12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Татьяна Валерьевна501
Россия, Костромская обл.
Материал размещён в группе «Урок биологии»
1

Урок биологии в 9 классе «Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи»




Презентация
PPT / 2.91 Мб

Урок биологии 9 класс

Тема урока: «Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи»

Цель урока: сформировать знания об органоидах цитоплазмы: эндоплазматической сети, рибосомах и комплексе Гольджи.

Задачи:

Обучающие: 1) Изучить особенности строения органоидов цитоплазмы;

2) сформировать знания о функциях органоидов цитоплазмы;

Развивающие:1)научиться выстраивать причинно-следственные связи, отражающие

взаимосвязь между строением органоидов клетки и их функциями;

Воспитательные: 1) воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность

существования и деятельности в ученическом коллективе (чувства

солидарности, дружелюбия при работе в группе)

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Формы работы учащихся: (сочетание различных форм занятий) индивидуальная, групповая.

Образовательная технология: развитие критического мышления.

Используемые цифровые образовательные ресурсы:

ЭПС, аппарат Гольджи и рибосомы (видео)

Картинки органоидов: ЭПС, аппарат Гольджи и рибосом

Презентация «Органоиды цитоплазмы»
Теоретический модуль «Мембранные органоиды» (углублённое изучение)

Теоретический модуль «Мембранные органоиды» (детализированное изучение)

Теоретический модуль «Немембранные органоиды»


 

Оборудование: ноутбуки, карточки с заданиями, карточки «Гусеница»

Структура и ход урока:

Вызов (актуализация знаний)

Осмысление содержания

Рефлексия

ХОД УРОКА

Вызов

- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке биологии.

Ребята, как вы понимаете слово чудо? (Ученики высказывают свои ответы). А теперь обратимся к источникам и узнаем, как они объясняют слово чудо. (слайд 1)

«Чудо – всякое явление, кое мы не умеем объяснить. Диво, необычайная вещь или явление. В переносном значении нечто поразительное, выдающееся» (Словарь В.И.Даля).

«Чудо – нечто поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычностью» (Большая Советская энциклопедия).

Из истории вы хорошо знаете о 7 чудесах света. Но на Земле существует восьмое чудо, которое очень сильно отличается от семи чудес света. Давайте все вместе подумаем, какое чудо может быть восьмым? Какое чудо мы изучаем в течение уже нескольких уроков.

+ клетка

Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного чуда. Надеюсь, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Игра «Гусеница» Посмотрите внимательно на экран и на свои листочки

Здесь находятся зашифрованные слова (СтриклеткатоввнпееклеточнаятеорияшемтсгбьлыаопнеосновныеорганоидыклеткиьтролдышгнепеядробьлоРобертГукоылыдыттмбмюцитоплазма)

Найдите их и дайте трактовку этим терминам

учащиеся дают общую трактовку этих терминов, предполагают какая между ними связь (слайд 2-3)

_Что ещё не изучено?

+основные органоиды клетки

-В какой части клетки эти органоиды находятся?

+ в цитоплазме

Тема нашего урока «Органоиды цитоплазмы. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи» (слайд 4,5)

- Посмотрите внимательно на экран (слайд 6)

Как вы считаете, что мы должны узнать об органоидах клетки

Учащиеся предлагают варианты заполнения кластера (фронт) ( слайд 7)

+название, строение,

Осмысление

Какие же особенности имеют органоиды клетки, вы изучите самостоятельно по группам , работая с различными источниками онформации (учебником, информационными модулями , дополнительной литературой)

Концептуальная таблица

Органоид

     

Строение

     

Функции

     

Нахождение

     

1 группа- Эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи (модуль детализированное представление)

2 группа - Рибосомы (модуль углублённого изучения)

3 группа - Эндоплазматическая сеть ,комплекс Гольджи (модуль углублённого изучения)

Физкультминутка (для глаз)

После выполнения задания представитель каждой группы выступает с отчётом. Учащиеся фиксируют основные выводы о проделанной работе….

Учащиеся рассказывают и показ рисунков органоидов в презентации

Органоид

Эндоплазматическая сеть

Рибосомы

Комплекс Гольджи

Строение

Двумембранная Шероховатая (гранулярная)

Гладкая

Шарообразные немембранного строения

Одномембранный органоид Цистерн, трубочек, вакуолей, транспортных пузырьков

Функции

Синтез белков в рибосомах

Транспортная функция

Синтез белка

Накопление и упаковка хим. соединений

Нахождение

До 50 %

внутреннего

объема, вокруг ядра

На шероховатой ЭПС

Вблизи от ядра

Просмотр видеофильма

Рефлексия

Дополняют кластер. Слайд 11

Выполните небольшое тестовое задание, которое соответствует Заданию №2 экзаменационной работы по биологии

1.Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

1) ядро

2) рибосома

3) клеточный центр

4) лизосома

2. Что такое рибосомы?

1) шарообразные органоиды

2) живые существа

3) жировые клетки

3. Как называется часть ЭПС, не покрытая рибосомами?

1) гладкая

2) ребристая

3) шероховатая

4. Какой органоид клетки, занимается накопление и хранением химических соединений

1) рибосома

2) эндоплазматическая сеть

3) жировые клетки

5. Какой органоид изображён под цифрой 5?

1) рибосома

2) цитоплазматическая система

3) аппарат ГольджиКонец формы


 

Составьте синквейн о любом из органоидов.

Зачитывают синквейн.

- Ребята, оцените свою работу на уроке?

Домашнее задание: П. 2.4 -2.5

Составить по одному тонкому и толстому вопросу по теме «Строение клетки»

«Кто…?

«Что….?

Согласны ли вы…?

Объясните почему ..?

В чем различие …?

1 вар - составить задание на соответствие

2 вар- составить задание с выбором нескольких ответов из 6

Этап урока

Приемы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Вре мя (мин)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

 

Приветствие учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания

Приветствие учителя,

1

2

Вызов (актуализация знаний)

Игра «Гусеница»,

«Кластер»

Обеспечивает мотивацию выполнения задания на уроке, стимулирует к вспоминанию того что они уже знают по теме.

Предлагает посмотреть на слайд2

Пробуждает интерес к теме.

Что мы сегодня будем изучать на уроке?

Предложите. Какие мы поставим перед собой задачи?

Находят зашифрованные слова (СтриклеткатоввнпееклеточнаятеорияшемтсгбьлыаопнеосновныеорганоидыклеткиьтролдышгнепеядробьлоРобертГукоылыдыттмбмюцитоплазма)

учащиеся дают общую трактовку этих терминов, предполагают какая между ними связь (инд-но) слайд 1-2

Предлагают варианты заполнения кластера (фронт) слайд 3-4

Формулируют тему и задачи урока .слайд 5

Записывают тему

7

3

Осмысле ние содержа ния

Методы активного чтения (поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросов)

Формулирует задания группам.. Контролирует выполнение.

Обеспечивает мотивацию выполнения задания на уроке

Физминутка (снять усталость с глаз)

Организует проверку в работы в группах.

Работа в парах и группах с учебниками, ноутбуками

1 группа: эндоплазматическая сеть,

2 группа: рибосомы

3 группа : комплекс Гольджи

Заполнение таблицы слайд 7-10

органоид

     

строение

     

Функции

     

Нахожде ние

     

Представляют работу.

20

4

Рефлексия

«Кластер»,

Частично-поисковый метод.

«Синквейн»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Закончи предложение»

Предлагает ответить на вопрос: Есть ли связь между строением и функциями органоидов клетки?

Учитель предлагает выполнить тесты

Д\ з П. 2.4 -2.5

Составить по три вопроса по теме «Строение клетки»

«Кто…?

«Что….?

Согласны ли вы…?

Объясните почему ..?

В чем различие …?

Предлагает посовещаться и оценить свою работу

Подводит итоги урока

Дополняют кластер. Слайд 11

Индивидуальная работа: выстраивание причинно-следственных связей, отражающих взаимосвязь между строением органоидов клетки и их функциями;

ЭПС – транспортная функция, состоит из каналов, по которым транспортируются вещества

Учащиеся выполняют и проверяют.

Учащиеся составляют синквейны по группам

Записывают домашнее задание

Учащиеся отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

2

5

2

1

1

1


Мембранные органоиды
OMS / 9.94 Мб

Мембранные органоиды (детализированное представление)
OMS / 7.44 Мб

Немембранные органоиды
OMS / 8.5 Мб
Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.