12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пушкина Тамара Николаевна1109
Люблю школу. Люблю своих учеников. Люблю волшебные звуки скрипки.
Россия, Нижегородская обл., Балахна
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
 

Методическая разработка

«Культура речи»

 

Работу выполнила

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

2016 год


 

Культура речи школьников

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

- установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку;

- формировать навыки речевого общения.

 

Ход урока

Учитель:

Главная особенность человека - это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-

имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-

но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный чело-

век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-

вые выражения с их значениями».

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

- А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

Крылова?

Ответы учеников.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Учитель:

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.

 

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» - говорим.

Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Учитель:

Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.

- В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы учеников.

Учитель:

Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,

малознакомые для тебя люди, соседи, - никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

- Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-

рию его происхождения.

Предположения - ответы учащихся.

 

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Учитель:

Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»

Более мягкий вариант прощания - «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово - подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

лучшую сторону.

Учитель:

Язык - это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи -

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо -

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-

вский.

Классный руководитель:

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на

уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной

речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-

ями.

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», - писал французский философ Вольтер.

 

Выступления учеников: «Как мы говорим?»

Учитель:

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое - беду. «Словом можно приголубить, а можно

убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

- Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

 

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

стью человека?

Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

общении с друзьями?

Учитель:

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

жизненные ситуации.

 

Учитель читает ученикам легенду:

«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

чше языка».

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что - нибудь хуже языка?!»

Беседа по прочитанному.

- Почему Эзоп по - разному отозвался о языке?

- Как понять это противоречие?

Учитель:

Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

ситься к нему.

 

Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

в яркие и праздничные.

Предложения для изменения.

День закончился, наступила ночь.

Музыкант держит в руках флейту.

Картофель созрел на поле.

Видна звезда на небе.

Варианты ответов учеников.

Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

И т. д.

Запись текста для разбора.

«Слово - это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

рое разъединяет людей».

(Л. Н. Толстой)

Задания по тексту.

- К чему Л. Н. Толстой призывает?

- Объясните знаки препинания в тексте.

- Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

Учитель:

Язык наш - средство общения людей. И от того, на сколько береж-

но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё

раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами …». Поэтому наша задача - беречь это клад и делать всё

возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

грубыми словами.

Учитель:

И в заключении нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка из книги:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

века неразрывно связана с языком.

Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки - это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

ёт о том, что не видели его глаза.

Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

века … И всё это благодаря языку».

Классный руководитель:

Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-

ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

Домашнее задание:

Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

Подведение итогов урока:

- Ребята, вам понравился урок?

- Что нового вы узнали?

- Что было интересно?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных

кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-

чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!

Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте

всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-

рого! До свидания! До новых встреч!

 

Литература

  1. Григорян Л. Т. «Язык мой - друг мой». Москва, 1987 год.
  2. Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
  3. Л. В. Успенский. «Слово о словах».
  4. Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
  5. Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
  6. Кон И. С. «Психология доброго поступка». Москва, 1988 год.
Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Наталья Владимировна, 28.04.16 в 22:46 1Ответить Пожаловаться
Тамара Николаевна, спасибо за урок. Вспомнила время учебы. Почти такая же тема была моей дипломной работы.
Пушкина Тамара Николаевна, 29.04.16 в 19:22 0Ответить Пожаловаться
И Вам спасибо большое за тёплые слова.
Субботина Светлана Львовна, 02.05.16 в 10:08 1Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал, Тамара Николаевна! Поддерживаю Наталью!
Пушкина Тамара Николаевна, 02.05.16 в 11:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое. Очень приятно.
Пушкина Тамара Николаевна
Комментарий был удалён пользователем 02 май 2016 в 11:10
Устинова Валентина Ивановна, 02.05.16 в 14:25 1Ответить Пожаловаться
Мне тоже понравился урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.