Урок- дебаты "Реформы П.А.Столыпина. «Нам не нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия». (9 кл.)
Урок – дебаты по теме :
Реформы П.А.Столыпина.
«Нам не нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия».
Цели:
1.Повышение интереса учащихся к личности П.А.Столыпина и его деятельности.
2. Расширение знаний учащихся о реформах П.А.Столыпина.
3.Формирование критического мышления учащихся через развитие умений
- работать с информацией,
- анализировать факты, оценки, мнения,
-выдвигать аргументы,
-делать выводы,
-защищать собственную точку зрения,
-выражать свои мысли в устной и письменной форме,
-слушать собеседника,
-работать в команде.
Суть дебатов - убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Принципы дебатов:
1. Уважение необходимо.
2. Честность обязательна.
3.Проигравших нет.
В дебатах принимают участие 4 спикера со стороны отрицания, 4 спикера со стороны утверждения, 3 эксперта, таймкипер и тьютер(учитель).
Учитель. «Нам не нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия» Эта слова высечены на могиле П.А.Столыпина. Об этом человеке и его реформах спорили и продолжают спорить историки, политические и общественные деятели. Сегодня в ходе дебатов мы попробуем дать свою оценку этой исторической личности.
Ученик. (Краткая биография П.А.Столыпина).
Существуют 2 точки зрения:
Деятельность П.А.Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 гг.
Политика П.А.Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.
Аргументы отрицающей стороны.
О1. Мы считаем , что П.А.Столыпин не смог создать Великой России и предотвратить великие потрясения, потому что деятельность его была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907г.
Приведем аргументы.
Во-первых, Столыпин прославился созданием военно-полевых судов и жестоким преследованием революционеров.
За 1907-1909 гг. был казнен 2681 человек, в среднем каждый месяц казнили более 70 человек. В повседневный обиход вошли выражения «столыпинский галстук» - петля, «столыпинские качели»- виселица, «столыпинский вагон» - арестантский вагон. На большей части территории России было введено чрезвычайное положение, при котором жизнь населения регулировалась не столько законами, сколько местной властью.
О2. Во-вторых , мы считаем, что П.А.Столыпин был одним из инициаторов третьеиюньского государственного переворота- при
его содействии в 1907 году была распущена 2-я Государственная Дума России .
По подготовленному Столыпиным новому избирательному закону 1907 г. были ограничены избирательные права крестьян и рабочих.
3-ю Государственную Думу стали называть «помещичьей». Значительное большинство в ней получили правые партии – кадеты и октябристы. Резко были ограничены права нерусских народов. Многие законопроекты проводились Столыпиным по 87-й статье Основных законов без участия Гос.Думы. Законы и указы готовил ,как правило, сам Столыпин. Это ущемляло роль и права Государственной Думы.
О3. Обратимся к самой главной - Столыпинской аграрной реформе. Госновной целью Столыпин ставил-решение аграрного вопроса, создание в деревне крепких хозяев – фермеров. Однако эта реформа проводилась с определенным насилием по отношению к крестьянам-общинникам, которые были с ней не согласны. Многих крестьян принудительно заставляли уходить из общины.
Приведу факты:
1,2 млн. крестьян (примерно 60 %) продали свои наделы. Только 10% стали фермерами. Это вызвало ненависть со стороны других крестьян. За один год –1909г полиция зарегистрировала 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств, крестьяне уничтожали посевы, ломали инвентарь, травили скот.
Кроме того, переселение крестьян за Урал было плохо организовано. Крестьян бросали на произвол судьбы. 17 % вернулись в родные края. Это еще больше ожесточило бедноту и накалило обстановку в деревне.
О4. Мы считаем, что реформы П.А.Столыпина не имели в обществе широкой поддержки. Левые называли его «обер-вешатель», «погромщик». Правые считали его красным, чуть ли не революционером. Крестьяне были разочарованы в том , что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за замлей невесть куда. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев. Интеллигенция не могла простить премьер-министру военно-полевых судов, приверженность к самодержавию. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. И даже сам царь – Николай Второй перестал поддерживать П.А. Столыпина.
Таким образом , Столыпин не смог создать Великую Россию. Его реформы лишь на время успокоили страну, но не предотвратили новых потрясений и революционного взрыва, который произошел в 1917 году.
Аргументы утверждающей стороны.
У1.
Мы хотели бы опровергнуть доводы отрицающей стороны ,мы придерживаемся другой точки зрения - Политика П.А.Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.
Во-первых, спорным является вопрос о военно-политических судах. Их введение было временной и в тоже время необходимой мерой.
Не забывайте о том, что революция в России еще не угасла, революционные выступления продолжались по всей стране. Проводить реформы в такой обстановке было невозможно. Вот что по этому поводу говорил сам Столыпин, выступая перед депутатами 3-й Гос.Думы в ноябре 1907 года:
«Для всех теперь стало очевидно, что разрушительное движение созданное крайними и левыми партиями, превратилось в открытое разбойничество и выдвинуло вперед все противообщественные преступные элементы, разоряя честных тружеников и развращая молодое поколение. Противопоставить этому явлению можно только силу». Революционеры сами спровоцировали эти жесткие меры. Еще на посту губернатора Саратова на Столыпина было совершено несколько покушений, были ранены его дети.
Таким образом, борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка в стране, торжеству закона. «Сначала успокоение, потом реформы» - такова была логика Петра Аркадьевича.
Кроме того, Столыпин не был противником уничтожения Государственной Думы и возврата к дореволюционному режиму. Он часто выступал в Гос.Думе с проектами новых законов . например « Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастного случая», «О введении всеобщего начального образования».
Столыпин взаимодействовал с той частью Гос.Думы , которая была готова сотрудничать с правительством. Не раз Петру Аркадьевичу приходилось выступать в качестве защитника Гос.Думы перед царем и его сановниками, тем самым сохраняя политическое равновесие в стране.
У2.
Во вторых, мы считаем, что столыпинская аграрная реформа заслуживает высокой оценки. Она была нацелена на решение самого острого , вопроса в России – вопроса о земле.
Выступая в Государственной Думе, Столыпин говорил:
« Я думаю, что крестьяне не могут не желать разрешения того вопроса, который для них является самым близким и самым больным. Я думаю, что и землевладельцы не могут не желать иметь своими соседями людей спокойных и довольных вместо голодающих и погромщиков. Цель у правительства вполне определенная: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, т.к. где достаток там, и просвещение, там и настоящая свобода».
Петр Аркадьевич решил разрушить крестьянскую общину, считая ее преградой, тормозом развития экономики.
Выделившиеся из общины крестьяне могли свести разрозненные полосы земли в один участок – отруб, или переселиться за пределы общины на хутор. В годы реформ из общины выделилось около 2 млн. хозяйств, в основном зажиточных. Столыпин стремился решить проблему малоземелья осторожно, не затрагивая интересов крупных землевладельцев. Крестьянам была передана часть государственных земель, крестьянский банк выкупал помещичьи земли и продавал крестьянам на льготных условиях. Крестьяне могли покупать и продавать земли, тем самым превращались в полноправных собственников. Это было очень важно.
Столыпин делал ставку на трудолюбивых крестьян. Он говорил, что каждый крестьянин - кузнец своего счастья. Среди недовольных крестьян были те , которые не хотели трудиться, привыкли жить в общине за чужой спиной.
Таким образом, создание в деревне крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры, уравнению крестьян с другими сословиями.
У3.
Я хочу опровергнуть приведенные факты, касающиеся переселенческой политики.
Правительство П.А.Столыпина всячески поощряло переселение крестьян в Сибирь, чтобы ослабить земельный голод в центральных районах страны.
Крестьяне получали в Сибири участок земли – 15 га на главу семьи и 5 га на всех остальных. Кроме того переселенцы получали 200 рублей на семью, в течении 5 лет не платили налогов, мужчины освобождались от службы в армии. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек. Да, действительно многие вернулись обратно. Но, среди этих людей были те, кого испугал суровый климат. Кто не сумел приспособиться к новым непривычным условиям хозяйствования, кто испугался трудностей.
Те же , кто остался- освоили 30 млн.десятин пустующей земли, построили тысячи сел, шоссейные и грунтовые дороги. Крестьяне Сибири жили в это время зажиточнее крестьян из Европы. Они продавали зерно, шерсть, пушнину за границу.
Таким образом, Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста, на 5 место по объему экономики.
У4.
Мы считаем, что эти успехи были обусловлены как продуманностью преобразований, так и личностью реформатора.
Петр Аркадьевич Столыпин был талантливым политиком, экономистом, юристом. Он был великолепно воспитан, всесторонне образован, говорил громко , убедительно. Вел здоровый образ жизни, не курил, практически не употреблял спиртного, не любил играть в карты. Был примерным семьянином, гостеприимным хозяином, веселым, остроумным. Строгим к себе и снисходительным к ошибкам подчиненных.
Он был чужд гордости, не терпел лжи, воровства, взяточничества и беспощадно с ними боролся. Отличался прямодушием, искренностью, преданностью Государю и России. Его идеалом была Великая Россия – держава , занимающая лидирующие позиции в мире. В июне 1909 года П.А.Столыпин присутствовал на встрече российского императора с императором Германии Вильгельмом Вторым на яхте «Штандарт». Вильгельм Второй сказал : « Был бы у меня такой министр, на какую высоту мы подняли бы Германию».
Петр Аркадьевич понимал, что результаты его реформ скажутся далеко не скоро. В одном из интервью он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего , и вы не узнаете нынешней России».
Однако планы Столыпина не были завершены по разным причинам:
Во-первых, проведение реформ выпало на нестабильные, послереволюционные годы.
Во-вторых, его реформы не поддержали в обществе, а прежде всего сам царь.
В- третьих, Столыпин не получил 20 лет для проведения реформ. В 1911 году он был убит террористом Богровым, а в1914 г началась Первая мировая война, которая свела все успехи на «нет».
Таким образом, мы считаем, Петра Аркадьевича Столыпина выдающимся реформатором , патриотом России, а его реформы прогрессивными, направленными на модернизацию страны, на формирование правового государства и гражданского общества. Но в одиночку Столыпин не смог остановить поезд под названием «Россия», который стремительно мчался в пропасть.
- Перекрестные вопросы.
- Выступление судей. Оценивается большая убедительность, доказательность и ораторские качества команд.
- подведение итогов.