Технологическая карта урока «Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика»
Тема урока: ОРГАН ЗРЕНИЯ И ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА.
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
В 8 КЛАССЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Цель урока:
1) образовательная (формирование познавательных УУД): создать условия для изучения структурных частей глаза, определения выполняемых ими функций, способствовать формированию представления о работе зрительного анализатора.
2) развивающая (формирование регулятивных УУД): продолжить развивать умения анализировать, классифицировать, обобщать, доказывать, устанавливать аналоги и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений обучающихся;
3) воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать наблюдательность, толерантность, интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные УДД:
– сформировать знания о строении и функциях органа зрения и зрительного анализатора; заболеваний, связанных с нарушением работы органов зрения;
– устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора;
– анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; влияние собственных поступков на здоровье;
– использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения.
Метапредметные УДД:
Регулятивные УДД: сформировать умения составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; расширение пользовательских возможностей работы с компьютером.
Познавательные УДД: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные УДД: развитие коммуникативной компетенции культурного общения, в том числе способности к сотрудничеству (участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач)
Личностные УДД: сформировать мотивацию к изучению нового и стремления к самосовершенствованию, способность выполнять различные социальные роли, понимание возможности самореализации.
Тип урока: урок рефлексии (комбинированный урок).
Элементы содержания: зрительный анализатор, рецептор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, сетчатка,. колбочки, палочки, желтое пятно, слепое пятно, пигмент, линза, дальтоник, дальнозоркость, близорукость.
Оборудование к уроку: ноутбук, ИКТ-задание «Строение глаза» (https://learningapps.org), УМК «Биология. 8 класс. Человек» под редакцией Н. И. Сонина, маршрутный лист, телефон, карточки.
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
Организационный момент. |
Вводная беседа.
|
2 мин |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Объясняет правила, делит класс на группы, для прохождения «станций». Раздает маршрутные листы командирам.
|
Команды придумывают название, выбирают лидера и начинают проходить «станции» (выполняют задания). |
|
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Работа в маршрутном листе
|
5–6 мин |
Контролирует выполнение работы. При необходимости формулирует и характеризует задания. Задание 1. Дайте развернутые ответы на вопросы: - Что такое анализатор? (ответ: анализаторы - системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения). - Из каких структур состоит анализатор? (Анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центр, анализирующий информацию).) - Чем отличается анализатор от органов чувств? (Орган чувств только воспринимает раздражение, а анализатор представляет собой систему, которая обрабатывает и анализирует информацию.) - С помощью каких органов чувств человек познает окружающий мир? (С помощью органов осязания, обоняния, зрения, вкуса, слуха.) |
Выполняют задания |
Осуществляют анализ ответов одноклассников в соответствии с целевой установкой, сравнивают, строят высказывания, приходят к общему решению. |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Работа в маршрутном листе
|
4–5 мин |
Задание 2. Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с видео: https://clck.ru/QiPar. Ответьте на вопрос (запишите в маршрутный лист): С помощью какого органа чувств вы получили сведения из представленного ролика? (Из всего объема информации, 95 % всех сведений об окружающем мире мы получаем с помощью этого органа). Задание 3. Сформулируете тему и цель урока. |
Просматривают видео, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений. |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Работа по учебнику. Работа в интерактивном рабочем листе. Практическая работа. |
15 мин |
Контролирует выполнение работы. При необходимости формулирует и характеризует задания. Задание 4. Изучите материал в учебники на и заполните интерактивные рабочие листы по ссылки: 1) https://learningapps.org/5086181 2) https://learningapps.org/11859137 Задание 5. Обнаружить сужение и расширение зрачка, объяснить результаты опыта. Проведение опыта: обучающийся поворачивается лицом к свету. Сосед по парте рассматривает ширину его зрачков, затем предлагает товарищу закрыть глаза и заслонить их рукой. Через 30–60 с предлагает вновь открыть глаза, внимательно следя за изменениями зрачка. Задание 6. Проследить за работой хрусталика. Проведение опыта: взять лист бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, по краям которого написаны буквы. Держать лист на расстоянии 10–15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна доска с написанным текстом. Прочесть надпись на доске и ответить на вопрос, почему буквы вокруг отверстия кажутся размытыми. Затем рассмотреть буквы вокруг отверстия и ответить на вопрос: «Почему изображение на доске кажется расплывчатым»? |
Воспринимают информацию, работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях результаты опытов.) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
10 мин |
Задание 7. Выберите ответы на вопросы (а-л) и зашифруйте их (Найдите соответствие). 1.Хрусталик 2. Сетчатка 3. Рецептор 4. Зрачок 5. Стекловидное тело 6. Зрительный нерв 7. Склера 8. Радужная оболочка 9. Сосудистая оболочка 10.Зрительная зона коры
а) три части зрительного анализатора б) воспринимает зрительные раздражения в) проводит возбуждение в мозг г) осуществляет различение зрительных раздражений д) преломляет лучи е) меняет кривизну ж) состоит из колбочек и палочек з) защитная оболочка глаза и) место образования изображения предмета к) отверстие в радужной оболочке больших полушарий л) питающий слой глазного яблока
Устанавливает осознанность восприятия материала обучающимися, организует первичное обобщение, побуждает учеников к высказыванию своего мнения. - Какие правила гигиены зрения нам необходимо соблюдать? (Не работать без перерыва за компьютером, правильно организовывать рабочее место при работе за столом, не смотреть близко телевизор, не читать книгу лежа, при слабом освещении.) Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил гигиены зрения: - Необходимо ли соблюдать правила работы за компьютером, правила размещения светильника на столе и просмотра телевизора? (Да, для того, чтобы сохранить зрение.) Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Анализируют и систематизируют информацию |
Анализ и систематизация информации, выделение главного |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Обобщающая беседа |
4 мин |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Фронтальная работа |
3 мин |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Домашнее задание |
1 мин |
Учебник, с. 77–83. Дополнительно: подготовить сообщения по теме «Органы чувств» |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс: учебник / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2019. – 304 с.
Интерактивный рабочий лист. Тема: «Строение глаза» [Электронный ресурс]. – URL: https://learningapps.org/5086181 (дата обращения: 30.10.2020).
Интерактивный рабочий лист. Тема: «Строение глаза» [Электронный ресурс]. – URL: https://learningapps.org/11859137 (дата обращения: 30.10.2020).
Видеоматериал на тему: «Природа» [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/QiPar.
Рабочий лист. Тема: «Орган зрения и зрительный анализатор» [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/QoCQQ (дата обращения: 30.10.2020).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание 1-3
Задание 4
/data/files/o1604048742.jpg (513x262)
/data/files/z1604048785.jpg (517x332)
Задание 7. Выберите ответы на вопросы (а-л) и зашифруйте их.
1.Хрусталик 2. Сетчатка 3. Рецептор 4. Зрачок 5. Стекловидное тело 6. Зрительный нерв 7. Склера 8. Радужная оболочка 9. Сосудистая оболочка 10.Зрительная зона коры
|
а) три части зрительного анализатора б) воспринимает зрительные раздражения в) проводит возбуждение в мозг г) осуществляет различение зрительных раздражений д) преломляет лучи е) меняет кривизну ж) состоит из колбочек и палочек з) защитная оболочка глаза и) место образования изображения предмета к) отверстие в радужной оболочке больших полушарий л) питающий слой глазного яблока
|