12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44520
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Урок 7. Особенности письменной речи


Цели урока: углубить представление учащихся о письменной речи, формировать умение адекватно понимать прослушанный текст и передавать его содержание в виде тезисов; совершенствовать навыки работы с научным текстом, навыки информационной обработки текста публицистического стиля, текстоведческого анализа.

УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.


1. Организационный момент


2. Мотивация учебной деятельности


Решение тестовых заданий.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1)  В данном тексте родительный падеж имени существительного, выступает в функции несогласованного определения (фестиваль деревянных скульптур, парка имени Алексея Толстого, место отдыха горожан.), что является языковой особенностью публицистического стиля, к которому относится текст.

2)  На лексическом уровне для текста характерна нейтральная, а также терминологическая лексика, наличие которой обусловлено темой.

3)  Используемые в тексте синтаксические средства: ряды однородных членов, сравнительные обороты, причастные и деепричастные обороты – делают рассуждение логичным, точным, конкретным.

4)  В тексте особая роль принадлежит вводным конструкциям, указывающим на отношение к высказыванию (как известно, сообщает ГТРК Брянск), а также сложноподчинённым предложениям, помогающим автору более убедительно представить свою позицию.

5)  Основная цель текста- воздействовать на читателя, привлечь внимание к общественно значимому новому и важному событию, интересному для читателей, поэтому автор максимально кратко и выразительно сообщает, что произошло, где, когда, выделяя главную мысль. Автор текста выступает как официальное лицо, адресат мыслится предельно обобщенно, авторская оценка отсутствует.


Первый фестиваль деревянных скульптур «Волшебный мир дерева», посвящённый столетию почётного гражданина Брянска Валентина Динабургского, прошёл в городе Брянске.

Долгие годы Валентин Динабургский был, как известно, директором парка имени Алексея Толстого. Это излюбленное место отдыха горожан и гостей города при самом непосредственном участии В. Динабургского приобрело свой уникальный облик и известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Парк украшают уникальные деревянные скульптуры, посвящённые сказочным и фольклорным персонажам, которые сделаны мастерами из погибших деревьев, сообщает ГТРК «Брянск».

На нынешнем фестивале в память о создателе парка резчики по дереву провели мастер-классы по изготовлению деревянных скульптур.

На протяжении трёх дней в парке работала литературная площадка, со сцены звучали стихи Валентина Динабургского, музыкальные коллективы представили концертную программу. По парку также проводились бесплатные экскурсии, на которых жители города смогли узнать много нового о его истории.

Проверка и обсуждение ответов (15)

(Какие проблемы вы испытывали, решая задание?



3. Целеполагание

Целеполагание

Действия учителя

Действия учащихся

Необходимо сформулировать тему урока

Что вы знаете о письменной речи? В каких формах она существует? Почему это важно знать современному человеку? Определите тему урока.

Высказывают предположения



4. Первичное усвоение знаний

1) Работа с учебником: упр. 56, часть 1: вдумчиво прочитайте данные высказывания, объясните, какую пользу приносит изучение письменной речи, по мнению лингвистов.

2) Выступления учащихся (3-5 предложений), анализ выступлений.

3) Работа с учебником: упр. 56, часть 2: рассуждение на лингвистическую тему «Каковы основные требования к письменному тексту».


5. Проверка понимания (текстоведческий анализ упр. 60 зад. 3)

В тексте автор обращается к актуальной для подрастающего поколения теме - каких людей мы называем бесхарактерными. Автор убеждаем читателя в том, что победить бесхарактерность можно, но для этого понадобится сила воли и дисциплинированность. Это основная мысль прочитанного текста. Текст можно было бы назвать «Можно ли победить бесхарактерность», отразив в заголовке основную мысль текста.

Предложения первого абзаца связаны пояснительными отношениями (последовательная связь при помощи личных и указательного местоимений, сочинительного союза, лексического повтора).

Тип речи прочитанного текста -рассуждение. Стиль речи-публицистический, потому что основная цель -убедить в том, что бесхарактерность -отрицательная черта характера, которую, однако, можно при желании победить, текст отличают также актуальность, образность, логичность. В тексте ярко выражена позиция автора, его личное мнение.

В тексте используются языковые средства публицистического стиля: лексические клише (страдают от безделья, в неблагополучных семьях, неистребимая ненависть), общественно-политическая лексика и фразеология, в том числе так называемая газетная, трансформированная (прибивать к берегу, тешить ленью, принесут кусок хлеба), эмоционально-оценочная лексика (разгул и разгильдяйство), сочетание книжной и разговорной лексики (ищут забытья, как щепку, в заветрии).

Выразительность, эмоциональность тексту придают метафоры (теряют человеческий облик), эпитеты (дурное влияние, бесхарактерные люди), сравнения (как щепку или бумажку).

С точки зрения синтаксиса обращает на себя внимание большое количество вводных слов, выражающих позицию автора и способствующих логичности текста, ряды однородных членов, уточняющих мысли автора и дающих оценку тому, о чем говорится в тексте.


6. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Упр. 60 (6 зад.).

Использованная литература

1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. – М., 2000.

2. Первый фестиваль деревянных скульптур прошёл в Брянске. https://bug32.ru/society/2022/07/25/pervyj-festival-derevyannyx-skulptur-proshyol-v-bryanske/



Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.