12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44479
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Урок 6. Особенности устной речи


Цели урока: углубить представление учащихся об устной речи, формировать умение  адекватно понимать прочитанный текст и передавать его содержание в виде плана или тезисов; совершенствовать навыки работы с научным текстом, навыки информационной обработки текста разговорного стиля, попутное повторение: правописание приставок и корней, -тся и –ться в глаголах.

УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.


1. Организационный момент


2. Мотивация учебной деятельности


Решение тестовых заданий.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  В тексте конкретные существительные преобладают над абстрактными, динамичность тексту придают глаголы и причастия, что характерно для текста художественного стиля.

2)  Данный текст-фрагмент рассказа, который построен в виде непринужденной беседы с читателем. Герой рассказывает о себе в манере устной разговорной речи, что делает его образ выразительным.

3)  В тексте используются слова в переносном значении, встречаются неполные предложения, обращения, повторы слов. Последнее предложение-это вывод, содержащий авторскую эмоциональную оценку. Это позволяет сделать вывод, что перед нами текст разговорного стиля.

4) Текст относится к разговорному стилю, о чём свидетельствует форма организации речи -диалог, который используется для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке. Для этого стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики.

5)  В тексте присутствуют оценочные выражения (этакая фря, ни мур-мур больше) и метафоры (развернула свою идеологию, только глазами стрижет), помогающие автору передать личное отношение к героям.


Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.

А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.

Откуда, — говорю, — ты, гражданка? Из какого номера?

Я, — говорит, — из седьмого.

Пожалуйста, — говорю, — живите.

И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?

Да, — отвечает, — действует.

И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц — привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.

Проверка и обсуждение ответов (245)

(Какие проблемы вы испытывали, решая задание?



3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Должны сформулировать тему урока

Что вы знаете об устной речи? В каких формах она существует? Почему это важно знать современному человеку? Определите тему урока.

Высказывают предположения



3. Первичное усвоение знаний

1) Работа с учебником: просмотровое чтение, составление тезисного плана с. 44-45)

-Бегло просмотрите тест и определите новую для вас информацию.

-Внимательно прочитайте текст, разделите на микротемы и составьте тезисный план.

2) Взаимопроверка: что удалось/не удалось при составлении тезисного плана.

3) Лекция учителя с элементами беседы (учащиеся кратко записывают тезисы)

Устная речь - это разговорная, складывающаяся из реплик, которыми обмениваются собеседники в диалоге. Устная речь может быть представлена и в монологе, например, выступление на конферении, доклад ученика на уроке), но при этом в ней присутствует живость разговорной речи, ее выразительность, интонации.

В устной речи меньше сложных предложений, чем в письменной, много неполных предложений.

Наиболее распространены следующие формы устной речи: разговорная, ораторская, декламационная и научная речь. В отличие от разговорной речи все другие формы подчиняются правилам литературного русского языка.

Одна из главных особенностей устной речи состоит в том, что она всегда рассчитана на определенных слушателей. Живое общение позволяет говорящему вовремя внести изменения в содержание, подстроиться под реакцию собеседника. Чувства говорящего при этом дополняются при помощи интонации, мимикой, жестами.

Устная речь всегда ситуативна, эмоциональна, ее отличает импровизированностъ и простота.


4. Проверка понимания (рассуждение на лингвистическую тему)

Пользуясь материалами упр. 40, составьте рассуждение на лингвистическую тему «Различия устной и письменной речи».

Упр. 49 (1 зад).

Устная речь не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться.

5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Упр. 49 (2 зад).

Использованная литература

1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.

2. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультатив, курс (8-9 кл.): Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992. 190 с.



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.22 в 06:15 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс, Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 28.07.22 в 09:11 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше неизменное внимание, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.