатрии, является одной из причин различных нервных расстройств. Они раздражительными, у них появляется рассеянность, ослабевает внимание, нарушается память, умственная активность. Следует отметить, что наибольший вред приносит тайное курение, сопряженное с быстрыми затяжками, так как происходит быстрое сгорание табака и в дым переходит до 0% никотина — яда
Не меньший вред для здоровья приносит табачный дым людям, находящимся в одном помещении с курящими, так как они вдыхают воздух, а вместе с ним и табачный дым, содержащий вредные продукты табака: никотин, углекислый газ и другие (перечисленные ранее). По сути они являются принудительными (пассивными) курильщиками с вытекающими отсюда последствиями. Так, после полуторачасового пребывания в накуренном помещении концентрация никотина в организме увеличивается в 8 раз.
Особенно опасно привыкание к курению в молодом возрасте, . когда обмен веществ в организме еще не стабилен, клетки головного мозга менее устойчивы к влиянию токсинов, к которым относятся и компоненты табака.
Учитывая это, следует помнить, что частое и продолжительное курение может привести к возникновению физической зависимости к табакокурению. Оно выражается в проявлении физического дискомфорта: утреннего кашля, головной боли (тяжелой головы), резких неприятных (болевых) ощущений в области желудка, сердца, потливости, колебаний артериального давления, потере сна, аппетита, снижения памяти. Появляется желание выкурить, сигаретку натощак. Представьте, как должен чувствовать себя человек, если у него проявляются даже не все перечисленные признаки. Прежде всего человек, и тем более молодой, не чувствует себя физически здоровым, недомогает. Страдает также и его психика: он становится нервозным, чрезмерно раздражительным, теряет работоспособность. Однако выкуренная сигарета лишь приглушает дискомфорт в организме, а отнюдь не способствует восстановлению здоровья. Поэтому не случайно секреты древней тибетской и китайской медицины включали также средства и методику борьбы с табакокурением — большим злом для: психического и физического здоровья молодого поколения.
Исследованиями последних лет в области биохимии, медицины установлено, что воздействие табачного дыма в 40 раз сильнее на легочную ткань, чем на все остальные. Прежде всего это объясняется тем, что табачный дым нарушает ферментативные процессы, происходящие в легких.
Злостных курильщиков на фоне поражения легочной ткани (под действием табачного дыма) создается повышенное давление в альвеолах, вызывающее вздутие легких — эмфизему. В результате лёгочная ткань теряет свою эластичность, развивается не только легочная, но и сердечная недостаточность; так как кровь не полностью Насыщается кислородом и его потребность компенсируется более частым дыханием, возникает одышка, меняется форма грудной клетки. В другом случае табачный дым вызывает спазм бронхов, затрудняющий дыхание. Оно становится свистящим, шумным и периодически сопровождается приступами удушья. Возникает заболевание, которое носит название бронхиальная астма: Течение этой болезни, как и эмфиземы легких, сопровождается резким ослаблением здоровья, сердечной недостаточностью, потерей работоспособности, а в запущенных случаях является главной причиной нетрудоспособности.
И, несмотря на всю серьёзность этих заболеваний, наибольшую опасность для органов дыхательной системы, Здоровья, жизни человека представляет рак.
Подумайте и ответьте. 1. Какое воздействие оказывает табачный дым на организм? 2. Какие вредные соединения входят в состав табачного дыма? 3.; Почему вредно находиться в одном помещении с курильщиками?^. Как проявляется зависимость организма к табакокурению? 5. Почему табакокурение особенно вредно молодому женскому организму? 6. .Какие заболевания у человека вызывает курение? 7. В чем мудрость английской пословицы: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг»? 8. Почему курение пагубно при беременности?
Объясните значение терминов: канцерогенные вещества, табакокурение, табачный деготь, никотин, «окуренные» дети, эмфизема.
Вред курения
Вред курения. Организм курильщика
Что происходит с организмом курильщика. Узнав Вы бросите курить!
Вред курения на плод
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html