Урок по экологии «Обобщение и систематизация знаний. Экология города (урбоэкология)» (10–11 класс)

1
0
Материал опубликован 4 February 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

 

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Задачи:

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:.формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

Личностные:

- формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Информация

Дайте определения или характеристику основным понятиям и терминам главы «Экология города» («Урбоэкология»): урбанизация; урбосистема, городская среда, мегаполисы; шумо­вое загрязнение; пылевое загрязнение; зеленые насаждения го­рода; интродукция; синантропные виды; проблема отходов; компостирование мусора; экореконструкция; экореставрация.

Обобщение и систематизация знаний

1.Что называется урбанизацией? Как влияет урбанизация на экологическое состояние городских экосистем?

2.Дайте подробную характеристику вашему району как одному из компонентов урбосистемы вашего города

3.При основании Петербурга были приняты строжайшие указы: само­вольная порубка деревьев была категорически запрещена, вдоль основ­ных магистралей производились посадки деревьев, запрещалось сбрасы­вать в открытые водоемы мусор, стирать и полоскать в них белье, сброс мусора с кораблей карался штрафом, а вторичный сброс - конфис­кацией кораблей вместе с грузом..

4.Какое значение имели данные указы? У. Как изменяются компоненты природной среды (атмосфера, растительность, почва и др.) в условиях крупного города?

5.Определите уровни шума в различных помещениях школы (классе, столовой, физкультурном зале, слесарной мастерской и др.), сравните полученные результаты с допустимыми значения­ми, сделайте вывод об экологическом (санитарно-гигиенический аспект) состоянии школы

6.Приведите примеры синантропных видов животных вашего региона

7.Напишите сочинение на тему «Город XXI века».

Тестовый контроль

1.Буроватое облако, которое можно наблюдать в солнечные дни над центром городских агломераций с интенсивным автомобиль­ным движением, - это:

капельная эрозия

фотохимический смог

смесь углекислого газа с воздухом

смесь сероводорода с воздухом

нет правильного ответа

Наиболее чувствительны к действию шума горожане:

младенческого возраста . 2. подросткового возраста

среднего возраста

в возрасте старше 50 лет

нет правильного ответа

Средняя доля городского населения в настоящее время (1990 г.):

!4% 2 33% 3.29% 4. 50%

4.Заболевание, вызванное вдыханием пыли, содержащей свобод­ный кремнезем, называется:

1. силикатоз 2. Силикоз 3. нет правильного ответа

5. На одного жителя нашей планеты приходится в год в среднем

  1. мусора 2. 1 т мусора

  1. т мусора 4. 5,5 т мусора 5. 10т. мусора

6.В выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания находятся вещества, которые могут вызвать образование раковых опухолей. Эти вещества называются:

1.канцерогенными 2. Наркотическими 3.токсичными 4. обезболивающими

5.антибактериальными

7.В конце XIX в. в индустриальных центрах Англии из-за из­бытка оседания копоти исчезли белые стволы берез, и обитавшие на них бабочки стали приобретать темную окраску. Это явление называется:

1.устойчивое развитие 2.точечное загрязнение

3.экологическое нарушение 4.промышленный меланизм

5.популяционный взрыв

8.В результате жизнедеятельности человека образуется масса продуктов, которые являются бытовыми отходами. Выберите из них такой, который будет перерабатываться в круговороте ве­ществ дольше всех:

1.бумага 2. Полиэтилен 3 жесть 4. картон

5.ткань хлопчатобумажная

9.Синантропными называются:

виды, живущие в тесной связи с человеком

виды, вытесненные за пределы своих естественных ареалов

виды домашних животных

виды, переселенные с других географических территорий и обогащающие местную флору и фауну

нет верного ответа

10.Основным источником шума в городе является

1.транспорт 2.громкая речь людей 3.шум промышленных предприятий

4.киоски звукозаписи и продажи аудиокассет 5.нет верного ответа

11.Наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с накоплением отходов производства и бытовых отходов в окру­жающей среде, состоит:

1.в расширении площадей специально оборудованных сва­лок и могильников

2.в увеличении численности мусоросжигательных заводов

3.в заполнении отходами пустот земной коры, образован­ных путем добычи полезных ископаемых

4.в предотвращении образования отходов путем изменения образа жизни, структуры потребления и производствен­ных технологий

5.в захоронении всех отходов в контейнерах

12.Положительный экологический эффект в городах дает:

1.крупное производство 2.малоотходное производство

3.энергоемкое производство 4.мелкое производство

5.компьютеризованное производство

13.При благоустройстве территорий новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застой­ные лужи, плохо растут зеленые насаждения. Одной из причин данного явления может быть:

1.выпадение повышенного количества осадков

2.территория плохо выравнена

3.для новостроек выбирают только очень плотный грунт

4.переуплотнение и снижение водопроницаемости фунта из-за строительного мусора, засыпанного почвой

5.нет правильного ответа

14.В одной из серий опытов американских исследователей под­опытная группа мышей «озвучивалась» в течение года по 2 часа шумом, записанным в Нью-Йоркском метрополитене. В результа­те численность подопытной группы, по сравнению с контрольной (которая не «озвучивалась»), резко сократилась. По результатам опыта можно сделать вывод:

1шум помогает регулировать численность грызунов

2.шум является канцеропенным фактором

3.шум повышает сопротивляемость организма животного

4.шум метрополитена - особо опасный шум по сравнению с другими видами шумов

5.шум - один из факторов антропогенного воздействия на живые организмы, который может повлиять на процесс размножения

15.В условиях урбанизации происходят следующие изменения абиотических факторов абиотических факторов

1.повышение температуры и скорости ветра, увеличение кислотности

2.повышение температуры и скорости ветра, снижение ки­слотности

3.снижение температуры и скорости ветра, снижение ки­слотности

4.повышение температуры, снижение скорости ветра, по­вышение кислотности

5.повышение температуры, снижение скорости ветра, сни­жение кислотности

16. К принципам, определяющим устойчивое развитие городских территорий, относится

1.стабилизация численности населения городов

2.рециклизация отходов

3.переход к энерго- и ресурсосберегающему образу жизни

4.создание самодостаточного городского жилища

5.повышение платы за жилье


Презентация проекта " Человек- царь или раб Природы"
PPT / 527 Кб

Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме.

 

Способы улучшения экологической обстановки в вашем доме.
DOCX / 19.45 Кб

Ресурсы

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

http://allrefrs.ru/1-57748.html

Основные понятия экологии человека

https://studfiles.net/preview/5246673/page:3/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Предварительный просмотр презентации

Тема проекта: Окружающая среда и человек Автор: Дробот Светлана Сергеевна Место работы: МОУ лицей №6 Тольятти, 2004 Творческое название проекта: Человек - царь или раб Природы? Центр информационных технологий

Вопросы Основополагающий вопрос: Сможет ли человек сохранить Землю? Вопросы учебной темы (проблемные): 1. Так ли уж безобиден аммиак? 2. Каковы последствия накопления нитратов в организме? 3. Как надо вести себя при утечке аммиака? 4. Почему летом цветет вода в Волге? 5. Участвуют ли соединения азота в образовании кислотных дождей? 6. Как образуется смог над городом? 7.Каково влияние сероводорода на организм человека? 8.Почему идут кислотные дожди? 9.Каковы причины образования парникового эффекта? 10. Какова роль выхлопных газов в загрязнении атмосферы?

Цели проекта: Формирование экологической грамотности учащихся; Получение знаний о том, как сохранить и укрепить свое здоровье; Применение полученных знаний в повседневной жизни; Формирование умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов исследования. Предметы Химия Учебные предметы: учитель химии - Дробот Светлана Сергеевна, ученики лицея №6 - Долгушев Игорь 10М кл., Брагин Анатолий 10М кл., Аббязов Эрик 10М кл., Бурлаева Татьяна 10М кл., Колеватых Алексей 10М кл., Сауткина Анастасия 10ФМ кл., Поликарпов Алексей 9М кл., Коновалов Сергей 9М кл., Тетенькин Артем 11ФМ кл., Кузнецов Илья 11ФМ кл.. Участники проекта:

Визитка проекта Проект представляет собой факультативный курс по химической экологии, включающий материал, необходимый при изучении вопросов основного курса химии, цели и задачи которого состоят в формировании экологической грамотности учащихся, получении знаний о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, применении полученных знаний в повседневной жизни и формировании умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов исследования.

В проекте представлены презентации учащихся по исследовательским темам, также дана ссылка на сайт “Пятая вертикаль (школьное казино по химии)”, созданный учащимися и размещенный В проекте представлены презентации учащихся по исследовательским темам, также дана ссылка на сайт “Пятая вертикаль (школьное казино по химии)”, созданный учащимися и размещенный в сети интернет. Проект может использоваться как на уроках химии, так и факультативно, для самообразования.

Проблемы (темы) самостоятельного исследования 1. Окружающая среда и аммиак. 2. Влияние нитратов и нитритов на организм человека. 3. Участие оксидов азота в образовании кислотных дождей. 4. Выхлопные газы – причина появления смога над городом. 5. Сероводород и человек. 6. Кислотные дожди. 7. Парниковый эффект.

Этапы и сроки проведения проекта Организационный –2 недели: Формулирование тем исследований учеников. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем. Выбор творческого названия проекта (совместно с учениками).

II. Реализации – 2 месяца: Планирование работы с учениками индивидуально или в группах. Поиск возможных источников информации. Выработка принципов оформления проекта. Разработка критериев оценивания работы участников проекта. Разработка критерия оценки творческой работы. Подготовка к представлению проекта

I I III. Этап представления результатов исследования: Круглый стол творческих групп по созданию проектов; Школьная научно-практическая конференция.

Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания: Презентации Окружающая среда и аммиак. Как влияет избыток нитратов на организм человека? Участвуют ли соединения азота в образовании кислотных дождей? Почему летом цветет вода в Волге? Сероводород и человек. Парниковый эффект. Чем дышим… Качество подбора материала по теме.

Буклеты: Буклет Краткость и четкость в освещении вопросов. Web – сайты: Кислотные дожди Пятая Вертикаль Человек – царь или раб Природы? Дизайн сайта и полнота освещения темы. Тесты: Тест. Полнота объема контролируемого материала в данной теме. Корректность вопросов теста. Вариативность ответов.

Критерии оценки контрольных заданий Тест оценивается по 100 балльной системе: 85 – 100 баллов – отлично. 70 -84 балла – хорошо, 60 -69 баллов – удовлетворительно, Задания «Пятой вертикали»: Отлично -10 вопросов и 6 задач, выполненных без недочетов; Хорошо – 8 вопросов и 5 задач, выполненных без недочетов; Удовлетворительно – 6 вопросов и 4 задачи, выполненных без недочетов.

Необходимые дидактические и организационные материалы Дидактические материалы: тесты, контрольные задания по теме.

Один из результатов реализации проекта

Информационные ресурсы Литературные 1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980. 2.Чернобельская Г.М.,Чертков И.Н. Химия. М.:Медицина, 1985. 3.Хомченко Г.П.Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. М.:Новая Волна, 2002. 4.Николаев Л.А. Неорганическая химия. М.: Просвещение, 1982. 5.Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1983. 6.Добрынина Н.А. Биологическая роль некоторых химических элементов.//Химия в школе. 1991. №2. С.6 - 13. 7.Химия: 8 - 11 кл.: Справочные материалы / Сост. В.В.Еремин, Е.А.Еремина. - М. : Дрофа, 1995. - 104 с. 8.Фадеев Г.Н. Пятая вертикаль. М. : Просвещение, 1973. 9. Химия. Приложение к газете "Первое сентября". 2001, № 44; 1997, № 6,8; 2003, № 14; 2000, № 19, № 20.

Информационные ресурсы Ресурсы Интернет 1.http://www.alhimik.ru/teleclass/pril/berzelius.shtml 2.http://www.litera.ru/stixiya/authors/lomonosov.html 3.http://www.sever.ru/~kominter/element/elem02.htm 4.http://www.prazdniki.ru/person/1/386/ 5.http://www.peoples.ru/science/chemistry/lavoisier/ 6.http://www.peoples.ru/science/chemistry/agricola/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.