12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яцина Виктория Сергеевна354
Россия, Челябинская обл., Костанай
Материал размещён в группе «Разработки уроков учителей химии»
4

Урок № 58 по химии в 9 классе: «Природные источники углеводородов»

9 класс 25.04.2016

Урок № 58 по химии в 9 классе: «Природные источники углеводородов»

Цели:

Образовательная: систематизировать и углубить знания учащихся о природных источниках углеводородов; их месторождениях в Казахстане и развитии промышленности.

Развивающая: способствовать развитию умения применять полученные знания на уроке в повседневной жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Республики Казахстан.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока.

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку (2 мин).

Повторение и проверка домашнего задания (3 мин).

Фронтальный опрос:

Кто создатель теории химического строения? – Бутлеров

Что такое углеводороды? – органические вещества, состоящие из углерода и водорода

Какова общая формула алканов? – СnH2n+2

Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное химическое строение? – изомеры

Назовите формулу ацетилена. – С2Н2

Что получают, обрабатывая каучук серой? – резину

Какова формула этилена? – С2Н4

Как называется реакция присоединения водорода к алкенам? – гидрирование

Как называют вещества, имеющие сходное строение, но разный состав? –гомологи

Как называется реакция отщепления водорода от молекул углеводородов? – дегидрирование

В виде каких полезных ископаемых встречаются углеводороды в природе? – уголь, нефть, газ

Номенклатура: на каждую парту раздается карточка со структурной формулой углеводорода. Нужно дать название.

Шаростержневая модель. Работа в парах: учащимся раздается материал для изготовления моделей углеводородов. Задание: изготовить шаростержневую модель молекул этана, этилена и ацетилена.

 

2. Изучение нового материала (25 мин).

Задание ученикам:

Ребята, кроме поисков ответов на поставленные вопросы, нам нужно показать, что

мы умеем слушать,

выделять главное,

составлять краткий конспект,

оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Итак, внимательно слушаем доклады одноклассников, составляем конспект и оцениваем их выступления. У вас на столе лежит оценочный лист, подпишите его и после выступления поставьте оценку.

 

3. Выступления учащихся.

Учащиеся выступают с докладами, учащиеся составляют конспект и оценивают доклады, заполняют лист учёта.

1. Что такое нефть? Состав и физические свойства нефти. ______________

2. Перегонка нефти. ___________________________

3. Нефтепродукты. Демонстрация коллекции «Нефть и нефтепродукты».____

4. Крекинг._________________________________

5. Природный и попутный нефтяные газы. __________________________

6. Продукции нефтехимии.______________________________

 

4. Разминка (4 мин.)

Проведём небольшую разминку. Используем лист для разминки. Прочитайте названия веществ и посчитайте, сколько веществ вам знакомо, хотя бы понаслышке?

Вопросы:

Сколько знакомых вам веществ хотя бы понаслышке Вы нашли в таблице?

Метан

Хлорметан

Этан

Пропан

Бутан

Пентан

Изобутан

Изооктан

Циклопропан

Циклобутан

Тефлон

Хлороформ

Фреоны

Этилен

Полиэтилен

Полихлорвинил

Бутадиен

Ацетилен

Бензол

Гексахлоран

Толуол

Хлорбензол

Тринитротолуол

Нафталин

Стирол

Фенол

Метиловый спирт

Глицерин

Ацетон

Уксусная кислота

Аскорбиновая кислота

Муравьиная кислота

Щавелевая кислота

Бензойная кислота

Нитроглицерин

Лавсан

Капрон

Глицин

Почему такие разные вещества оказались в одном списке? Что их объединяет?

Ответ: они имеют отношения к нефти и природному газу, либо содержатся в них, либо получены из нефти и газа. Радует то, что мы многое уже знаем, но знать все органические вещества невозможно, ведь их огромное количество.

 

5.  Закрепление изученного материала. (4 мин)

Проверим, всё ли мы усвоили?

Воспроизводящая беседа. Отвечаем на вопросы:

Нефть это вещество, или смесь веществ?

Какие вещества входят в её состав?

Чем отличаются по составу попутный и природный нефтяные газы?

Какой газ природный или попутный имеет больше возможностей для нефтехимии?

Перегонка это физический или химический процесс? На каком свойстве веществ основана перегонка?

Крекинг это физический или химический процесс?

Какой бензин более качественный:

бензин, полученный прямой перегонкой, термическим или каталитическим крекингом?

Как вы понимаете слова Д.И.Менделеева «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями»?

Послушайте сказку и отгадайте загадку.

«Однажды пентан пошёл в сауну попариться. Сауна, конечно, была химическая, поэтому там было довольно жарко, около 100 градусов. В сауне работал банщиком Хлорид Алюминия, который за долгие годы пребывания в жаре так высох, что его прозвали Безводным. Увидел он Пентана и набросился на него. И стал его крутить- ломать, приговаривая: «Какой скелет у тебя весь скрюченный. Ничего, сейчас выпрямим!» И так он старался скелет пентановый выпрямить, что от усердия оторвал метильную группу и атом водорода, стал он на место прилаживать, да всё перепутал: вместо метильной группы водород прилепил, а метильную группу на место водорода пристроил. Глянул на себя пентан и заплакал горючими слезами:

«Был пентан, а стал ...................».

Ответ: 2-метилбутан

CH3 - CH - CH2 - CH3
           |
          CH3

Задание 2. Заполните таблицу «Знакомство с природными источниками углеводородов»

Название

Внешний вид, цвет

Агрегатное состояние

Применение

Другие признаки

 

 

 

 

 

 

6.  Проверка усвоения нового материала: Тест «Природные источники УВ».

Самопроверка. Оцениваем так: 1 ошибка - «4», 2 ошибки – «3» (5 мин.)

 

7. Подведение итогов урока (2 мин.)

Объявление оценок.

Д/з § 7. 4 прочитать, упр. 6 стр. 159 (пис.)

Опубликовано в группе «Разработки уроков учителей химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.