Урок экологии «Лабораторная работа. Изучение фитонцидных свойств комнатных растений методом биотеста»
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ В БИОЦЕНОЗАХ
Основу возникновения и существования любого биоценоза составляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп.
Можно выделить следующие взаимоотношения
Конкуренция — взаимоотношения между организмами одного и того же вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межвидовая конкуренция), соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды, при недостатке последних.
Хищничество — способ добывания пищи и питания животных (редко растений), при котором они ловят, умертвляют и поедают других животных.
Паразитизм — форма взаимоотношений двух различных организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один организм использует другой в качестве среды обитания или источника пищи.
Комменсализм — форма взаимосуществования, при которой один из партнеров системы питается остатками или продуктами выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда.
Синойкия — форма симбиоза, разновидность комменсализма; совместное проживание двух организмов разных видов, полезное для одного и безразличное для другого
Мутуализм — форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов.
Зоохория— форма межвидовых взаимоотношений, при которых животные содействуют растениям в распространении семян и плодов.
В.Н. Беклемишев классифицирует все межвидовые отношения живых организмов на следующие типы:
1.Трофические связи, которые возникают при питании одного вида другим (либо живыми организмами, либо мертвыми остатками).
2.Топические связи. Тип связи, при котором вид изменяет условия жизни другого.
3.Форические связи. Это участие одного вида в распространении другого. Перенос семян, спор, пыльцы растений называют зоохорией.
4.Фабрические связи. Это тип взаимоотношений, при котором вид использует для постройки своих сооружений другой вид, продукты его жизнедеятельности или мертвые остатки.
Одним из важных факторов взаимодействия между растениями всех уровней сложности, включая микроорганизмы, в биоценозе являются биохимические взаимодействия. Молиш, создавая этот термин, понимал под аллелопатией как вредные, так и благоприятные биохимические взаимодействия. Одним из важных факторов аллелопатического взаимодействия растений с другими организмами в биоценозах являются фитонциды. Фитонцидами по Б.П.Токину называют летучие растворимые в воде продукты обмена веществ растений, вредные и губительные для других организмов. Фитонциды выделяют все растения, как механически поврежденные, так и целые. По химическому составу это соединения самой разной природы: альдегиды, хиноны, синильная кислота, глюкозиды и т.д. Фитонцидную активность чаще всего определяют с помощью биологических тестов.
Цель работы: изучить фитонцидные свойства разных растений с использованием в качестве биотеста простейших и микроорганизмов.
Материалы и оборудование: культура парамеции или других простейших; предметные стекла; секундомеры; различные виды комнатных растений; чашки Петри с твердой питательной средой; микроскопы; препаровальные иглы.
Ход работы
1.Висячую каплю культуры простейших на предметных стеклах рассмотрите в микроскоп, наблюдайте активность движения простейших. После этого рядом с каплей поместите кашицу листьев комнатных растений и по секундомеру отметьте время прекращения движения протистов. Фитонцидную активность (А), рассчитанную по формуле: А = Т, выражают в единицах, где Т — время, отсчитанное по секундомеру в опыте, мин.
Отметьте картины гибели парамеций с разными фитонцидами (лизис, образование вздутий, пузырей, сморщивание, простое прекращение движения и т.д.). Полученные данные занесите в таблицу.
Таблица 41
Влияние фитонцидов разных растений на жизнеспособность
простейших
Вариант (вид растений) |
Фитонцидная активность А |
Картина гибели простейших |
На основе полученных данных сделайте выводы о фитонцидной активности используемых растений
2.Изучение фитонцидных свойств растений методом микробиологического теста.
Возьмите чашки Петри с твердой питательной средой. Сделайте засев микрофлоры воздуха методом огаровых пластинок. Для этого откройте крышки и выдержите их в течение 5—10 минут. На поверхность чашек осядут клетки микроорганизмов и споры грибов, каждая из которых даст колонию. На крышку чашки Петри нанесите кашицу из листьев растений (опытные), контрольные остаются без листьев. Повторность опыта трехкратная. Через неделю просмотрите чашки Петри и сделайте подсчет клеток микроорганизмов и грибов на поверхности среды. Пересчитайте число клеток на 1 дм2 поверхности среды. Для этого определите 8 чашки Петри по формуле: 8 = пг2, где 8 — площадь чашки в дм2, п — 3,14, г — радиус чашки.
Просчитайте общее число колоний, клеток грибов, микроорганизмов. Занесите данные в таблицу, сделайте выводы.
Таблица 42
Изучение фитонцидных свойств растений методом микробиологических тестов
Вариант |
Общее число клеток |
Общее число клеток грибов |
Общее число клеток микроорганизмов |
% грибов к общему числу клеток |
% микроорганизмов к общему числу клеток |
Контроль без листьев |
|||||
Опыт вид растения |
Контрольные вопросы
1.Что такое аллелопатия?
2.Какое значение имеют аллелопатические взаимоотношения для растений?
3.Что такое фитонциды?
4.Кем были открыты фитонциды?
5.Что такое биотесты?
6.Какие биотесты можно использовать для определения фитонцидной активности растений?
Фитонцидные растения
Фитонциды растений. Что это?
Комнатные фитонцидные растения
Растения очищающие воздух
Ресурсы:
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html