Урок биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы — водные позвоночные животные»

1
0
Материал опубликован 3 October 2019

Разработала

Учитель биологии

МКОУ Мирнинской СОШ

Тайшетского района

Иркутской области

Сучкова Марина Васильевна

БИОЛОГИЯ 7 класс

Тема урока: НАДКЛАСС РЫБЫ – ВОДНЫЕ ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ РЫБ, СВЯЗАННЫЕ С ИХ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ»

Цель: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, особенностями их размножения и развития в связи с водной средой обитания; научить объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжить формирование познавательного интереса, умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником.

Тип урока: лабораторно-исследовательский.

Технология: РКМ

Приемы: «Фишбоун», Стратегия «Зигзаг», «Таблица верных и неверных утверждений», «Верите ли вы что...», «Перепутанные логические цепочки».

Средства обучения: учебник; небольшая живая рыбка в банке с водой; мотыль; фотографии, рисунки, таблицы с изображением рыб; схема строения лучеперых и кистеперых рыб; мультимедийная установка; набор ЦОР.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные направления эволюции хордовых;

- общую характеристику надкласса Рыбы.

Учащиеся должны уметь:

- определять систематическую принадлежность животных к изучаемому таксону;

- работать с живыми животными и фиксированными препаратами (влажными препаратами);

- объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

- наблюдать за поведением животных в природе.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторную работу под руководством учителя;

- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

- обобщать и делать выводы по изученному материалу;

- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении таксона;

- избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

- работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Личностные результаты:

- развитие и формирование интереса к изучению природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать);

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Сценарий урока:

I стадия. Вызов - побуждение к деятельности.

Цель первой стадии – активизация ранее полученных знаний, создание  ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучаемой теме.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

- А о ком мы сегодня будем говорить, узнаем, отгадав загадку:

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям. (Рыбы)

По каким признакам мы угадали, что это рыба?

- Верно, мы сегодня будем говорить о рыбах. Ну, а чтобы точно определить тему урока давайте восстановим нарушенную последовательность. Изменив слова и поставив их в правильной последовательности сформулируйте тему урока.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

Рыбы, вода, надкласс, животные, позвоночник. (Надкласс Рыбы – водные позвоночные животные). Запишите тему урока в тетради. На этом уроке мы начинаем изучение новой темы надкласс Рыбы, в течение нескольких занятий Вы познакомитесь с особенностями внутреннего и внешнего строения, размножения и их систематикой. Сегодня мы познакомимся с общей характеристикой рыб и особенностями внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Перед вами таблица, в которой записаны утверждения о рыбах. Ваша задача определить, какие из них верные, а какие нет.

Утверждения о рыбах

До изучения темы

После изучения темы

Тело подразделяется на голову, туловище и хвост.



Парные плавники: грудные, брюшные и хвостовые.



Кожные покровы состоят из двух слоев: наружного эпителиального и внутреннего – соединительнотканного.



Бедны кожными железами.



Скелет представлен позвоночником, черепом, а также скелетом плечевого и тазового поясов, непарных и парных плавников.



Позвоночник разделен на туловищный и хвостовой отделы.



Дыхательная система представлена жабрами.



Кровеносная система замкнутая, образует два круга кровообращения.



Сердце однокамерное.



Температура тела зависит от температуры окружающей среды.



Плавательный пузырь выполняет, в основном, гидростатическую функцию.



Органы выделения – это туловищные почки.



Головной мозг состоит из пяти отделов.



В конце урока мы проверим, верные ли у вас представления о рыбах было в начале урока.

Стадия – осмысление.

Все время нашей работы слышится шум моря. Почему? А какие свойства воды вы знаете? (Прозрачна, хороший растворитель, большая плотность воды, текучесть, малое содержание кислорода, высокое давление на больших глубинах, снижение освещенности с глубиной)

Наверное, нет таких людей в нашем поселке, да и в стране, которые бы ничего не знали о рыбах. О рыбах сложены сказки, рассказы, стихи и даже поговорки, так, например, про некоторых людей говорят: «Как рыба в воде». Что это значит? (Это значит рыбам хорошо в воде, они вольготно и уютно себя чувствуют)

- А, как вы думаете, какие приспособления помогают рыбам выжить в воде? Ваши предположения? ( Жабры, форма тела, плавники, чешуя и т.д.)

- Проверим ваши предположения наблюдением. Выполним лабораторную работу «Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб» (по инструктивным карточкам). Записываем тему, ставим цель. Какое оборудование нам понадобится? Что будет в ходе работы?

Учащиеся выполняют лабораторную работу в группах по инструктивной карточке.

Лабораторная работа

«Внешнее строение рыбы»

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб; определить черты приспособленности рыбы к жизни в воде.

Объекты и оборудование: живые рыбы, помещенные по одной в банки с водой; отдельные чешуи; лупа.

Ход работы:

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой. Определите форму тела. С чем связана такая форма?

Рассмотрите голову, туловище, хвост, плавники. Найдите рот, ноздри, глаза. Нужны ли рыбе веки? Какое положение занимает рот на голове рыбы? Как вы думаете, в какой части водоема обитает этот вид рыб? На чем основано ваше предположение?

Изучите окраску тела рыбы. Одинакова ли окраска рыбы на спинной и брюшной стороне тела. Как вы думаете, с чем это связано?

С помощью лупы рассмотрите чешую. Какое значение имеет чешуя в жизни рыбы?

Понаблюдайте за движением жаберных крышек и рта рыбы. Есть ли между этими движениями связь? Какую функцию выполняют жаберные крышки?

Найдите на рыбе грудные, брюшные, спинной и анальный плавники. Какова роль отдельных плавников в передвижении рыб?

Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в водной среде.

Прием «Фишбоун»




Прием "Фишбоун"
DOCX / 13.07 Кб

Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?



Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?


Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?














Как рыбы приспособились к жизни в водной среде?











t1570114439aa.gift1570114439ab.gif

Большая плотность воды Форма тела

Обтекаемая, слизь, черепитчатое расположение чешуи,

плавники

t1570114439ac.gif5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif

Прозрачность Защитная окраска, органы зрения – глаза.



Р5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif астворенные вещества, малое содержание кислорода 5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif Жаберное дыхание, обоняние

5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif

Текучесть, высокая скорость передачи колебаний. Органы боковой линии.

5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif

Высокое давление на глубинах Изменение формы тела от веретенообразной к лентовидной и

5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif5d960b8794128_html_9f7f021cde3ab6f4.gif дисковой

Снижение освещенности с глубиной Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб

Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении, они позволяют им выжить в водной среде, дает преимущества и позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных животных.

















Обсуждение результатов работы.



- Внутреннее строение рыбы также приспособлено к жизни в водному образу жизни. (Демонстрирую учащимся речного рака, беззубку и майского жука.) Выберите животных, у которых имеется скелет. Какой это скелет – наружный или внутренний? Для чего нужен скелет?

- Рыбы, являясь представителем подтипа Черепные, или Позвоночные, обладают хорошо развитым скелетом.

Самостоятельная работа «Изучение особенностей строения скелета рыб»

Инструктивная карточка.

Рассмотрите скелет костистой рыбы. Из каких отделов он состоит?

Рассмотрите позвоночник рыбы. Из скольких отделов он состоит? Чем образованы они? Одинаковое ли строение имеют позвонки разных отделов?

Внимательно рассмотрите позвонки туловищного и хвостового отделов. В чем состоит их сходство и отличия?

Рассмотрите скелет грудных и брюшных плавников рыбы. Одинаково ли их строение?

Рассмотрите скелет хвостового плавника. Какое строение имеет он?

Подпишите части скелета на рисунке.

Сделайте вывод о роли скелета в жизни рыб.

- Со скелетом тесно связана мускулатура рыб, вместе они образуют опорно-двигательную систему этих животных. (Демонстрация соответствующего фрагмента ЦОР). Чем образована мускулатура рыб? Одинакова ли толщина мускулатуры всей поверхности тела? Какова функция мускулатуры в организме рыб?

- Развитие опорно – двигательной системы во многом обусловило развитие ее нервной системы головным мозгом из пяти отделов. Среди которых наиболее развиты отделы. Координирующие движение рыб – мозжечок и средний мозг.

Стратегия «Зигзаг – 2»

Класс делится на 6 групп. Самостоятельно изучают системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, половую, плавательный пузырь.

По окончании работы представитель каждой группы презентует свою работу в виде общего кластера.

Стадия – рефлексия

Утверждения о рыбах

До изучения темы

После изучения темы

Тело подразделяется на голову, туловище и хвост.



Парные плавники: грудные, брюшные и хвостовые.



Кожные покровы состоят из двух слоев: наружного эпителиального и внутреннего – соединительнотканного.



Бедны кожными железами.



Скелет представлен позвоночником, черепом, а также скелетом плечевого и тазового поясов, непарных и парных плавников.



Позвоночник разделен на туловищный и хвостовой отделы.



Дыхательная система представлена жабрами.



Кровеносная система замкнутая, образует два круга кровообращения.



Сердце однокамерное.



Температура тела зависит от температуры окружающей среды.



Плавательный пузырь выполняет, в основном, гидростатическую функцию.



Органы выделения – это туловищные почки.



Головной мозг состоит из пяти отделов.



Прием «Верите ли вы, что...»

1. Лещ и подлещик — это рыбы разных видов. (Нет, одного вида, но разного возраста)

2. Все рыбы имеют желудок. (Нет, только хищные)

3. Скатов часто в шутку называют «расплющенными акулами».(Да)

4. У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму. (Да)

5. У акулы каждые восемь дней отрастают новые зубы. (Да)

6. У тигровой акулы четыре ряда зубов: два — в работе, два — запасные. (Да)

7. Сайру можно ловить на свет опущенной в воду электрической лампы. (Да)

8. Если рыбу белугу из Белого моря поселить в Черном море, то она будет давать черную икру, а если ее выпустить в Красное море, то красную. (Нет)

9. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным ядом. (Нет, эта рыба совершенно безвредна)

10. Рыба-трубка маскируется под курительную трубку. (Нет, она просто отдаленно похожа на старинную глиняную трубку)

11. Мутность воды повышает клев пресноводной рыбы. (Нет, в мутной воде клев падает)

Оценка работы отдельных учащихся по сообщениям лидеров групп, групп в целом - учителем.

Есть поговорки «Чувствовать себя как рыба в воде», «Как карась на сковороде», «Как сом на дне». Когда так говорят?

- А как вы себя чувствовали на уроке?

- Что для вас было интересным?

- Какие этапы были сложными для восприятия

1.Если я чувствовал себя как «рыба в воде» - это синяя рыбка.

2.Если как карась на крючке, или на сковородке- это красная рыбка.

3. А если как сом на дне, равнодушное - это жёлтая рыбка. Сообщение о рыбах, занесенных в Красную книгу Иркутской области.

Домашнее задание: 

Стр. 178- 182.

RAFT «Значение рыб в природе и деятельности человека»

Творческое задание для группы учащихся. Проведите анализ рыбной продукции, продаваемой в магазинах. Определите видовой состав рыбы, систематическое положение, место вылова (какой океан, море, пресный водоем), вид продукции (живая рыба, свежемороженая, сушеная, копченая, консервы, икра и т.д.). Отчет по работе можно представить в виде таблицы.






САМОАНАЛИЗ УРОКА

Предмет, класс: биология, 7 класс.

Тема урока: Надкласс Рыбы – водные позвоночные животные.

Этот урок включен в тему «Тип Хордовые. Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы» курса «Многообразие живых организмов». На изучение данной темы отводится 2 часа. До этого учащиеся ознакомились с характерными особенностями представителей типа Хордовые подтипа Позвоночные. Поэтому естественно, что продолжением изучения данной темы является изучение надкласса Рыбы.

Тип урока – лабораторно - исследовательский. Построен по технологии развития критического мышления. Включает в себя следующие приемы ТРКМ: «Фишбоун», «Зигзаг», «Таблица верных и неверных утверждений», «Верите ли вы, что...», «Перепутанные логические цепочки». Различные виды учебной деятельности периодически сменяют друг друга. Переключение внимания позволяет предупредить признаки утомления детей. Применяется достаточное количество ярких наглядных пособий и раздаточного материала, используется презентация, работа со схемами, кластерами, наблюдение за живой рыбой, рефлексия.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

Задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, особенностями их размножения и развития в связи с водной средой обитания; научить объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении; продолжить формирование познавательного интереса, умений наблюдать за живыми животными, работать с учебником.

На 1 стадии – вызова ставила цель активизации ранее полученных знаний, создания  ассоциативных рядов, вызова любопытства, импульса к изучаемой теме, определение темы и цели урока. Для этого использовала настрой на положительное настроение учащихся на уроке под музыкальное сопровождение. Отгадав загадку, дети установили тему урока. Более точно определить тему урока помог прием ТРКМ «Перепутанные логические цепочки». Эта работа вызвала у ребят большой интерес. Для определения целей урока был использован прием «Таблица верных и неверных утверждений». Учащиеся заинтересовались, правильно ли они определили верные утверждения. Из этого вытекает цель урока, которая была четко сформулирована ребятами. Таким образом, в интересной и доступной форме получены результаты метапредметные: созданы условия для формирования умения в сотрудничестве с учителем определять тему и ставить новые учебные цели (регулятивные УУД); предметные: сформулирована тема, цель занятия.

На следующей стадии – осмысления, целью которой являлось получение новых знаний и соотнесение их с полученными раннее, формулирование собственного мнения по теме, применялись следующие приемы ТРКМ: «Фишбоун», стратегия «Зигзаг», «Кластер». На этом этапе были применены межпредметные связи с русским языком, физикой. С целью изучения особенностей внешнего строения рыб; определения черт приспособленности рыбы к жизни в воде проведена лабораторная работа. Для фиксирования результатов работы, установления причинно-следственных связей использован прием ТРКМ «Фишбоун». Благодаря этому приему обучающиеся с интересом, без труда достигли следующих результатов: (предметных) умение работать с живыми животными, объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных, наблюдать за поведением животных; (метапредметных) умения выполнять лабораторную работу под руководством учителя; наблюдать и описывать представителей животного мира, обобщать и делать выводы по изученному материалу; (личностных) развитие и формирование интереса к изучению природы, развитие мотивации к получению новых знаний, развитие умений доказывать, строить рассуждения, анализировать.

При переходе к изучению внутреннего строения с целью развития умения сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, было предложено сравнить скелеты беззубки, речного рака и майского жука. Работая в рабочей тетради, учащиеся самостоятельно изучили скелет рыбы. Остальные системы органов ребята изучали с помощью стратегии «Зигзаг» и заполнения кластера. Этот прием позволяет ребятам открыться, учит коммуникабельности, позволяет лучше усвоить материал, создает ситуацию успеха у ребенка.

В результате на втором этапе были сформированы следующие УУД: созданы условия для формирования умения осуществлять поиск необходимой информации, созданы условия для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, созданы условия для формирования основ смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов), созданы условия для развития умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, уточнена, систематизирована и дополнена имеющаяся у детей информация.

На третьей стадии – рефлексии ребята проверили свои знания, заполнив таблицу верных и неверных утверждений. Тестирование показало высокий уровень знаний. Ребята практически не допустили ошибок. Прием «Верю-не верю» помог учащимся в игровой форме узнать интересные факты о рыбах. Сообщение о рыбах, занесенных в Красную книгу Иркутской области, привлекло внимание ребят к экологическим проблемам региона. Рефлексия показала, что ребята чувствовали себя на уроке, как раба в воде.

На этом этапе добились следующих результатов: созданы условия для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, созданы условия для формирования ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, созданы условия для формирования способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Рефлексия позволила выявить не только успехи, но и трудности, которые испытывали ребята во время урока. Это позволит в дальнейшем избежать их.

Заслуживает внимания и эмоциональный фон урока: элементы неожиданности, ассоциации, эмоциональная разрядка, да и просто похвала за правильные ответы, создают ситуацию успеха, дети чувствуют себя комфортно на уроке, проявляют активность. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Несмотря на объемное содержание, материал урока не является сложным, поэтому школьники не испытывают дискомфорт даже при решении проблемных задач. Выявленные пробелы стараемся устранить во время взаимопроверки и анализа работы. Объем домашнего задания соответствует целям урока, стимулирует учащихся к поисковой деятельности.

В ходе урока удалось реализовать поставленные задачи.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.