Эссе «Профессия, которая нужна России»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Полвинская основная общеобразовательная школа»
Пермский край, Кудымкарский район, с.Полва, ул.Школьная,22
Анферова Галина Викторовна,
учитель географии
конкурс эссе «Профессия, которая нужна России» (сайт «Урок.РФ»)
Моя учительская династия
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Размышляя над этими словами великого русского классика Л.Н.Толстого, я думаю о своей семье, в которой не только я посвятила себя служению учительству.
Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Несоизмеримо высокую ответственность они накладывают на каждое следующее поколение в семье, выбирающее стезю педагога делом всей своей жизни.
1966 год. Маленькая хрупкая девушка шагнула за калитку детского дома в селе Ленинск. Она приехала сюда в качестве воспитателя по распределению после окончания Кудымкарского педагогического училища. Ее зовут Тамара Михайловна. Некоторые из воспитанников практически ее ровесники, злая судьба забросила их в детдом из разных уголков Советского Союза.
Молодая воспитательница раскачивается вместе с ребятами на огромных деревянных качелях, построенных в красивом скверике при детском доме. Она возит их на экскурсии в Москву и на Украину. Вспоминает, как при входе в спорткомплекс «Лужники», потеряла одного из мальчишек и как он сам нашёл группу, попросив помочь постороннего мужчину. Вспоминает, как пришлось сопровождать в Азербайджан, одного из воспитанников, чтоб с рук на руки передать его матери. Парень был почти взрослым и его мама решила, что сын привёз невесту.
Несколькими годами позже детский дом расформировали и открыли на его базе санаторно-лесную школу. До сих пор в ней обучаются дети Коми-Пермяцкого округа, имеющие снижение иммунитета к одному из социально опасных заболеваний. Тогда в школе сложился молодой и энергичный педагогический коллектив. Учителя и воспитатели вместе с детьми помогали искать деду и бабке сбежавшего колобка, наряжали новогоднюю ёлку, шили героев для спектаклей кукольного тетра.
Судьба распорядилась так, что Тамаре Михайловне пришлось вернуться на родину. Полвинская, тогда восьмилетняя, школа радушно приняла нового, но опытного педагога.
В общей сложности школе было отдано 38 лет жизни, любви, здоровья, сердца. Ее Любушки и Ванюшки, Ириночки и Светочки давно стали взрослыми и, хочется верить, вспоминают добрым словом свою первую учительницу.
Всю свою жизнь проработала учителем русского языка и литературы моя тётя – Юркина Мария Семёновна, проживающая в Кочёвском районе. Ее отец, мой дед – Петров Семён Иванович, по ранению демобилизованный с Великой Отечественной, был направлен учителем начально-военной подготовки в одну из школ округа. Муж Марии Семёновны, Виталий Георгиевич, много лет трудился директором школы. Вложенная в учеников душа, посеянное зерно любви даёт свои плоды не сразу. Должно пройти какое-то время, чтобы стало ясно, насколько ты был совершенным педагогом.
Если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в судьбе каждого человека есть яркий след, оставленный учителем. У Андрея Платонова в одном из произведений мальчик, спасённый учительницей от мнимой беды, не поверил произошедшему:
« - Да. А ты не мама!
-Мама! Сейчас я тебе мама!- ответила Апполинария Николаевна.
- Ты ещё мама? Там мама, а ты ещё, ты тут.
- Я ещё. Я тебе ещё мама!»
Моя жизнь вот уже более четверти века также связана со школой. Я провожу здесь почти столько же времени, сколько и дома. Снова хочется вернуться к словам Толстого и произнести «Я – совершенный учитель!», но я точно знаю, что стремление к совершенству не имеет границ. И чтобы учить детей, педагог должен сам бесконечно учиться.
Моя младшая дочь каждый день собирает вокруг себя своих младших подруг, раздаёт им тетради, рассаживает за парты, берёт в руки мел и строгим голосом говорит: «И так, мы начинаем наш урок…»
Выберет ли она профессию учителя? Быть ли продолжению нашей учительской династии? Это тема совсем другого разговора…
Спицына Любовь Ивановна