Урок биологии для 7 класса по теме «Соцветия»

7
4
Материал опубликован 28 November 2019 в группе

Конспект урока биологии по ФГОС

ОО: МБОУ ООШ № 84 г. Новосибирска

ФИО учителя: Ещенко Юлия Владимировна

Предмет: биология

Класс: 7

Тема: Многообразие растительного мира

Номер урока в теме: 15

Тема урока: Соцветия.

Тип урока: урок «открытия» и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Организация работы обучающихся по формированию представлений о соцветиях как об одном из приспособлений цветковых растений к опылению.

Планируемые результаты:

Предметные. Ученики научатся называть и описывать типы соцветий, определять и классифицировать соцветия по рисункам, фотографиям и на гербарном материале, сравнивать увиденное с приведёнными в учебнике иллюстрациями делать выводы о причинах многообразия цветковых растений, приводить примеры растений, имеющие определённый тип соцветия.

Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); проводить исследование и объяснять (предъявлять) его результатывыбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные. Ученики научатся понимать многообразие живого мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основные понятия: Соцветия. Типы соцветий. Биологическая роль соцветий.

Технология: технология смешанного обучения по модели «смена рабочих зон»

Ресурсы: ноутбуки с выходом в Интернет, наглядные пособия: гербарий, материал для работы (Приложения 1-7), 2 листа формат А3, маркеры, клей-карандаш, ножницы, учебник: Биология. 7 класс. /Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. - М.: Просвещение.



План урока


Этапы

Задача


Длительность


Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Организационный (мотивационно-целевой) этап


Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.

5 мин

Фронтальная

Деятельность учащихся в рабочих зонах

Управлять процессом познания, получения навыков, освоения опыта, а также координация деятельности обучающихся.

33 мин

Групповая

Рефлексия и подведение итогов

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу.

7 мин

Фронтальная, индивидуальная



Время урока: 45 минут

Подготовительная работа

В данной модели организации учебного процесса класс поделен на три рабочие зоны (по числу видов учебной деятельности): зона работы с учителем, зона групповой работы, зона on-line.

Ученики также делятся на три группы с учётом проблем в развитии и сформированности УУД.

1-я группа – низкий уровень сформированности личностно-регулятивных УУД (не умеют адекватно оценивать ситуацию, выстраивать алгоритм действий).

Цель: развитие осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок.

2 -я группа - низкий уровень сформированности познавательных УУД (испытывают трудности познания).

Цель: поиск и выделение необходимой информации для решения поставленной задачи; выбор способа решений.

3 группа - низкий уровень сформированности коммуникативных УУД (не могут работать совместно, не умеют договариваться).

Цель: согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлении совместной деятельности.

Группы получают маршрутные листы с заданиями (для каждой группы задания напечатаны на листах разного цвета) и за урок проходят три рабочие зоны, в которых работают по 11 минут. Смена рабочих зон происходит по сигналу.

ХОД УРОКА


I. Мотивационно-целевой этап

- Добрый день, ребята! Скажите, вы верите в чудеса? А любите сказки?

Я тоже люблю сказки, и сегодняшний урок я хочу начать со сказки, но не простой, а биологической.

И как говорится, в каждой сказке есть намёк - добрым молодцам и красным девицам - урок.

Итак, слушайте: в некотором царстве, в покрытосеменном государстве, жил-был молодой, но самый многочисленный народ. И были среди того народа особи знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И хоть красивы они были, и аромат у них был приятный, нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет!

Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными цветками появились они.

А теперь давайте разберёмся, что же в этой сказке за намёк и кто такие они?

Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают и самостоятельно формулируют тему урока.

- Что за царство-государство? (Царство растений. Отдел Покрытосеменные или Цветковые)

- Кто его жители? (Цветковые растения)

- Кто гости заморские? (Насекомые)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чём состоит значение соцветий с точки зрения науки биологии?

(Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)

- Действительно, собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

- Какова тема сегодняшнего урока? (Соцветия).

- В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. И, сегодня, на уроке мы с вами попробуем выяснить какие типы соцветий выделяют учёные и как их различать?



II. Деятельность учащихся в рабочих зонах

t1574948741aa.png

1. Зона работы с учителем


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель просит ребят, на основе прослушанной сказки и имеющихся уже знаний, дать определение соцветиям.

В результате фронтальной беседы предлагают свои варианты ответа, например: соцветие – это группа цветков, расположенных близко друг к другу.

Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения, а именно, опираясь на предложенную учениками формулировку термина «соцветия», предлагает выполнить задание «Собери букеты» (Приложение 1), суть которого заключается в определении растений с одиночными цветами и растений, имеющих соцветия.

Рассматривают иллюстрации, анализируют их, проводят деление растений на группы по выделенному признаку (наличие одиночного цветка или соцветия) соотнося свои действия с предложенным ими определением термина «соцветия».

Представляет учащимся эталон ответа на задание (Приложение 1_ эталон ответа). Выясняет: возникли ли трудности при выполнении заданий, в чём они заключались? Что необходимо знать, чтобы решить такие проблемы?

Выполняют проверку результата своей работы. Определяют каких знаний им не хватает для того чтобы отличить соцветия от одиночного цветка (как устроено соцветие, какие типы соцветий существуют в природе).

Предлагает учащимся воспользоваться информацией, представленной в учебнике (§28, стр. 96-97) и выполнить задания в парах рабочих листах (Приложение 2_Рабочий лист _Группа 1).

Акцентирует внимание учащихся на том, что выполненное задание определит успешность их работы в других зонах. Консультирует, оказывает помощь каждому ученику при выполнении заданий.

Выполняют задания, в которых, пользуясь информацией из учебника (§28, стр. 96-97), заполняют таблицу.

2. Зона работы в группе

Компетентностно-ориентированное задание.

Компетенция: регулятивная.

Аспект: контроль и самоконтроль, коррекция.

Стимул: Каждый школьник, изучающий биологию, получает задание по созданию тематического гербария. Вот и семиклассник Максим Лисицин и его друг Андрей Лавров получили задание на лето - собрать соцветия растений, при этом необходимо было найти семь простых и три сложных соцветия. Задание не трудное и гербарий собирали они вместе, из одних и тех же растений, только вот работу Максима учительница биологии отдала на доработку, а Андрей получил пятёрку.

Задачная формулировка: Внимательно рассмотрите соцветия растений из гербария Максима. Проверьте по таблице, заполненной вами в рабочем листе, правильно ли определил мальчик типы соцветий, и помогите Максиму исправить ошибки.

Источник информации: гербарий, бланк выполнения задания (Приложение 3_Бланк КОЗ_Группа 1).

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.

Модельный ответ:

Растение из гербария Максима Лисицина

Верно/неверно

Тип соцветия (свой вариант)

Рогоз широколистный

соцветие - початок

V


Проломник северный

соцветие - щиток

X

Зонтик

Бодяк щетинистый

соцветие - корзинка

V


Кипрей узколистный

соцветие - метёлка

X

Кисть

Клевер луговой

соцветие - головка

V


Колокольчик болонский

соцветие - кисть

V


Подорожник степной

соцветие - сложный колос

X

Колос

Боярышник кроваво-красный

соцветие - зонтик

X

Щиток

Белокрыльник болотный

соцветие - колос

X

Початок

Горчовник татарский

соцветие – сложный зонтик

V


Критерии оценки: Отмечены соответствующими значками «верно»/ «неверно» каждое растение – 9 баллов (за каждый правильный знак по 1 баллу). Написаны названия типов соцветий, у гербарных образцов, в которых были допущены ошибки) – 5 баллов (за каждое название по 1 баллу).

Максимальное количество – 14 баллов.

Балльная оценка:

неудовлетворительно до 4 баллов;

удовлетворительно от 5 до 9 баллов;

хорошо от 10 до 12 баллов;

отлично – 13-14 баллов.

3. Зона работы с электронным ресурсом

Образовательный видеопортал Internetrok (выполняют все тренажёры и проверочный тест). (Приложение 4. Ссылка для 1 группы).

t1574948741ab.png

1. Зона работы с электронным ресурсом

Образовательный видеопортал Internetrok (должны пройти всю теорию). (Приложение 4. Ссылка для 2 группы).

2. Зона работы с учителем

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель проводит рефлексию по работе с электронным ресурсом.

Какие у Вас ощущения после выполнения заданий?

Возникли ли трудности при выполнении заданий?

В чем они заключались?

Что необходимо знать, чтобы решить такие проблемы?

Отвечают на вопросы учителя о результатах своей работы с электронными ресурсами.








3. Зона работы в группе

Компетентностно-ориентированное задание.

Компетенция: учебно-познавательная.

Аспект: анализ и использование информации для решения учебных задач.

Стимул: До урока учитель подготовил на магнитной доске наглядный материал (схему классификации соцветий с описаниями и иллюстрациями):


j1574948964.png

Но иллюстрации и листочки с описаниями по неизвестной причине отвалились, на доске осталось только схема.


q1574948991.png

Задачная формулировка: Помогите учителю восстановить утраченную информацию. Используя текст учебника на стр. 96-97, по описаниям и имеющимся фотографиям, определи о каком соцветии идет речь. Помести недостающий материал на схему, и дополни схему своими примерами (по 1 примеру на каждый тип соцветия).

Источник информации: учебник (§28, стр. 96-97), листочки с определениями, фотографии растений, бланк выполнения задания (Приложение 5_Бланк КОЗ_Группа 2, лист формата А3).

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.

Модельный ответ:

Тип соцветия

Описание

Иллюстрации

Кисть

В таком соцветии отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси.

Дицентра великолепная

Корзинка

В таком соцветии обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе соцветия.

Мать -и- мачеха обыкновенная

Головка

В таком соцветии сидячие цветки находятся на несколько утолщённой укороченной главной оси.

Адокса мускусная

Зонтик

В таком соцветии цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси соцветия.

Чистотел большой

Колос

В таком соцветии, не имеющие цветоножек (т. е. сидячие) цветки, расположенные на несколько удлинённой общей оси.

Ятрышник шлемоносный

Щиток

В таком соцветии цветоножки разной длины обычно отходят от верхушки оси соцветия на некотором расстоянии друг от друга (ниже расположенные цветки имеют более длинные цветоножки).

Груша садовая

Початок

В таком соцветии, сидячие цветки, расположены на общей мясистой (утолщённой) оси.

Аир болотный

Метёлка

или Сложная кисть

В таком соцветии от удлинённой главной оси отходят несколько кистей.

Бирючина обыкновенная

Сложный зонтик

В таком соцветии главная ось укорочена и от неё отходят простые зонтики.

Плевел многолетний

Сложный колос

В таком соцветии на общей (главной) оси сидят несколько колосков.

Кокорыш обыкновенный

Критерии оценки: Правильное распределение описаний соцветий и фотографий – 20 баллов (по 1 баллу за каждую верную позицию). Каждый тип соцветия дополнен одним своим примером – 10 баллов (по 1 баллу за каждый пример). Максимальное количество – 30 баллов.

Балльная оценка:

неудовлетворительно до 9 баллов;

удовлетворительно от 10 до 17 баллов;

хорошо от 18 до 25 баллов;

отлично – 26-30 баллов.

t1574948741ae.png

1. Зона работы в группе

Компетентностно-ориентированное задание.

Компетенция: информационная, коммуникативная.

Аспект: обработка информации, устная и письменная коммуникация.

Стимул: Ваша команда собирается принять участие во всероссийской интерактивной биологической игре, для того чтобы получить звание «Знатоки биологии» вам необходимо успешно выполнить несколько заданий, например задание - «Перепутавшееся предложение».

Задачная формулировка: В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид – расставьте слова в нужном порядке и запишите получившееся предложение.

Источник информации: карточки с текстами, бланк выполнения задания (Приложение 6_Бланк КОЗ_Группа 3, лист формата А3).

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполнения задания.

Модельный ответ:

Карточка 1

Соцветие – это группа цветков, расположенных упорядоченно близко друг к другу.

Карточка 2

Зонтик – это соцветие, в котором цветки на цветоножках одинаковой длины выходят из общей вершины.

Карточка 3

Колос – это соцветие, в котором вдоль общей оси располагаются сидячие цветки.

Карточка 4

Початок – это соцветие с утолщённой осью, на которой плотно сидят отдельные цветки.

Карточка 5

Корзинка – это соцветие, где в расширенной в форме блюдца оси сидят мелкие цветки.

Карточка 6

Кисть – это соцветие, в котором цветки на цветоножках поочерёдно отходят от общей оси.

Критерии оценки: Правильно составлены все определения (возможны иные формулировки, не искажающие смысла) – 5 баллов (по 1 баллу за каждое определение). Оформление ответа - 1 балл. Отсутствие грамматических ошибок при записи ответа -1 балл. Максимальный балл – 7 баллов.

Балльная оценка (учитываются результаты работы с учителем) :

неудовлетворительно до 4 баллов;

удовлетворительно 4-8 балла;

хорошо 9 - 11 баллов;

отлично – 12-13 баллов.


2. Зона работы с электронным ресурсом

Образовательный онлайн сервис «ЯКласс» (должны пройти теорию и выполнить задания 2 и 7). (Приложение 4. Ссылка для 3 группы).

3. Зона работы с учителем

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель проводит рефлексию по работе в группе.

В группе каждый сам восстанавливал порядок слов в предложениях?

Как бы Вам легче было, работать каждому в отдельности или вместе?

Отвечают на вопросы учителя о  результатах своей работы в группе.




Учитель предлагает учащимся дополнить свой ответ (лист формата А3 с составленными в зоне работы в группе) недостающими типами соцветий и проиллюстрировать определения схематичными рисунками и примерами.

Координирует работу группы.

Выполняют задание.

Дописаны еще 5 определений – 5 баллов (по 1 баллу за каждое определение). Оформление ответа - 1 балл. Максимальный балл – 6 баллов.


III. Рефлексия и подведение итогов

В конце урока подводится итог: каждая группа отчитывается по своему заданию, выполненному в зоне работы с группой, организуется обсуждение результатов (ошибок) работы и оценивание по критериям, предложенным для каждого компетенстно-ориентированного задания.

На доске висят таблички с высказыванием мыслителей (Приложение 7):

«Познание начинается с удивления» (Аристотель);

«Как приятно знать, что ты что-то узнал» (Мольер);

«Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ).

Ребятам предлагается стать под одну из этих табличек, чтобы оценить свою работу на уроке, и объяснить, почему он выбрал именно это высказывание.




Ссылки на использованные Интернет-ресурсы:

Образовательный видеопортал «Internetrok». Режим доступа: https://interneturok.ru/

Образовательный онлайн сервис «ЯКласс». Режим доступа: https://www.yaklass.ru/

Онлайн сервис «Словомешалка». Режим доступа: https://soft-arhiv.com/load/slovomeshalka


Изображения:

Дицентра великолепная. Режим доступа: https://sveklon.ru/wp-content/uploads/2019/04/full_Dicentra_spectabilis_full.jpg

Ятрышник шлемоносный. Режим доступа: http://www.websad.ru/photos/32/19499.jpg

Аир болотный. Режим доступа: https://i2.wp.com/udec.ru/images/1308-051.jpg

Адокса мускусная. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4e/Adoxa_moschatellina_kz_inflorescence.jpg

Мать-и мачеха обыкновенная. Режим доступа: https://bestlandscapeideas.com/wp-content/uploads/2018/07/Tussilago-farfara-what-she-is-what-she-loves-and-what-she-needs-3.jpg

Чистотел большой. Режим доступа: https://www.plantarium.ru/dat/plants/3/312/135312_2d52bcaa.jpg

Груша садовая. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3b/Pear_flowers.JPG

Бирючина обыкновенная. Режим доступа: http://www.freenatureimages.eu/Plants/Flora%20J-N/Ligustrum%20vulgare,%20Wild%20Privet/Ligustrum%20vulgare%202%2C%20Wilde%20liguster%2C%20Saxifraga-Jan%20van%20der%20Straaten.jpg

Плевел многолетний. Режим доступа: http://www.bookblack.ru/images/article/17-1498931657.jpg

Кокорыш обыкновенный. Режим доступа: https://images.unsplash.com/photo-1478418210742-cd37de3f04be?ixlib=rb-1.2.1&q=80&fm=jpg&crop=entropy&cs=tinysrgb&w=1080&fit=max&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9

https://kolobok-ivant-dou13.edumsko.ru/uploads/7000/24506/persona/articles/Proekt_Puteshestvie_po_ekologicheskoj_tropinke/i1.jpg

Рисунок мальчик задумался. Режим доступа: http://www.careerdose.com/wp-content/uploads/2017/06/Cartoon.png

Исаак Ньютон. Режим доступа: http://samsebegu.ru/media/posts/2016/09/19/ee3199289b334b40a3a8a0b3685b5db0.jpg

Сократ. Режим доступа: https://pbs.twimg.com/media/DKGPXQ6XcAAZ16g.jpg:large

Приложение 1

Приложение 1_эталон ответа

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Первоисточник сказки про соцветия, к сожалению не известен.

23 December 2019

Поздравляем с победой!!!

27 December 2019

Спасибо за поздравление!

27 December 2019

Юлия Владимировна, понравилась ваша разработка. Спасибо за ресурс!

24 September 2021