Урок биологии в 8-9 классах «Эпителиальные ткани»

2
0
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Основные понятия

Эпителиальные ткани: однослойный, многослойный, мерцательный эпителии

Изучение нового материала

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Клетки в организме действуют не изолированно, а объединены в группы. Совокупности клеток, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, образуют клеточные ткани, В каждой ткани клетки соединяются между,собой межклеточным веществом. ,

В организме человека и животных различают следующие ос­новные ткани: эпителиальные (покровные), соединительные, мы­шечные и нервную.

Эпителиальные ткани выполняют защитную и выделительную функции. Они покрывают тело снаружи, составляя верх­ний слой кожи, а также все полости внутри организма и внут­ренние поверхности органов (желудка, кишечника, дыхательных путей и т. д.). Особенностью этих тканей является незначи­тельное количество межклеточного вещества и тесное прилега­ние клеток друг к другу. Через эпителиальную ткань происхо­дят обмен веществ организма с окружающей средой. Эпителий защищает органы от повреждений « проникновения в них мик­робов.

Выполняя защитную функцию, эпителиальная ткань постоян­но подвергается разнообразным внешним воздействиям. В случае ожогов, обморожений, ранения клетки эпителия погибают в боль­ших количествах. Однако благодаря способности эпителиальных клеток к быстрому размножению ткань восстанавливается.

Среди характерных клеток эпителиальной ткани находятся особые железистые клетки, вырабатывающие различные секреты. Одни из этих секретов, как, например, слюна, кишечный сок, необходимы для жизни организма. Другие, например, моча, представляют отходы его жизнедеятельности. Входя в состав же­лез и стенок их выводных протоков, эпителий выполняет выдели­тельную функцию, удаляя различные ненужные организму вещества

По строению различают эпителий однослойный и многослой­ный. Однослойный эпителий выстилает, например, кишеч­ник, почки. Кишечный эпителий всасывает-питательные вещества; из кишечника. Затем они попадают в кровь и переносятся ею ко всем другим органам и тканям человеческого тела, питая их клетки. При участии почечного эпителия происходит выделение продук­тов распада, образующихся в процессе жизнедеятельности орга­низма.


 

Примером, многослойного эпителия является кожный эпи­телий. Особые клетки кожного эпителия выделяют вещества, образующие волосы и ногти. Иногда клетки многослойного эпи­телия бывают снабжены тонкими, быстро колеблющимися ресничками. Такой эпителий называют мерцательным. Мелкие посторонние частицы, попадая на поверхность такого эпителия, перемещаются под ударами ресничек от клетки к клетке по на­правлению к выходу из органа. Мерцательным эпителием выстлана, например, большая часть дыхательных путей (носо­вая полость, трахея, бронхи и их разветвления). Это имеет защитное значение.

Осмысление и понимание полученных знаний

Эпителиальные ткани

 

Название

Конкретный пример

Особенности

строения

Выполняемая

функция

Однослойный эпителий Многослойный эпителий

Мерцательный эпителий

     
 

 


 


 

 

 

 

 

Эпителиальные ткани. Покровные эпителии 1.

 

Эпителиальные ткани. Покровные эпителии 2.

 
 

 Эпителиальные ткани. Железистые эпителии

 

 

 

Общая гистология. Железистый эпителий.

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.