Урок биологии для 7 класса по теме «Соцветия»
Конспект урока биологии по ФГОС
ОО: МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска
ФИО учителя: Ещенко Юлия Владимировна
Предмет: биология
Класс: 7
Тема: Многообразие растительного мира
Номер урока в теме: 15
Тема урока: Соцветия.
Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о соцветиях как об одном из приспособлений цветковых растений к опылению.
Планируемые результаты:
Предметные. Ученики научатся называть и описывать типы соцветий, определять и классифицировать соцветия по рисункам, фотографиям и на гербарном материале, сравнивать увиденное с приведёнными в учебнике иллюстрациями делать выводы о причинах многообразия цветковых растений, приводить примеры растений, имеющие определённый тип соцветия.
Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); проводить исследование и объяснять (предъявлять) его результатывыбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные. Ученики научатся понимать многообразие живого мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Основные понятия: Соцветия. Типы соцветий. Биологическая роль соцветий.
Технология: технология смешанного обучения по модели «смена рабочих зон»
Ресурсы: ноутбуки с выходом в Интернет, наглядные пособия: гербарий, материал для работы (Приложения 1-7), 2 листа формат А3, маркеры, клей-карандаш, ножницы, учебник: Биология. 7 класс. /Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. - М.: Просвещение.
План урока
Этапы | Задача | Длительность | Форма организации познавательной деятельности обучающихся |
Организационный (мотивационно-целевой) этап | Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить. | 5 мин | Фронтальная |
Деятельность учащихся в рабочих зонах | Управлять процессом познания, получения навыков, освоения опыта, а также координация деятельности обучающихся. | 33 мин | Групповая |
Рефлексия и подведение итогов | Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу. | 7 мин | Фронтальная, индивидуальная |
Время урока: 45 минут
Подготовительная работа
В данной модели организации учебного процесса класс поделен на три рабочие зоны (по числу видов учебной деятельности): зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line.
Ученики также делятся на три группы с учётом проблем в развитии и сформированности УУД.
1-я группа – низкий уровень сформированности личностно-регулятивных УУД (не умеют адекватно оценивать ситуацию, выстраивать алгоритм действий).
Цель: развитие осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок.
2 -я группа - низкий уровень сформированности познавательных УУД (испытывают трудности познания).
Цель: поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи; выбор способа решений.
3 группа - низкий уровень сформированности коммуникативных УУД (не могут работать совместно, не умеют договариваться).
Цель: согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлении совместной деятельности.
Группы получают маршрутные листы с заданиями (для каждой группы задания напечатаны на листах разного цвета) и за урок проходят три рабочие зоны, в которых работают по 11 минут. Смена рабочих зон происходит по сигналу.
ХОД УРОКА
I. Мотивационно-целевой этап
- Добрый день, ребята! Скажите, вы верите в чудеса? А любите сказки?
Я тоже люблю сказки, и сегодняшний урок я хочу начать со сказки, но не простой, а биологической.
И как говорится, в каждой сказке есть намёк - добрым молодцам и красным девицам - урок.
Итак, слушайте: в некотором царстве, в покрытосеменном государстве, жил-был молодой, но самый многочисленный народ. И были среди того народа особи знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И хоть красивы они были, и аромат у них был приятный, нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет!
Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными цветками появились они.
А теперь давайте разберёмся, что же в этой сказке за намёк и кто такие они?
Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают и самостоятельно формулируют тему урока.
- Что за царство-государство? (Царство растений. Отдел Покрытосеменные или Цветковые)
- Кто его жители? (Цветковые растения)
- Кто гости заморские? (Насекомые)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
- В чём состоит значение соцветий с точки зрения науки биологии?
(Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)
- Действительно, собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.
- Какова тема сегодняшнего урока? (Соцветия).
- В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. И, сегодня, на уроке мы с вами попробуем выяснить какие типы соцветий выделяют учёные и как их различать?
II. Деятельность учащихся в рабочих зонах
1. Зона работы с учителем
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель просит ребят, на основе прослушанной сказки и имеющихся уже знаний, дать определение соцветиям. | В результате фронтальной беседы предлагают свои варианты ответа, например: соцветие – это группа цветков, расположенных близко друг к другу. |
Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения, а именно, опираясь на предложенную учениками формулировку термина «соцветия», предлагает выполнить задание «Собери букеты» (Приложение 1), суть которого заключается в определении растений с одиночными цветами и растений, имеющих соцветия. | Рассматривают иллюстрации, анализируют их, проводят деление растений на группы по выделенному признаку (наличие одиночного цветка или соцветия) соотнося свои действия с предложенным ими определением термина «соцветия». |
Представляет учащимся эталон ответа на задание (Приложение 1_ эталон ответа). Выясняет: возникли ли трудности при выполнении заданий, в чём они заключались? Что необходимо знать, чтобы решить такие проблемы? | Выполняют проверку результата своей работы. Определяют каких знаний им не хватает для того чтобы отличить соцветия от одиночного цветка (как устроено соцветие, какие типы соцветий существуют в природе). |
Предлагает учащимся воспользоваться информацией, представленной в учебнике (§28, стр. 96-97) и выполнить задания в парах рабочих листах (Приложение 2_Рабочий лист _Группа 1). Акцентирует внимание учащихся на том, что выполненное задание определит успешность их работы в других зонах. Консультирует, оказывает помощь каждому ученику при выполнении заданий. | Выполняют задания, в которых, пользуясь информацией из учебника (§28, стр. 96-97), заполняют таблицу. |
2. Зона работы в группе
Компетентностно-ориентированное задание.
Компетенция: регулятивная.
Аспект: контроль и самоконтроль, коррекция.
Стимул: Каждый школьник, изучающий биологию, получает задание по созданию тематического гербария. Вот и семиклассник Максим Лисицин и его друг Андрей Лавров получили задание на лето - собрать соцветия растений, при этом необходимо было найти семь простых и три сложных соцветия. Задание не трудное и гербарий собирали они вместе, из одних и тех же растений, только вот работу Максима учительница биологии отдала на доработку, а Андрей получил пятёрку.
Задачная формулировка: Внимательно рассмотрите соцветия растений из гербария Максима. Проверьте по таблице, заполненной вами в рабочем листе, правильно ли определил мальчик типы соцветий, и помогите Максиму исправить ошибки.
Источник информации: гербарий, бланк выполнения задания (Приложение 3_Бланк КОЗ_Группа 1).
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.
Модельный ответ:
Растение из гербария Максима Лисицина | Верно/неверно | Тип соцветия (свой вариант) |
Рогоз широколистный соцветие - початок | V | |
Проломник северный соцветие - щиток | X | Зонтик |
Бодяк щетинистый соцветие - корзинка | V | |
Кипрей узколистный соцветие - метёлка | X | Кисть |
Клевер луговой соцветие - головка | V | |
Колокольчик болонский соцветие - кисть | V | |
Подорожник степной соцветие - сложный колос | X | Колос |
Боярышник кроваво-красный соцветие - зонтик | X | Щиток |
Белокрыльник болотный соцветие - колос | X | Початок |
Горчовник татарский соцветие – сложный зонтик | V |
Критерии оценки: Отмечены соответствующими значками «верно»/ «неверно» каждое растение – 9 баллов (за каждый правильный знак по 1 баллу). Написаны названия типов соцветий, у гербарных образцов, в которых были допущены ошибки) – 5 баллов (за каждое название по 1 баллу).
Максимальное количество – 14 баллов.
Балльная оценка:
неудовлетворительно до 4 баллов;
удовлетворительно от 5 до 9 баллов;
хорошо от 10 до 12 баллов;
отлично – 13-14 баллов.
3. Зона работы с электронным ресурсом
Образовательный видеопортал Internetrok (выполняют все тренажёры и проверочный тест). (Приложение 4. Ссылка для 1 группы).
1. Зона работы с электронным ресурсом
Образовательный видеопортал Internetrok (должны пройти всю теорию). (Приложение 4. Ссылка для 2 группы).
2. Зона работы с учителем
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель проводит рефлексию по работе с электронным ресурсом. Какие у Вас ощущения после выполнения заданий? Возникли ли трудности при выполнении заданий? В чем они заключались? Что необходимо знать, чтобы решить такие проблемы? | Отвечают на вопросы учителя о результатах своей работы с электронными ресурсами. |
3. Зона работы в группе
Компетентностно-ориентированное задание.
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: анализ и использование информации для решения учебных задач.
Стимул: До урока учитель подготовил на магнитной доске наглядный материал (схему классификации соцветий с описаниями и иллюстрациями):
Но иллюстрации и листочки с описаниями по неизвестной причине отвалились, на доске осталось только схема.
Задачная формулировка: Помогите учителю восстановить утраченную информацию. Используя текст учебника на стр. 96-97, по описаниям и имеющимся фотографиям, определи о каком соцветии идет речь. Помести недостающий материал на схему, и дополни схему своими примерами (по 1 примеру на каждый тип соцветия).
Источник информации: учебник (§28, стр. 96-97), листочки с определениями, фотографии растений, бланк выполнения задания (Приложение 5_Бланк КОЗ_Группа 2, лист формата А3).
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.
Модельный ответ:
Тип соцветия | Описание | Иллюстрации |
Кисть | В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси. | Дицентра великолепная |
Корзинка | В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе соцветия. | Мать -и- мачеха обыкновенная |
Головка | В таком соцветии сидячие цветки находятся на несколько утолщённой укороченной главной оси. | Адокса мускусная |
Зонтик | В таком соцветии цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси соцветия. | Чистотел большой |
Колос | В таком соцветии, не имеющие цветоножек (т. е. сидячие) цветки, расположенные на несколько удлинённой общей оси. | Ятрышник шлемоносный |
Щиток | В таком соцветии цветоножки разной длины обычно отходят от верхушки оси соцветия на некотором расстоянии друг от друга (ниже расположенные цветки имеют более длинные цветоножки). | Груша садовая |
Початок | В таком соцветии, сидячие цветки, расположены на общей мясистой (утолщённой) оси. | Аир болотный |
Метёлка или Сложная кисть | В таком соцветии от удлинённой главной оси отходят несколько кистей. | Бирючина обыкновенная |
Сложный зонтик | В таком соцветии главная ось укорочена и от неё отходят простые зонтики. | Плевел многолетний |
Сложный колос | В таком соцветии на общей (главной) оси сидят несколько колосков. | Кокорыш обыкновенный |
Критерии оценки: Правильное распределение описаний соцветий и фотографий – 20 баллов (по 1 баллу за каждую верную позицию). Каждый тип соцветия дополнен одним своим примером – 10 баллов (по 1 баллу за каждый пример). Максимальное количество – 30 баллов.
Балльная оценка:
неудовлетворительно до 9 баллов;
удовлетворительно от 10 до 17 баллов;
хорошо от 18 до 25 баллов;
отлично – 26-30 баллов.
1. Зона работы в группе
Компетентностно-ориентированное задание.
Компетенция: информационная, коммуникативная.
Аспект: обработка информации, устная и письменная коммуникация.
Стимул: Ваша команда собирается принять участие во всероссийской интерактивной биологической игре, для того чтобы получить звание «Знатоки биологии» вам необходимо успешно выполнить несколько заданий, например задание - «Перепутавшееся предложение».
Задачная формулировка: В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид – расставьте слова в нужном порядке и запишите получившееся предложение.
Источник информации: карточки с текстами, бланк выполнения задания (Приложение 6_Бланк КОЗ_Группа 3, лист формата А3).
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.
Модельный ответ:
Карточка 1 | Соцветие – это группа цветков, расположенных упорядоченно близко друг к другу. |
Карточка 2 | Зонтик – это соцветие, в котором цветки на цветоножках одинаковой длины выходят из общей вершины. |
Карточка 3 | Колос – это соцветие, в котором вдоль общей оси располагаются сидячие цветки. |
Карточка 4 | Початок – это соцветие с утолщённой осью, на которой плотно сидят отдельные цветки. |
Карточка 5 | Корзинка – это соцветие, где в расширенной в форме блюдца оси сидят мелкие цветки. |
Карточка 6 | Кисть – это соцветие, в котором цветки на цветоножках поочерёдно отходят от общей оси. |
Критерии оценки: Правильно составлены все определения (возможны иные формулировки, не искажающие смысла) – 5 баллов (по 1 баллу за каждое определение). Оформление ответа - 1 балл. Отсутствие грамматических ошибок при записи ответа -1 балл. Максимальный балл – 7 баллов.
Балльная оценка (учитываются результаты работы с учителем) :
неудовлетворительно до 4 баллов;
удовлетворительно 4-8 балла;
хорошо 9 - 11 баллов;
отлично – 12-13 баллов.
2. Зона работы с электронным ресурсом
Образовательный онлайн сервис «ЯКласс» (должны пройти теорию и выполнить задания 2 и 7). (Приложение 4. Ссылка для 3 группы).
3. Зона работы с учителем
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель проводит рефлексию по работе в группе. В группе каждый сам восстанавливал порядок слов в предложениях? Как бы Вам легче было, работать каждому в отдельности или вместе? | Отвечают на вопросы учителя о результатах своей работы в группе. |
Учитель предлагает учащимся дополнить свой ответ (лист формата А3 с составленными в зоне работы в группе) недостающими типами соцветий и проиллюстрировать определения схематичными рисунками и примерами. Координирует работу группы. | Выполняют задание. Дописаны еще 5 определений – 5 баллов (по 1 баллу за каждое определение). Оформление ответа - 1 балл. Максимальный балл – 6 баллов. |
III. Рефлексия и подведение итогов
В конце урока подводится итог: каждая группа отчитывается по своему заданию, выполненному в зоне работы с группой, организуется обсуждение результатов (ошибок) работы и оценивание по критериям, предложенным для каждого компетенстно-ориентированного задания.
На доске висят таблички с высказыванием мыслителей (Приложение 7):
«Познание начинается с удивления» (Аристотель);
«Как приятно знать, что ты что-то узнал» (Мольер);
«Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).
Ребятам предлагается стать под одну из этих табличек, чтобы оценить свою работу на уроке, и объяснить, почему он выбрал именно это высказывание.
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:
Образовательный видеопортал «Internetrok». Режим доступа: https://interneturok.ru/
Образовательный онлайн сервис «ЯКласс». Режим доступа: https://www.yaklass.ru/
Онлайн сервис «Словомешалка». Режим доступа: https://soft-arhiv.com/load/slovomeshalka
Изображения:
Дицентра великолепная. Режим доступа: https://sveklon.ru/wp-content/uploads/2019/04/full_Dicentra_spectabilis_full.jpg
Ятрышник шлемоносный. Режим доступа: http://www.websad.ru/photos/32/19499.jpg
Аир болотный. Режим доступа: https://i2.wp.com/udec.ru/images/1308-051.jpg
Адокса мускусная. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Adoxa_moschatellina_kz_inflorescence.jpg
Мать-и мачеха обыкновенная. Режим доступа: https://bestlandscapeideas.com/wp-content/uploads/2018/07/Tussilago-farfara-what-she-is-what-she-loves-and-what-she-needs-3.jpg
Чистотел большой. Режим доступа: https://www.plantarium.ru/dat/plants/3/312/135312_2d52bcaa.jpg
Груша садовая. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Pear_flowers.JPG
Бирючина обыкновенная. Режим доступа: http://www.freenatureimages.eu/Plants/Flora%20J-N/Ligustrum%20vulgare,%20Wild%20Privet/Ligustrum%20vulgare%202%2C%20Wilde%20liguster%2C%20Saxifraga-Jan%20van%20der%20Straaten.jpg
Плевел многолетний. Режим доступа: http://www.bookblack.ru/images/article/17-1498931657.jpg
Кокорыш обыкновенный. Режим доступа: https://images.unsplash.com/photo-1478418210742-cd37de3f04be?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&w=1080&fit=max&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9
Рисунок мальчик задумался. Режим доступа: http://www.careerdose.com/wp-content/uploads/2017/06/Cartoon.png
Исаак Ньютон. Режим доступа: http://samsebegu.ru/media/posts/2016/09/19/ee3199289b334b40a3a8a0b3685b5db0.jpg
Сократ. Режим доступа: https://pbs.twimg.com/media/DKGPXQ6XcAAZ16g.jpg:large
Ещенко Юлия Владимировна
Хохлова Инна Анатольевна
Ещенко Юлия Владимировна
Фалина Ирина Валериевна