Урок-дебаты на тему «Эволюционное учение Ч. Дарвина: за или против»
Урок - дебаты
/data/files/k1598593522.pptx (Эволюционное учение Ч.Дарвина)
Тема. Эволюционное учение Ч.Дарвина: за или против.
Цели урока:
расширение и обобщение знаний по теме;
развитие самостоятельности обучающихся в процессе познания;
формирование навыков работы с разными информационными источниками;
развитие аналитических и коммуникативных умений;
формирование культуры ведения коллективного спора.
Используемые педагогические технологии:
технология дебатов
икт (выступления спикеров сопровождаются показом слайдов, иллюстрирующих их слова).
Оборудование: мультимедийная презентация, наглядные пособия, раздаточный материал.
Форма проведения урока: дебаты.
Методы и приёмы: беседа, дискуссия, демонстрация.
Ход урока.
Учитель:
Здравствуйте! Мы заканчиваем изучение темы: «Эволюционное учение Ч.Дарвина». На прошлых уроках мы знакомились с предпосылками возникновения эволюционной теории; основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира; вид, его критерии и структура; макроэволюция – результат микроэволюции. Каковы же перспективы развития эволюционного учения Ч.Дарвина? На этот счет есть разные мнения , но многие из них можно объединить следующим тезисом «Эволюционное учение Ч.Дарвина: за или против».
(Тема записана на слайде 1).
Сегодня здесь собрались сторонники и противники этого тезиса, чтобы провести дебаты.
Каждая команда состоит из трёх спикеров «У» - утверждение и «О» - отрицание, задача которых — максимально убедительно изложить и аргументировать свою точку зрения. Для оценки дебатов нам необходимы три эксперта (в роли экспертов выступают старшие учащиеся – 11 класс). Вы получаете листы экспертной оценки спикеров, выставляете баллы по указанным критериям, затем результат просуммирует секретарь (в роли секретаря выступает обучающаяся 11 класса, также следит за временем дебатов).
Правила дебатов:
команды «У» - утверждения и «О» - отрицания выбирают первенство ответов;
все участники соблюдают 2 минутный регламент ответов;
выступления спикеров могут иллюстрироваться презентацией, плакатами и т.п.;
секретарь следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам в виде напечатанных цифр на листах бумаги, ведёт учет времени при тайм-аутах;
эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);
в случае затруднений спикеры команд могут взять тайм-аут длительностью до 2-х минут (за все время переговоров — не более 8 минут);
диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.
Спикер «У» 1
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! В течение 2 минут рассказывает о значении учения Ч.Дарвина, о социально-экономических предпосылках учения Дарвина; о сущности эволюционного учения Ч.Дарвина.
Спикеру «У» 1 - задаёт подготовленный вопрос спикер «О» 3.
Спикер «О» 1
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! В течение 2 минут рассказывает о возникновении дарвинизма, о неприязни католической церкви, которая на длительный период времени превратилась в отрицание эволюции.
Спикеру «О» 1 - задаёт подготовленный вопрос спикер «У» 3.
Спикер «У» 2
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! В течение 2 минут приводит конкретные факты о палеонтологических доказательствах эволюции.
Спикеру «У» 2 - задаёт подготовленный вопрос спикер «О» 2.
Спикер «О» 2
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! В течение 2 минут подробно раскрывает вопрос об отрицании, приводит контраргументы, изучающие одну из главных предпосылок эволюционного процесса – изменчивость.
Спикеру «О» 2 - задаёт подготовленный вопрос спикер «У» 2.
Спикер «У» 3
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! Приводит ряд фактов, доказывающих эволюцию в эмбриологии, сравнительной анатомии и систематике.
Спикеру «У» 3 - задаёт подготовленный вопрос спикер «О» 1.
Спикер «О» 3
Уважаемый председатель! Уважаемый спикер! Оспаривает факты эволюции в эмбриологии в эмбриологии, сравнительной анатомии и систематике, приводит доводы.
Спикеру «О» 3 - задаёт подготовленный вопрос спикер «У» 1.
Секретарь собирает экспертные листы и подводит итог дебатов. В это время ведущий предлагает зрителям высказать свое мнение по вопросу дебатов и о выступлениях команд.
Затем секретарь оглашает результаты.
Заключительное слово учителя. Тема, которую мы сегодня обсуждали, очень актуальна. Современная теория эволюции (СТЭ) впитала в себя многие важнейшие положения экологии, генетики, молекулярной биологии, систематики, эмбриологии, палеонтологии и других наук, однако она опирается на дарвиновскую концепцию. Теория эволюции нуждается в более полном учёте новейших данных биологии, в пересмотре соотношения между теорией и фактами. Основные принципы дарвинизма с его положениями о неопределённом по отношению к ходу эволюции характере наследственной изменчивости и об отборе в полной мере сохранили своё значение.
Протокол эксперта
Эксперт ______________________________________________________
(фамилия, имя)
Тема дебатов: Эволюционное учение Ч.Дарвина: за или против.
Дата:
Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________; У2 – _________________________;У3 – _______________________
Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – _________________________; О2 – __________________________;О3 – __________________________
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий |
Спикеры |
|||||
У1 |
У2 |
У3 |
О1 |
О2 |
О3 |
|
1.Содержательность выступлений |
||||||
Полнота |
|
|
|
|
|
|
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
Осознанность |
|
|
|
|
|
|
2.Содержательность ответов на вопросы |
||||||
Оперативность |
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
|
|
|
|
|
|
3.Структурированность |
||||||
Системность |
|
|
|
|
|
|
Логичность |
|
|
|
|
|
|
Рациональность использования времени |
|
|
|
|
|
|
4.Формулировка вопросов |
||||||
Проблемность |
|
|
|
|
|
|
Конкретность |
|
|
|
|
|
|
Чёткость |
|
|
|
|
|
|
5.Культура общения |
||||||
Выразительность речи |
|
|
|
|
|
|
Манера обращения к собеседникам |
|
|
|
|
|
|
Умение уважительно отвечать им |
|
|
|
|
|
|
Свободное владение материалом |
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|