Урок 6 по русскому языку в 10 классе «Особенности устной речи»
Урок 6. Особенности устной речи
Цели урока: углубить представление учащихся об устной речи, формировать умение адекватно понимать прочитанный текст и передавать его содержание в виде плана или тезисов; совершенствовать навыки работы с научным текстом, навыки информационной обработки текста разговорного стиля, попутное повторение: правописание приставок и корней, -тся и –ться в глаголах.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Решение тестовых заданий.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте конкретные существительные преобладают над абстрактными, динамичность тексту придают глаголы и причастия, что характерно для текста художественного стиля.
2) Данный текст-фрагмент рассказа, который построен в виде непринужденной беседы с читателем. Герой рассказывает о себе в манере устной разговорной речи, что делает его образ выразительным.
3) В тексте используются слова в переносном значении, встречаются неполные предложения, обращения, повторы слов. Последнее предложение-это вывод, содержащий авторскую эмоциональную оценку. Это позволяет сделать вывод, что перед нами текст разговорного стиля.
4) Текст относится к разговорному стилю, о чём свидетельствует форма организации речи -диалог, который используется для обсуждения бытовых вопросов в неофициальной обстановке. Для этого стиля характерно использование разговорной и просторечной лексики.
5) В тексте присутствуют оценочные выражения (этакая фря, ни мур-мур больше) и метафоры (развернула свою идеологию, только глазами стрижет), помогающие автору передать личное отношение к героям.
Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
— Откуда, — говорю, — ты, гражданка? Из какого номера?
— Я, — говорит, — из седьмого.
— Пожалуйста, — говорю, — живите.
И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду, как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действует?
— Да, — отвечает, — действует.
И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц — привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович.
Проверка и обсуждение ответов (245)
(Какие проблемы вы испытывали, решая задание?
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | Что вы знаете об устной речи? В каких формах она существует? Почему это важно знать современному человеку? Определите тему урока. | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний
1) Работа с учебником: просмотровое чтение, составление тезисного плана с. 44-45)
-Бегло просмотрите тест и определите новую для вас информацию.
-Внимательно прочитайте текст, разделите на микротемы и составьте тезисный план.
2) Взаимопроверка: что удалось/не удалось при составлении тезисного плана.
3) Лекция учителя с элементами беседы (учащиеся кратко записывают тезисы)
Устная речь - это разговорная, складывающаяся из реплик, которыми обмениваются собеседники в диалоге. Устная речь может быть представлена и в монологе, например, выступление на конферении, доклад ученика на уроке), но при этом в ней присутствует живость разговорной речи, ее выразительность, интонации.
В устной речи меньше сложных предложений, чем в письменной, много неполных предложений.
Наиболее распространены следующие формы устной речи: разговорная, ораторская, декламационная и научная речь. В отличие от разговорной речи все другие формы подчиняются правилам литературного русского языка.
Одна из главных особенностей устной речи состоит в том, что она всегда рассчитана на определенных слушателей. Живое общение позволяет говорящему вовремя внести изменения в содержание, подстроиться под реакцию собеседника. Чувства говорящего при этом дополняются при помощи интонации, мимикой, жестами.
Устная речь всегда ситуативна, эмоциональна, ее отличает импровизированностъ и простота.
4. Проверка понимания (рассуждение на лингвистическую тему)
Пользуясь материалами упр. 40, составьте рассуждение на лингвистическую тему «Различия устной и письменной речи».
Упр. 49 (1 зад).
Устная речь не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество — моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Упр. 49 (2 зад).
Использованная литература
1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.
2. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультатив, курс (8-9 кл.): Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1992. 190 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна