Урок по русскому языку «Культура речи» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
Методическая разработка
«Культура речи»
Работу выполнила
Пушкина Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
2016 год
Культура речи школьников
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;
- установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- формировать навыки речевого общения.
Ход урока
Учитель:
Главная особенность человека - это способность говорить. Именно
умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-
имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-
но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком - признак культурного человека. Культурный чело-
век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-
до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:
«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-
нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».
Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-
вые выражения с их значениями».
Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире
Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать
Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом
Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека
Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.
- А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.
Крылова?
Ответы учеников.
У сильного всегда бессильный виноват.
А Васька слушает да ест.
Ларчик просто открывался. И т. д.
Учитель:
Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-
ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.
При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.
Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное
«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.
Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:
«Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,
«Доброй ночи!» - говорим.
… Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Учитель:
Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.
- В каких ситуациях вы говорите эти слова?
Ответы учеников.
Учитель:
Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,
малознакомые для тебя люди, соседи, - никогда не оставляй
хорошие дела без благодарности.
Задание ученикам:
- Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-
рию его происхождения.
Предположения - ответы учащихся.
Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:
За что мы говорим «СПАСИБО»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Учитель:
Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»
Более мягкий вариант прощания - «ДО СВИДАНИЯ».
Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-
бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-
ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово - подарок
для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности
нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как
сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-
щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться
в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в
лучшую сторону.
Учитель:
Язык - это наша история, наше богатство, культура. Это язык
А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и
других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-
кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-
никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи -
танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым
законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит
в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-
век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо -
вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-
ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.
«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-
ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть
великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-
вский.
Классный руководитель:
Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-
ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на
уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-
делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи
при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-
тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной
речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-
рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-
ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-
ями.
Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.
Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-
дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», - писал французский философ Вольтер.
Выступления учеников: «Как мы говорим?»
Учитель:
Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-
обдуманное, резкое - беду. «Словом можно приголубить, а можно
убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.
- Подкрепите это высказывание примерами из жизни.
Примеры учащихся.
Беседа по вопросам.
Как связана культура речи с культурой чувств?
По каким признакам можно судить о культуре человека?
Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-
стью человека?
Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при
общении с друзьями?
Учитель:
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения
говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные
жизненные ситуации.
Учитель читает ученикам легенду:
«Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При
помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-
щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные
вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-
полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-
ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-
чше языка».
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-
мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.
А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-
зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,
лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей
врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-
да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе
и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что - нибудь хуже языка?!»
Беседа по прочитанному.
- Почему Эзоп по - разному отозвался о языке?
- Как понять это противоречие?
Учитель:
Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны
жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-
ситься к нему.
Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях
в яркие и праздничные.
Предложения для изменения.
День закончился, наступила ночь.
Музыкант держит в руках флейту.
Картофель созрел на поле.
Видна звезда на небе.
Варианты ответов учеников.
Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.
И т. д.
Запись текста для разбора.
«Слово - это дело великое. Великое потому, что словом можно со-
единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно
служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-
рое разъединяет людей».
(Л. Н. Толстой)
Задания по тексту.
- К чему Л. Н. Толстой призывает?
- Объясните знаки препинания в тексте.
- Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?
Учитель:
Язык наш - средство общения людей. И от того, на сколько береж-
но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-
сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,
культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-
ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-
щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё
раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева
о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.
«… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-
никами …». Поэтому наша задача - беречь это клад и делать всё
возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и
грубыми словами.
Учитель:
И в заключении нашего разговора о роли языка, о культуре речи я
хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-
ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.
Чтение отрывка из книги:
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-
века неразрывно связана с языком.
Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух
уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-
ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки - это язык.
Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает
его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-
ёт о том, что не видели его глаза.
Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились
в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает
возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя
века … И всё это благодаря языку».
Классный руководитель:
Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».
Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.
Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-
вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-
ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-
ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.
Домашнее задание:
Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-
нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:
ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,
Подведение итогов урока:
- Ребята, вам понравился урок?
- Что нового вы узнали?
- Что было интересно?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных
кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-
чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!
Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!
Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте
всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-
рого! До свидания! До новых встреч!
Литература
- Григорян Л. Т. «Язы к мой - друг мой». Москва, 1987 год.
- Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
- Л. В. Успенский. «Слово о словах».
- Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
- Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
- Кон И. С. «Психология д оброго поступка». Москва, 1988 год.
Наталья Владимировна
Пушкина Тамара Николаевна
Субботина Светлана Львовна
Пушкина Тамара Николаевна
Устинова Валентина Ивановна
Пушкина Тамара Николаевна