12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Краснова24

 Урок чувашского языка во 2 классе.

Тема: Времена года. Cулталак хушши.

Цели (Теллевсем): 1. Познакомить учащихся временами года - Ачасене султалак синчен теплен анлантарасси;

2. Способствовать развитию беглого и выразительного чтения и передаче содержания прочитанного; развитию речи у учащихся, Ачасен вулав хавартлахне устересси, вулана текста тишкерме, анлантарма верентесси; Ачасен пуплевне аталантарасси;

3. Содействовать воспитанию у учащихся любви к родной природе- Ачасене сутсанталака юратма верентесси;

Оборудование урока (Кирле хатерсем): герой из сказки Старик – годовик (Султалак Мучи укерчеке), рисунки - времен года (султалак тавата вахатне санланакан картинасем), карточки с названиями 12 месяцев (12 уйах ятне сырна карточкасем).

Ход урока. Урок юхаме.

Организация начала занятия (Урока пуслани).

А) Хоровое чтение отрывка песни «Звонок» («Шанкарав» савва ушканпа каласси).

Прозвенел звонок - Шанкарав сас паче

Приглашая нас на урок - Урока ченсе.

Весь класс стоит - Петем класс шапланче

Около своих парт - Парта хушшинче.

Вот входит учитель Ак керет учитель

С радостной и доброй Савак санпала

Улыбкой на лице Камалла вал пиите

Всегда она с нами Пиренпе ялан.

Б) Повторение алфавита от «А» до «Я» ( Алфавитри сас паллисене « А»-ран пусласа « Я» таран каласа тухасси).

2. Сообщение темы урока - Сене темана пелтерни.

- Дети, прочитайте пожалуйста слова записанные на карточках. На какие группы их можно разделить? - Ачасем, доска сине сырна самахсене вулар - ха. Весене мисе ушкана уйарма пулать - ши? ( На доске названия 12 месяцев) - (Доска синче 12 уйах сырна карточкасем.)

- По каким признакам можно разделить эти слова на группы - Самахсене эсир мене кура ушканлатар?

- О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? - Паян урокра эпир мен синчен каласатпар?

3. Работа по теме урока. - Темана усса пани.

1)- белый снег тает Шура юр ирелет

скоро зазеленеют поля Сесен хир черелет,

Зеленая трава растет Ешел курак усет…

Когда это бывает? Ку хасан пулать – ши?

- Весной. - Cуркунне.

- Как вы догадались? - Меншен кун пек шутлатар? ( На доске рисунки на тему «Весна») (Ачасем хуравлана хыссан суркунне санлакан укерчексене доска сине сиреплетеп)

- Солнце ярко светит, Хевел хыта хертет,

Ветер теплый дует. Аша сил веркелет.

Рожь поспевает… Сар ыраш ситенет…

Когда это бывает? Ку хасан пулать – ши?

- Весной.- Сулла.

- Почему вы так думаете? Докажите. - Эсир меншен кун пек шутлатар? Енентерер. (После ответа детей появляется рисунки на тему « Лето») ( Ачасем хуравлана хыссан суллана санлакан укерчексене доска сине сиреплетеп)

- Что вы можете рассказать о лете по этой картине? - Сак укерчек сине пахса эсир сулла синчен мен калама пултаратар?

 

Темный лес поредел, Хир илеме каять,

Поля опустели. Сем варман саралать,

Часто идут дожди… Пермай сумар савать …

Когда это бывает? Ку хасан пулать - ши?

- Осенью. - Керкунне.

- Как вы догадались? Докажите. - Меншен кун пек шутлатар? Енентерер. (На доске появляется рисунки на тему « Осень»), (Доска сине керкунне санланакан укерчексене сиреплетеп)


 

- На полях белый снег, Хирсенче юр анчах,

Река покрылась льдом, Сырмара пар анчах,

Холодно на улице… Сиветет аванах…

Когда так бывает? - Ку хасан пулать – ши?

 

- Зимой. - Хелле.

- Почему вы так думаете? Докажите. - Меншен кун пек шутлатар? Енентерсе парар мана… ( После ответа детей появляется рисунки на тему « Зима» ) , (Ачасем хуравлана хыссан хеллене санакан укерчексене доска сине сиреплетеп)

 

- Весна,лето, осень, зима - это времена года. Тема нашего урока « Времена года» - Сак твата вахата султалак вахачесем тессе. Паянхи урок теми – « Султалак хушши».
 

2) Работа по учебнику, - Кенекепе еслесси.

Работа по сказке « Времена года», « Султалак мучи» юмахпа еслесси.

 

Чтение сказки учителем. - Юмаха вуласси.

- Ребята, внимательно послушайте сказку. - Ачасем юмаха тимлен итлер. (Слушание записи сказки) - (Юмаха магнитофон ярса итлени.)

- Понравилась вам сказка? - Сире юмах килешре - и? (На доске появляется рисунок Старика годовика) - (Доска сине «Султалак мучи « укерчеке сыпастарап)

- Сколько птиц у старика годовика? - Султалак Мучин мисе кайак?

- Прочитайте сказку про себя. - Хале юмаха шаппан вуласа тухар. (Дети читают сказку.) - (Ачасем юмах вулассе)

- Какого цвета птицы? - Кайаксем мен тесле?

- Почему птицы разного цвета? - Кайаксен тесе сем меншен пер пек мар?

- Сколько птиц вылетело, когда Старик годовик махнул рукой? Султалак Мучи аллине сулсан мисе кайак вессе тухать?

- Назовите названия месяцев. - Уйах ячесене каласа тухар.

3) Чтение и запоминание названий месяцев. - Уйах ячесене веренесси.

- В году 12 месяцев. - Султалак 12 уйахран тарать. ( Появляются названия месяцев) (Чтение названий месяцев) – ( Доска синче сырна уйах ячесене усса вуласа пырать)
 

Декабрь - раштав Март – пуш

Январь - карлач Апрель – ака

Февраль – нарас Май - су

Июнь – сертме Сентябрь – аван

Июль – ута Октябрь - юпа

Август – сурла Ноябрь – чук

-В году сколько месяцев? - Султалакра мисе уйах?

-Чуваши каждый месяц выполняли разную работу. В апреле они работали в поле – сеяли. В октябре ставили столбы. - Чаваш кашни уйахра терле ес туна.Ака уйахенче чаваш ака туна. Юпа уйахенче масар сине юпа лартна.

- Прочитайте еще раз названия месяцев и постарайтесь их запомнить. - Уйах ячесене доска синчен тепер хут вуласа тухар асра тытма тарашар.

4).Закрепление изученного материала. - Темана сиреплетесси.

а) Словарный диктант. - Самах диктанче.

Хелле – хел, сулла – сул, суркунне – сур, керкунне – кер.

Б) « Какое время года любишь» - игра. - « Султалак хаш вахатне юрататан» - вайа.

- Выберите один рисунок и расскажите о любимом времени года. - Перер укерчек илсе султалакан вахатне санлар.

-1 – меш ача. Это лето. Мне нравится лето. Летом я собираю ягоды, хожу на рыбалку, купаюсь на речке с друзьями. - Ку сулла. Эпе суллана юрататап. Сулла эпе сырла пустаратап, пулла суретеп, шыва керетеп.( Остальные дети рассказывают о весне, зиме, об осени) - (Ытти ачасем керкуннне, хеллене, суркуннене санласа парассе).

4.Подведение итогов занятия. - Петемлети туни.

- У одного дерева 12 веток. Что это? (Год. 12 месяцев) - Пер йывасан 12 турат. Мен вал? (Султалак. 12 уйах.)

- На каждой ветке 4 гнезда. Что это значит?( в каждом месяце 4 недели) - Кашни тураче синче 4 йава. Мене пелтерет ку? ( Кашни уйахра 4 эрне.)

- В каждом гнезде 7 яиц. Что это? - Кашни йавара 7 самарта. Менсем весем? ( Эрнере 7 кун)

5. Рефлексия. - Урока веслени.

- Паян урокра эпир аван еслеремер. Тавтапус сире ачасем. Сыва пулар!

Прозвенел звонок Шанкарав сас паче

С урока Урокран ченсе.

Весь класс притих Петем класс шапланче.

Возле своих парт. Парта хушшинче.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.