Урок биологии в 7 классе «Амфибии и рептилии. Удивительные встречи»
Пояснительная записка
Автор: Чухрий Вера Васильевна. МОУ СОШ №9, г. Буй, Костромская область
Предмет: биология
Класс:7
Программа: В.В. Пасечник
Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Дрофа. Вертикаль.
Разделы: «Многообразие животных».
Можно использовать в разделах: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», «Индивидуальное развитие животных», «Биоценозы», «Закономерности размещения животных на Земле», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»,
Темы: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся».
Можно использовать в темах: «Органы чувств», «Покровы тела», «Способы передвижения животных», « Способы размножения животных», «Развитие прямое; с превращениями. Периодизация и продолжительность жизни», «Естественные и искусственные биоценозы», «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза», «Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза, их приспособленность друг к другу», «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных», «Воздействие человека на животных», «Законы России об охране животного мира. Система мониторинга»
Название работы: «Амфибии и рептилии. Удивительные встречи».
Цель: применение фотографий в системе уроков и в обобщающем уроке в конце учебного года.
Задачи:
Образовательная: изучить многообразие животных, индивидуальное развитие; эволюционное усложнение органов чувств, покровов тела; способы передвижения животных; цепи питания, приспособленность; воздействие человека на животных, их охрана. Научиться классифицировать.
Развивающая: сформировать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Воспитательная: формировать чувство красоты окружающей природы, значимость организмов в природе и их охраны, уважение к живому.
Формирование УУД:
ЛУУД: Продуктивное сотрудничество на уроке. Учебная мотивация, нацеленная на повышение своих знаний по теме урока. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
РУУД: Планировать способы решения задач. Определять конечную и промежуточные цели. Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план последовательных действий. Ставить задачи в сотрудничестве с участниками урока.
ПУУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Умение передавать информацию устно и письменно. Применение и представление информации, готового продукта. Умение оценивать информацию. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Обобщать и давать определения понятиям. Делать выводы.
КУУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Адекватно оценивать своё поведение и окружающих.
Определять цели и задачи, функции участников, способы взаимодействий в группе, договариваться. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию.
Оборудование: авторские фотографии
Место фотоохоты: г. Буй и Буйский район Костромской области.
Применение фотографий: на любом типе урока и во внеурочной деятельности.
Объекты и их описание:
№ объекта |
Название объекта |
Тема урока |
Описание объекта |
Примерные задания для групп |
|||||||||||||||||||||
Тема раздела «Многообразие животных» |
|||||||||||||||||||||||||
«Класс Земноводные, или Амфибии» |
|||||||||||||||||||||||||
№1 |
Травяные лягушки (а), (б). |
|
Научная классификация
Место фотографирования: г. Буй, пришкольная территория вблизи водоёма. Дата: 14.05.2012; 17.05.2012. Травяные лягушки ведут наземный образ жизни, в водоёмах встречаются только в брачный период. В брачное время у самца голубеет горло. Активны они в сумерках и ночью. В пасмурную и дождливую погоду лягушки часто встречаются и днём. Кладка травяной, как и других лягушек региональной фауны, имеет вид слипшегося комка икринок. Самка ночью откладывает одной порцией от 800 до 4000 икринок диаметром 7—9 мм. Примерно через сутки после откладки комок всплывает из-за набухания прозрачных слизистых оболочек яиц. В одном месте нередко образуются большие скопления икры, отложенной десятками (25—90) самок. Их количество, как и у остромордой лягушки, зависит от площади поверхности водоёма. Развитие икры происходит 8—12 дней, при неблагоприятных условиях — до трёх недель. Позднее отложенные кладки развиваются быстрее. |
Изучите классификацию. Сформулируйте тему и цель урока. Подготовьте выступление групп, используя фотографии №1-5 и дополнительные информационные источники. Группа №1 1.Особенности внешнего строения: сходства, отличия объектов №1,2,3 Группа №2 2.Питание Группа №3 3.Места обитания. Группа №4 4.Лимитирующие факторы. Группа №5 5.Размножение и развитие. Задача: прочитайте описание и вычислите по данным фотографий дату метания икры и примерную дату появления головастиков, выход лягушат на сушу. Используйте и другие информационные источники. 6.Выступление групп. |
|||||||||||||||||||||
№2 |
Остромордая лягушка. |
|
Научная классификация
Место фотографирования лягушки: г. Буй, теплица (высокая влажность). Дата: 17.05.2012 Большую часть жизни проводит на суше. Меньше требовательна к влажности, чем травяная. Но в местах с влажностью до 90% чаще встречается остромордая лягушка, чем травяная. |
||||||||||||||||||||||
№3 |
Водоём – место метания икры лягушек. |
Вблизи школы искусственный водоём. Почва глинистая. Справа от водоёма - берег реки Кострома. Дата: 11.05.2012 |
Задание группам. Определите на фотографии примерное количество лягушек, выметавших икру. Как вы это определили? Какой вид лягушек метал икру? Составьте гипотезу по теме (или проблемный вопрос). Приведите доказательства, используя дополнительные информационные источники. |
||||||||||||||||||||||
№4 |
Икра после кладки |
Состояние икры после кладки. Набухание икры. 07.05.2012 |
Задание группам. Составьте описание. |
||||||||||||||||||||||
№5 |
Та же кладка икры через 4 дня. |
Всплытие икры. Развитие зародышей в икринках. Дата: 11.05.2012 |
Задание группам. Составьте схему развития, дополните недостающие звенья. Обоснуйте. Установите отличия кладки 11.05.2012 от кладки 07.05.2012. Обоснуйте отличия. Сделайте вывод по теме и цели. Ответьте на проблемный вопрос (или приведите подтверждения или опровержения гипотезы). |
||||||||||||||||||||||
№6 |
Место обитания лягушки прудовой – искусственный водоём. |
Искусственный водоём в Буйском районе вблизи деревень Спас и Поповка. Отличное место для рыбалки. Дата:10.08.2011 |
Задание парам. Изучите классификацию. Рассмотрите фотографии и сравните прудовую лягушку с изученными видами. Установите сходства и отличия во внешнем строении, мест обитания, размножения. Используйте дополнительные источники. Выскажите свои обоснования. Сделайте вывод. |
||||||||||||||||||||||
№7 |
Искусственный водоём – место обитания лягушки прудовой. |
Искусственный водоём в Буйском районе вблизи деревень Спас и Поповка. По берегам – заросли ольхи. Дата: 10.08.2011 |
|||||||||||||||||||||||
№8 |
Лягушка прудовая. |
Научная классификация
Место фотографирования: берег искусственного водоёма Буйского района. Лягушка на пне, образовавшемся после деятельности бобров. Не пугливая, позирует. Дата:25.07.2011 |
|||||||||||||||||||||||
№9 |
Лягушка прудовая. |
Не пугливая, может находиться рядом с рыбаком на мелководье. Убегая, шлёпает по воде. Дата: 10.08.2011 |
|||||||||||||||||||||||
«Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» |
|||||||||||||||||||||||||
№ 10 |
Ящерица живородящая |
Научная классификация
Место фотографирования: г. Буй, ул. Зои Космодемьянской (автор: Мосина П., ученица 9а класса). Дата: 01.05.2017 Живородящая ящерица хорошо плавает. Спасаясь от врагов, она может нырять, прятаться под камнями, закапываться в ил. Заметив врага, ящерица замирает, при его приближении прячется или быстро убегает. Отбрасывание хвоста - это способ самозащиты. Яйцеживорождение возникло у некоторых видов ящериц как приспособление к жизни в условиях умеренного климата. Находится в Международной Красной книге (находится под наименьшей угрозой). |
Задание для групп. Изучите классификацию. Сформулируйте тему и цель урока. Поставьте проблемный вопрос (или предложите гипотезу). Группа №1 1.Сравните органы чувств изученных земноводных и ящерицы. Найдите сходства и отличия. Объясните. Группа №2 2.Сравните покровы тела, сравните. Сделайте вывод. Группа №3 3.Объясните явление с хвостом ящерицы. Группа №4 4.Установите отличия в размножении и развитии ящерицы и лягушки. Группа №5 5.Объясните: «Почему земноводных и пресмыкающихся относят к холоднокровным?» 6.Представьте ваши ответы. |
||||||||||||||||||||||
№ 11 |
Гадюка обыкновенная |
Научная классификация
Место фотографирования: Буйский район, д. Лядово. Дата: 02.05. 2017 Змея ядовитая. Сезон спаривания приходится на май, а потомство появляется в августе или сентябре, в зависимости от климата. Гадюка относится к живородящим — развитие яиц и вылупление детёнышей происходит в утробе матери. Обычно появляются до 8—12 молодых особей, в зависимости от длины самки. |
Задание всем группам. Изучите классификацию. 1.Установите сходство и отличие змей с другими изученными холоднокровными: по внешнему строению, передвижению, питанию, размножению и развитию. 2.Сделайте вывод. 3.Составьте памятку для людей, посещающих лес, сад, огороды и т.п. 4.Ваши действия при укусе гадюки. Для подготовки ответов используйте информационные источники. |
||||||||||||||||||||||
№ 12 |
Май – период спаривания гадюк |
Место фотографирования: окраина г. Буя, обочина дороги на д. Поповка, Большое Молочное. Дата: 07.05.2017 |
Не делайте попыток сфотографировать гадюк!!! Опасно для жизни. |
||||||||||||||||||||||
№ 13 |
Гадюки на свалке |
Место фотографирования: Буйский район. Дата: 07.05.2017 |
|||||||||||||||||||||||
№ 14 |
Скопление гадюк на свалке |
Место фотографирования: Буйский район. Дата: 07.05.2017 |
Ваш ответ на проблемный вопрос (или гипотезу). |
||||||||||||||||||||||
№ 15 |
Царства живого |
Место фотографирования: Буйский район. Дата: 19.09.2017 |
Задание индивидуальное. 1.Определите на фотографии царства живого. Установите отличие от царства животных. 2.Составьте проект «Моё любимое царство на фотографии» 3.Защитите свой проект. |
||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Задание на выбор: 1.Сходите на фотоохоту разных объектов и составьте по фотографиям одно задание для групп. 2.Напишите эссе об объекте. 3.Придумайте и выполните своё задание. 4.Составьте систематику объектов по фотографии №15. |
||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
|
Текстовые источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 – текст о травяной лягушке, систематические категории
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 – текст об остромордой лягушке, систематические категории
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 – текст и систематика прудовой лягушки
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/399798 - текст и систематика ящерицы живородящей
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D1%8E%D0%BA%D0%B0 – текст и систематика гадюки обыкновенной
Дементьева Ирина Михайловна
Чухрий Вера Васильевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Дементьева Ирина Михайловна
Чухрий Вера Васильевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Чухрий Вера Васильевна
Чухрий Вера Васильевна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Буньков Андрей Владимирович