Урок экологии «Некоторые закономерности развития глобальной геосистемы географической оболочки» (10–11 классы)
Методическое пособие разработки уроков 10-11класс
Тип урока- комбинированный
Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.
Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
Личностные:
- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;
-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение
Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).
Некоторые закономерности развития глобальной геосистемы географической оболочки
Географическая оболочка имеет сложное мозаичное строение, она состоит из природных комплексов разного размера. Природные комплексы, образовавшиеся на суше, называют природными территориальными, а в океане или в другом водоеме - природными аквальными. В настоящее время большинство природных комплексов в той или иной степени изменено, преобразовано или даже заново создано человеком. Такие природные комплексы называются антропогенными.
Значительный вклад в познание закономерностей формирования и развития географической оболочки Земли внесли отечественные ученые: А. А. Григорьев, Л. С. Берг, К. К. Марков, Н.А. Солнцев, А. Г. Исаченко и др. Стройную концепцию учения о географической оболочке земного шара предложил С. В. Ка- лесник. В ней четко сформулированы основные закономерности развития географической оболочки: целостность, круговороты веществ, ритмические явления, зональность и азональность, полярная асимметрия.
Целостность - это единство географической оболочки, обусловленное тесной взаимосвязью слагающих его компонентов. Изменение одного из компонентов неизбежно приводит к изменению других и географической оболочки в целом.
Под цепной реакцией в природе понимается цепь природных процессов, каждый из которых влечет за собой изменение других, связанных с ним явлений. Например, вырубка лесов в бассейне реки приводит к усыханию малых рек - притоков, снижению уровня фунтовых вод, уменьшению влажности почвы, снижению уровня воды в реке и озере.
Это вместе с другими факторами ведет к недостатку воды в городе, гибели рыбы, усиленному развитию сине-зеленых водорослей и др.
В связи со сложностью взаимосвязей и слабой их изученностью окончательные последствия антропогенного воздействия на экосистемы могут проявиться через несколько десятилетий самым неожиданным образом (например, экологические проблемы Арала, Ладоги и др.).
Целостность свойственна всем природным комплексам. Она достигается круговоротом вещества и энергии.
Именно на целостности как важнейшем свойстве географической оболочки должна базироваться теория и практика рационального природопользования.
Географической оболочке свойственна ритмичность развития - повторяемость тех или иных природных явлений через определенные промежутки времени.
Суточные ритмы, годовая и многолетняя динамика и ритмика подробно рассмотрены в учебнике экологии 9 класса (раздел I, глава 3).
Наиболее крупные ритмы в истории Земли связаны с тектоническими явлениями, магматической активностью и изменениями геомагнитного поля. Кроме того, в истории Земли отмечается повторяемость великих ледниковых эпох, которые разделялись интервалами времени порядка 150-200 млн. лет.
Некоторые ритмы связаны с неравномерным облучением Земли в связи с ее движением вокруг Солнца. Изменение времени наступления равноденствий, наклона оси вращения к эклиптике и эксцентриситета земной орбиты происходит соответственно с периодами приблизительно в 21 ООО лет, 40 ООО и 92 ООО лет. Эти периоды, выделенные югославским ученым М. Миланковичем, могли служить причиной климатических колебаний.
Среди внутривековых ритмов наиболее четкими оказались циклы продолжительностью, 11, 30-35 и 20-50 лет. Эти ритмы отмечены во многих природных процессах. Так, 11-летняя цикличность наблюдается в толщине годичных колец у деревьев, во вспышках некоторых эпидемических заболеваний, в ритмах массовых размножений саранчи и др. 35-летние ритмы (ритмы Э. Брик- нера) установлены для всего земного шара, когда серия влажных и прохладных лет сменяется серией теплых и сухих. Эти ритмы А. В. Шнитников установил в колебаниях уровня Ладожского озера, озер Казахстана и юга Западной Сибири.
Планётарной закономерностью, установленной русским ученым В. В. Докучаевым (1846—1903), является зональность – закономерное изменение природных комплексов по направлению от экватора к полюсам.
Зональность обусловлена неодинаковым количеством поступающего на разные широты тепла в связи с шарообразной формой Земли. Зональны климат, воды суши и океана, процессы выветривания, некоторые формы рельефа, образующиеся под влиянием внешних сил (поверхностных вод, ветра, ледников), растительность, почвы, животный мир. Наиболее крупные зональные подразделения географической оболочки - географические пояса.
Они отличаются друг от друга температурными условиями, а также общими особенностями циркуляции атмосферы, почвенно-растителного покрова и животного мира.
На суше выделяются следующие географические пояса: экваториальный и в каждом полушарии субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, а также в северном полушарии субарктический и арктический, а в южном - субантарктический и антарктический. Аналогичные по названию пояса выявлены и в Мировом океане.
Внутри поясов по соотношению тепла и влаги выделяются природные зоны, названия которых определяются по преобладающему в них типу растительности. Так, например, в субарктическом поясе это зоны тундры и лесотундры, в умеренном поясе - зоны лесов, лесостепи, степи, полупустынь и пустынь.
Интересная закономерность изменения природы, получившая название высотной поясности, наблюдается в горных районах. Высотная поясность - закономерная смена природных компонентов и природных комплексов с подъемом в горы от их подножия до вершин. Она обусловлена изменением климата с высотой: понижением температуры (на 0,6°С на каждые 100 м подъема) и увеличением количества осадков.
В жизни биосферы, помимо явлений, подчиняющихся закону зональности, не менее важную роль играют процессы азонально- сти, т. е. не зависящие непосредственно от распределения солнечной радиации. Это движения земной коры, образование складок, разломов, вулканизм, землетрясения и др. Как отмечает С. В. Калесник, все разнообразие земной поверхности, отраженное в различии природных ландшафтов, есть результат сочетания и взаимодействия зональных и азональных процессов.
В 1923 г. В. И. Вернадский в своих лекциях по геохимии в Париже указал на явление диссимметрии нашей планеты на примере подвижной части земной коры - астеносферы (от греч. аз1кепе5 - слабый) в районе Тихого океана: «Существование диссимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение связано с геологическими явлениями в истории, имеющими планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех явлениях, с Землей связанных». В. И. Вернадский впервые получил количественный показатель, подтверждающий диссимметрию планеты: общий коэффициент отношения суши и моря равен 1:2,4. И, наконец, В. И. Вернадский указал на возможность нахождения «диссимметричных явлений» даже в Космосе.
Важной особенностью развития географической оболочки является полярная асимметрия. Еще в 1914 г. Дж. Грегори в своей работе «Образование Земли» писал, что «фундаментальная разница между северным и южным полушариями есть наиболее бросающаяся в глаза черта в плане Земли». Правильность выделения этой особенности биосферы подтверждается новейшими материалами о наличии полярной асимметрии у планет земной группы и даже планет-гигантов. Рассмотрим лишь наиболее интересные факты асимметрии северного и южного полушарий нашей планеты. Прежде всего уже сама фигура Земли асимметрична, причем северная полярная полуось на 70-100 м длиннее южной, поэтому полярное сжатие северного полушария меньше, чем южного. Фигура Земли напоминает кардиоидальный эллипсоид с осевой впадиной на
Южном полюсе и выпуклостью - на Северном.
Асимметричность северного и южного полушарий заключается и в
том, что суша в северном полушарии занимает 39%, а в южном - 19%. Асим-
метричность суши и океана северного и южного полиарий влечет за собой асимметричность в распределении других компонентов географической оболочки. Различия между северным и южным полушариями особенно ярко проявляются
при рассмотрении растительных и животных сообществ.
В северном полушарии огромные пространства занимает таежная зона, которая в Евразии с запада на восток тянется более чем на 7000 км, в Северной Америке - на 5000 км. В южном полушарии ей аналогов нет. В целом в южном полушарии отсутствуют именно те географические зоны, которые на материках северного полушария занимают самые большие территории (тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса практически отсутствуют на юге южного полушария). Отдельные виды растений встречаются только в северном полушарии (сосновые, секвойи, таксодиевые), другие (подокарпус, араукария, дакриди- ум) - произрастают в южном. Отличия проявляются и в животном мире. Пингвинам Антарктиды противостоят наземные животные Арктики: белые медведи, овцебыки, лисицы, копытные. В южном полушарии отсутствуют такие животные, как двугорбые верблюды, яки, моржи, а в северном нет ламы, нототениевых рыб и др. Только южному полушарию (Австралия, Новая Зеландия) свойственны сообщества таких животных, как утконос, ехидна, кенгуру, сумчатый волк, киви, коала, сумчатые белки и др.
Вопросы и задания
1.Что такое географическая оболочка? Назовите основные закономерности ее развития. Приведите примеры проявления этих закономерностей в природе
2.Что такое природный комплекс? Приведите примеры разных по размеру природных комплексов.
3.Приведите примеры цепных реакций в природе, когда вмешательство человека в естественные природные процессы привело к серьезным негативным последствиям.
Географическая зональность
Природные зоны широтная зональность и высотная поясность
Высотная поясность
Висотна поясність
Ресурсы
Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.
Словарь геоэкологических понятий
http://allrefrs.ru/1-57748.html
https://studfiles.net/preview/4639986/page:2/
https://studopedia.ru/5_130486_lektsiya--osnovnie-ponyatiya-geoekologii.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций