Урок чувашского языка во 2 классе «Времена года. Cулталак хушши»
Урок чувашского языка во 2 классе.
Тема: Времена года. Cулталак хушши.
Цели (Теллевсем): 1. Познакомить учащихся временами года - Ачасене султалак синчен теплен анлантарасси;
2. Способствовать развитию беглого и выразительного чтения и передаче содержания прочитанного; развитию речи у учащихся, Ачасен вулав хавартлахне устересси, вулана текста тишкерме, анлантарма верентесси; Ачасен пуплевне аталантарасси;
3. Содействовать воспитанию у учащихся любви к родной природе- Ачасене сутсанталака юратма верентесси;
Оборудование урока (Кирле хатерсем): герой из сказки Старик – годовик (Султалак Мучи укерчеке), рисунки - времен года (султалак тавата вахатне санланакан картинасем), карточки с названиями 12 месяцев (12 уйах ятне сырна карточкасем).
Ход урока. Урок юхаме.
Организация начала занятия (Урока пуслани).
А) Хоровое чтение отрывка песни «Звонок» («Шанкарав» савва ушканпа каласси).
Прозвенел звонок - Шанкарав сас паче
Приглашая нас на урок - Урока ченсе.
Весь класс стоит - Петем класс шапланче
Около своих парт - Парта хушшинче.
Вот входит учитель Ак керет учитель
С радостной и доброй Савак санпала
Улыбкой на лице Камалла вал пиите
Всегда она с нами Пиренпе ялан.
Б) Повторение алфавита от «А» до «Я» ( Алфавитри сас паллисене « А»-ран пусласа « Я» таран каласа тухасси).
2. Сообщение темы урока - Сене темана пелтерни.
- Дети, прочитайте пожалуйста слова записанные на карточках. На какие группы их можно разделить? - Ачасем, доска сине сырна самахсене вулар - ха. Весене мисе ушкана уйарма пулать - ши? ( На доске названия 12 месяцев) - (Доска синче 12 уйах сырна карточкасем.)
- По каким признакам можно разделить эти слова на группы - Самахсене эсир мене кура ушканлатар?
- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - Паян урокра эпир мен синчен каласатпар?
3. Работа по теме урока. - Темана усса пани.
1)- белый снег тает Шура юр ирелет
скоро зазеленеют поля Сесен хир черелет,
Зеленая трава растет Ешел курак усет…
Когда это бывает? Ку хасан пулать – ши?
- Весной. - Cуркунне.
- Как вы догадались? - Меншен кун пек шутлатар? ( На доске рисунки на тему «Весна») (Ачасем хуравлана хыссан суркунне санлакан укерчексене доска сине сиреплетеп)
- Солнце ярко светит, Хевел хыта хертет,
Ветер теплый дует. Аша сил веркелет.
Рожь поспевает… Сар ыраш ситенет…
Когда это бывает? Ку хасан пулать – ши?
- Весной.- Сулла.
- Почему вы так думаете? Докажите. - Эсир меншен кун пек шутлатар? Енентерер. (После ответа детей появляется рисунки на тему « Лето») ( Ачасем хуравлана хыссан суллана санлакан укерчексене доска сине сиреплетеп)
- Что вы можете рассказать о лете по этой картине? - Сак укерчек сине пахса эсир сулла синчен мен калама пултаратар?
Темный лес поредел, Хир илеме каять,
Поля опустели. Сем варман саралать,
Часто идут дожди… Пермай сумар савать …
Когда это бывает? Ку хасан пулать - ши?
- Осенью. - Керкунне.
- Как вы догадались? Докажите. - Меншен кун пек шутлатар? Енентерер. (На доске появляется рисунки на тему « Осень»), (Доска сине керкунне санланакан укерчексене сиреплетеп)
- На полях белый снег, Хирсенче юр анчах,
Река покрылась льдом, Сырмара пар анчах,
Холодно на улице… Сиветет аванах…
Когда так бывает? - Ку хасан пулать – ши?
- Зимой. - Хелле.
- Почему вы так думаете? Докажите. - Меншен кун пек шутлатар? Енентерсе парар мана… ( После ответа детей появляется рисунки на тему « Зима» ) , (Ачасем хуравлана хыссан хеллене санакан укерчексене доска сине сиреплетеп)
- Весна,лето, осень, зима - это времена года. Тема нашего урока « Времена года» - Сак твата вахата султалак вахачесем тессе. Паянхи урок теми – « Султалак хушши».
2) Работа по учебнику, - Кенекепе еслесси.
Работа по сказке « Времена года», « Султалак мучи» юмахпа еслесси.
Чтение сказки учителем. - Юмаха вуласси.
- Ребята, внимательно послушайте сказку. - Ачасем юмаха тимлен итлер. (Слушание записи сказки) - (Юмаха магнитофон ярса итлени.)
- Понравилась вам сказка? - Сире юмах килешре - и? (На доске появляется рисунок Старика годовика) - (Доска сине «Султалак мучи « укерчеке сыпастарап)
- Сколько птиц у старика годовика? - Султалак Мучин мисе кайак?
- Прочитайте сказку про себя. - Хале юмаха шаппан вуласа тухар. (Дети читают сказку.) - (Ачасем юмах вулассе)
- Какого цвета птицы? - Кайаксем мен тесле?
- Почему птицы разного цвета? - Кайаксен тесе сем меншен пер пек мар?
- Сколько птиц вылетело, когда Старик годовик махнул рукой? Султалак Мучи аллине сулсан мисе кайак вессе тухать?
- Назовите названия месяцев. - Уйах ячесене каласа тухар.
3) Чтение и запоминание названий месяцев. - Уйах ячесене веренесси.
- В году 12 месяцев. - Султалак 12 уйахран тарать. ( Появляются названия месяцев) (Чтение названий месяцев) – ( Доска синче сырна уйах ячесене усса вуласа пырать)
Декабрь - раштав Март – пуш
Январь - карлач Апрель – ака
Февраль – нарас Май - су
Июнь – сертме Сентябрь – аван
Июль – ута Октябрь - юпа
Август – сурла Ноябрь – чук
-В году сколько месяцев? - Султалакра мисе уйах?
-Чуваши каждый месяц выполняли разную работу. В апреле они работали в поле – сеяли. В октябре ставили столбы. - Чаваш кашни уйахра терле ес туна.Ака уйахенче чаваш ака туна. Юпа уйахенче масар сине юпа лартна.
- Прочитайте еще раз названия месяцев и постарайтесь их запомнить. - Уйах ячесене доска синчен тепер хут вуласа тухар асра тытма тарашар.
4).Закрепление изученного материала. - Темана сиреплетесси.
а) Словарный диктант. - Самах диктанче.
Хелле – хел, сулла – сул, суркунне – сур, керкунне – кер.
Б) « Какое время года любишь» - игра. - « Султалак хаш вахатне юрататан» - вайа.
- Выберите один рисунок и расскажите о любимом времени года. - Перер укерчек илсе султалакан вахатне санлар.
-1 – меш ача. Это лето. Мне нравится лето. Летом я собираю ягоды, хожу на рыбалку, купаюсь на речке с друзьями. - Ку сулла. Эпе суллана юрататап. Сулла эпе сырла пустаратап, пулла суретеп, шыва керетеп.( Остальные дети рассказывают о весне, зиме, об осени) - (Ытти ачасем керкуннне, хеллене, суркуннене санласа парассе).
4.Подведение итогов занятия. - Петемлети туни.
- У одного дерева 12 веток. Что это? (Год. 12 месяцев) - Пер йывасан 12 турат. Мен вал? (Султалак. 12 уйах.)
- На каждой ветке 4 гнезда. Что это значит?( в каждом месяце 4 недели) - Кашни тураче синче 4 йава. Мене пелтерет ку? ( Кашни уйахра 4 эрне.)
- В каждом гнезде 7 яиц. Что это? - Кашни йавара 7 самарта. Менсем весем? ( Эрнере 7 кун)
5. Рефлексия. - Урока веслени.
- Паян урокра эпир аван еслеремер. Тавтапус сире ачасем. Сыва пулар!
Прозвенел звонок Шанкарав сас паче
С урока Урокран ченсе.
Весь класс притих Петем класс шапланче.
Возле своих парт. Парта хушшинче.