12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Диденко Кристина Васильевна52
В 2012 году окончила Биологический факультет Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, кафедру Зоологии.
Россия, Крым респ., с. Гришино Первомайский район

/data/files/d1612520802.pptx (Презентация)

Дата урока: 17.04.2019 г.

Предмет: биология

Класс: 8

Тема урока: Зрительный анализатор.

Орган зрения, его значение. Строение органа зрения.

Зрительный анализатор. Оптика глаза. Зрительные пути.

Лабораторная работа №6

«Изучение строения глаза и его аккомодация».

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: углубить знания о строении и функции глаза, показать взаимосвязь строения и функции; раскрыть строение и значение зрительного анализатора; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Задачи:

Образовательные:

1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат, мышцы)

2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему, фоторецепторы).

3. Формирование понятий «оптическая система глаза», «оптические иллюзии», «бинокулярное зрение», «аккомодация»

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков работы учащихся с ПК.

2. Развивать умения обобщения, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора

3. Развивать эмоции учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентаций и выполнения заданий.

2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основании взаимосвязи строения органа и выполняемой ими функции.

3. Учить учащихся объективно оценивать собственные знания и умения.

Планируемые образовательные результаты:

ПредметныеПознакомиться с понятиями “зрительный анализатор, “близорукость” и “дальнозоркость”, “острота зрения”, “оптическая система глаза”.

Метапредметные:

А) Регулятивные: научиться оценивать предполагаемый результат в ходе проведения наблюдений и сравнений.развитие самостоятельности планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками.

Б) Познавательные: умение перерабатывать информацию применять знания на практике, развитие стремления к познанию, умение работать с дополнительной литературой.

В) Коммуникативные: воспитание умения выслушивать товарища, чувства ответственности, развитие умения работать в группе, развитие речевых навыков, умение оценивать и присваивать совместный результат.

Личностныеумение проявлять интерес к информации и действиям (своим и чужим), умение выбирать информацию, умение отказываться от определенных действий, умение критично относиться к своему поведению (рефлексия).

Методы обучения: частично-поисковый, практическая деятельность.

Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, моделирование (понятийное).

Приёмы: использование презентаций, рисунков, практической работы для снятия напряжения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Результативность урока: индивидуальная работа: по ответам на листах контроля, оценка работы учащихся на уроке

Основные понятия: зрительная сенсорная система, глаз, сосудистая оболочка, сетчатка, желтое пятно, слепое пятно, зрачок, радужная оболочка, роговица, хрусталик, зрительный нерв.

Оборудование: учебник Биология 8 класс Л. Н. Сухорукова и др., презентация «Зрительный анализатор», рабочие листы, карточки для л. р, плакат для л. р, плакат для рефлексии.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация ранее изученного материала.

- Человек воспринимает окружающую среду при помощи органов чувств.

- Восприятие информации – результат деятельности системы анализаторов. Вспомните, что представляет собой анализатор.

(пожелание удачи в самостоятельной работе)

 

1. Р. Л.: Используя, данные таблицы, правильно составьте схему строения анализатора. Ответ записать на рабочем листе.

Отдел анализатора

Структура.

1. Периферический

А. Чувствительный нерв

2. Проводниковый

Б. Рецептор

3. Центральный

В.Специальная зона коры больших полушарий

 

Ответ: 1Б – 2А – 3В

(самопроверка)

 

- Назовите функции отделов анализатора.

 

Примерные ответы: Рецепторы получают информацию об окружающей среде в виде химических, световых, звуковых и др. раздражителей – сигналов; преобразуют сигналы в нервные импульсы. Проводящие пути (нервы) осуществляют передачу нервных импульсов.

В специальных зонах коры больших полушарий происходит анализ, классификация и опознание сигнала (фронтальная работа).

Определение темы и целевые установки:

Давайте с вами разгадаем пазл об органах чувств, чтобы узнать, какой будет сегодня тема урока.

 

Слайд 1

Пазл «Угадай-ка»

https://learningapps.org/display?v=prxori79319

 

Молодцы! Вы успешно разгадали пазл!

 

Слайд 2

Тема нашего сегодняшнего урока «Зрительный анализатор».

(записывают)

Каковы задачи на урок?

(дети формулируют задачи урока)

 

Изучение нового материала.

 

Слайд 3

Классификация «Что воспринимает глаз?»

https://learningapps.org/display?v=p9f5aouz519

 

2. Р. Л.: Назовите, что мы можем различать при помощи глаз.

Что воспринимает глаз?

1. Масса. 8. Особенности поверхности.

2. Размеры. 9. Расположение тела в пространстве.

3. Температура. 10. Расстояние до предмета.

4. Форма. 11. Прочность, хрупкость.

5. Окраска. 12. Характер звука.

6. Запах. 13. Направление движения.

7. Объём

 

Глаз – сложный орган, играющий важную роль в познании окружающего мира и правильной ориентации во внешней среде.

 

Практическое задание: закройте правый глаз и посмотрите на меня, а затем левый. Что заметили? (Ответ учащихся: происходит смещение)

 

Человек обладает бинокулярным (стереоскопическим) зрением – это видение двумя глазами, которое обеспечивает чёткое объёмное восприятие предмета и его местоположение в пространстве.

 

Орган зрения расположен в глазнице. Он состоит из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов.

 

Установка для учащихся: внимательно слушаем рассказ учителя, т.к. необходимо заполнить таблицу в ваших рабочих листах, используя § 52.

 

Слайды 4-5

«Вспомогательный аппарат»

1.Брови – волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.

2. Веки – кожные складки с ресницами. Защищают глаза от ветра, пыли, ярких лучей, равномерно распределяют слёзную жидкость. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 мин, а за 16 ч бодрствования - 4800раз. Мигание продолжается 0,4с (изучение материала в форме беседы с учащимися).

3. Слёзный аппарат состоит из слёзной железы и слёзовыводящего пути, который открывается в носовую полость. Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз (вещество – лизолим, способное убивать микробы). Со слезами из организма выводятся опасные вещества (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя.

4. Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Различные движения глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы.

Всего их 6: 4-прямые, 2-косые.

 

Лабораторная работа №6.

Тема: «Изучение строения глаза и его аккомодация».

Цель: изучить строение и функции зрительного анализатора; выяснить адаптационные способности зрительного анализатора.

Оборудование и материалы: схема строения глаза; лист бумаги с отверстием и буквами, написанными вокруг отверстия, текст на доске.

 

Ход работы:

Рассмотреть модель глазного яблока и, используя учебник, определить названия каждый из его частей.

Подписать названия частей глазного яблока на рисунке:

t1609751877ab.png

1 – ____________________________________

2 – ____________________________________

3 – ____________________________________

4 – ____________________________________

5 – ____________________________________

6 – ____________________________________

7 – ____________________________________

8 – ____________________________________

 

 

 

 

«Внутренне строение глаза».

Слайды 6-9

Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Диаметр у взрослого - 24мм.

1. Снаружи покрыто плотной белочной оболочкой – склерой (1мм). Она защищает глаз от механических, химических повреждений и проникновения микроорганизмов; обеспечивает форму. Передняя часть переходит в прозрачную роговицу.

2. Средняя оболочка – сосудистая (0,2-0,4мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментами. Питает глаз, пигмент поглощает световые лучи. В переднем отделе переходит в ресничное тело и радужную оболочку. Радужка содержит пигмент, придающий цвет глазу.

3. Внутренняя оболочка глаза – сетчатка, состоящая из фоторецепторов: палочек и колбочек.

Воспринимает свет, преобразует его в нервные импульсы.

 

Фоторецепторы:

1. Палочки (120 млн.) – воспринимают чёрно-белое изображение, форму.

2. Колбочки (7 млн.) - различают цвета (синий, зелёный, красный). Все остальные цвета – смешанные.

Главная масса колбочек сосредоточена против зрачка, в центральной области сетчатки в жёлтом пятне – место наилучшего видения. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света.

 

Слайд 10

Как получается и воспринимается глазом изображение?

Отраженные от предмета лучи света проходят через оптическую систему глаза и создают обратное и уменьшенное изображение на сетчатке

 

Слайд 11

«Как мы видим»

Учащиеся просматривают и прослушивают информацию видеоролика.

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией (латинское слово – приспособление). Пронаблюдать аккомодацию хрусталика можно, если быстро перевести взгляд с предмета, расположенного близко, на предмет расположенный далеко (предлагается ученикам пронаблюдать явление).

 

Слайд 12

Практическое задание – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (гимнастика для глаз)

 

Л. р.

Расположим лист бумаги с отверстием и буквами вокруг него на расстоянии 10-15 сантиметров напротив глаза так, чтобы через отверстие был виден написанный на доске текст. Второй глаз прикроем ладонью.

Прочитаем через отверстие текст на доске. При этом буквы вокруг отверстия кажутся _________________________________________________.

Переведем взгляд на буквы, расположенные вокруг отверстия на листе бумаги. При этом текст, написанный на доске, кажется ___________________________________________________________________.

Одновременно четко видеть предметы, расположенные вдали и предметы, расположенные вблизи, мы _________________________________. Это __________________________ потому, что при рассмотрении предметов,

возможно, невозможно)

находящихся от нас на разном расстоянии, кривизна хрусталика ____________________.

(изменяется, не изменяется).

Сделать вывод:

За счет чего мы видим пространственные образы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Аккомодация – это ______________________________________

__________________________________________________________________

 

Расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения – расстояние наилучшего видения. Оно равно 25см у глаза 100% зрением. Об этом надо помнить, когда читаете книгу или пишите в тетради.

 

Зрение 2 глазами имеет плюсы:

1) видим большее пространство, таким образом, увеличивается поле зрения.

2) позволяет различать какой предмет ближе, какой дальше. На сетчатке левого и правого глаза получаются отличные друг от друга изображения. Мы как бы видим предмет и слева и справа. Чем ближе предмет, тем больше это различие и оно создаёт впечатление разницы в расстояниях, изображения сливаются в сознание в одно. Предмет видим объёмным, не плоским.

 

Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Фоторецепторы воспринимают информацию и преобразуют её в нервный импульс. Далее информация по зрительному нерву передаётся в головной мозг – в кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаём предметы. На сетчатке появляется уменьшенное обратное изображение, но мозг даёт нам верную информацию. Наряду со зрительной информацией от сетчатки идёт информация от зрительных мышц. Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движения глазных мышц. Это даёт возможность получить прямое и натуральное восприятие объекта.

Итак, мы «смотрим глазом, а видим мозгом».

 

Закрепление:

Найти соответствие и ответы выписать на рабочий лист (индивидуальная работа).

Понятие

Смысловое значение

А. Глаз

1. Преломляет проходящие через него лучи

Б. Оптическая система глаза

2. Периферическая часть зрительного анализатора.

В. Палочки.

3. Преломляет и фокусирует лучи света.

Г. Хрусталик

4. Рецептор света.

Д. Колбочки

5. Место наилучшего видения на сетчатке.

Е. Жёлтое пятно

6. Рецепторы цвета.

Ж. Радужка

7. Придаёт цвет глазам.

 

Ответ: А - 2; Б - 1; В - 4; Г - 3; Д - 6; Е – 5; Ж – 7.

(взаимопроверка)

 

Слайд 13-17

Сюрприз урока - «Иллюзии».

А всегда ли мы видим то, что видим? Можно ли глаз обмануть?

Глаз поддаётся многочисленным обманам, которые называются оптические иллюзии - неправильные представления о форме, размере, положении в пространстве предмета. Ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что воспринимаем фигуры в соотношение с другими окружающими их фигурами.

- Иллюзия неравности отрезков возникает оттого, что сходящиеся строчки вызывают движение глаз внутрь, а расходящиеся – наружу.

- Иллюзии, связанные с явлением контраста. Белые фигуры на чёрном фоне выглядят более светлыми. В безлунную ночь звёзды выглядят ярче.

Иллюзии используются в повседневной жизни. Так, платье с продольными полосами «суживает» фигуру, платье с поперечными полосами её «расширяет». Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями.

Иллюзии это не правило, а исключение. Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. Анализаторы, в общем, правильно отражают окружающий мир, но они, как и другие органы, лишь относительно приспособлены к выполнению своих функций, и в некоторых, хотя и немногих, случаях работает с изъяном. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Только правильное восприятие может привести к успеху.

 

Нарушения зрения. Болезни глаз.

Близорукость – изображение фокусируется перед сетчаткой.

Дальнозоркость – изображение фокусируется позади сетчатки.

Лечение – очки.

Близорукие – двояковогнутые линзы

Дальнозоркие – двояковыпуклые линзы

 

Домашнее задание: учебник биологии § 56, заполнить таблицу «Строение и функции глаза» в рабочем листе (л/р задание 2);

Дополнительно (на выбор):

1) «Гигиена зрения»;

2) «Болезни глаз»;

3) Что такое иллюзия и отчего они происходят?

4) Всегда ли правильно отражают наши анализаторы окружающую действительность?

 

Поведение итогов:

Критерии оценивания:

21-26 баллов – «5»

16-20 баллов – «4»

10-15 баллов – «3»

0-9 баллов – «4»

 

Рефлексия:

t1609751877ac.jpg

 

Темп современной жизни таков, что каждый день мы получаем огромное количество информации, и прежде всего благодаря органам зрения, не задумываясь о том, как среда в которой мы находимся, влияет на наши глаза. А между тем, такие неблагоприятные факторы, как недостаточное освещение, наличие пыли и микроорганизмов в помещении, длительное пребывание за компьютером, чрезмерные использование мобильного телефона, просмотр телевизора, длительная зрительная нагрузка в школе, неполноценное питание, никотин и алкоголь, травмы и ушибы приводят к ослаблению зрения и развитию ряда заболеваний. Поэтому вопросы, связанные с сохранением зрения, предупреждением развития глазных болезней сегодня актуальны как никогда.

Прежде всего, мы должны ознакомиться с основными заболеваниями глаз: близорукостью и дальнозоркостью, узнаем, что такое дальтонизм, также мы постараемся осветить и другие вопросы.

1. Близорукость

Близорукость имеет научное название миопия ( от греч. “мио” – щурится и “опсис” – взгляд, зрение). Этим термином фиксируется свойственная близоруким манера прищуриваться при разглядывании отдаленных предметов. Близорукость весьма распространена. По данным Всемирной организации здравоохранения, 800 миллионов людей на нашей планете страдают этой болезнью. Она бывает как врожденная, унаследованная от родителей, так и приобретенная. Приобретенная близорукость развивается уже в детском возрасте и становится достаточно заметна в школьные годы. Дети начинают хуже видеть удалённые предметы, плохо различают буквы и цифры. При попытке рассмотреть удалённые предметы близорукие люди нередко прищуривают глаза. Кстати, миопия в переводе с греч. – щурящий глаз.

Итак, близорукость – это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удалённые – плохо. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой.(рис.104, А на с. 250) Это может быть связано с удлиненной формой глазного яблока, или из-за увеличения кривизной хрусталика. При близорукости назначают очки с двояковогнутыми стёклами.

2. Дальнозоркость

Состояние зрения, когда лучше видны предметы на удаленном расстоянии, нежели вблизи называется дальнозоркостью. Удальнозоркого человека укороченное глазное яблоко и изображение фокусируется за сетчаткой.(рис.104, В на с. 250)

Данный дефект устраняется путем ношения очков с двояковыпуклыми линзами.

С годами развивается возрастная дальнозоркость (обычно после 40 лет). Человеку становиться сложно различать мелкие предметы, читать. Это происходит из-за того, что хрусталик глаза со временем становится более плотным и менее эластичным.

 

 

«Правила сохранения зрения»

Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Следи, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30-35 см. от глаз.

Книгу при чтении лучше ставить на наклонную подставку.

При письме свет должен падать слева.

Не читай лёжа или в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, через каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

Никогда не три глаза грязными руками. Пользуйся чистым носовым платком.

Не смотри долго телевизор.

Работать за компьютером не более 1,5-2 часа в день.

Делай гимнастику для глаз.

Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.

Употреблять в пищу растительные продукты, содержащие витамины А, Е, С.

Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным (зелёного или жёлтого цвета).

 

Опубликовано


Комментарии (3)

Зубова Ольга Алексеевна, 05.01.21 в 10:48 2Ответить Пожаловаться
Интересный урок, только нет заявленной в тексте презентации. Хорошо бы добавить соответствующую презентацию. Ссылки: «Вспомогательный аппарат», «Внутренне строение глаза», «Как мы видим», «Иллюзии» - неактивны...

Отредактировано 05-01-2021 11:09

Медведева Татьяна Александровна, 05.01.21 в 20:58 2Ответить Пожаловаться
Кристина Васильевна, действительно, интересный урок с применением разнообразных видов деятельности. Поддерживаю коллегу об отсутствии презентации, на которую есть ссылки в Вашей работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.