Урок «Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов» (Биология, 11 класс)
Моделирование урока на развитие критического мышления учащихся
Предмет: биология.
Урок №
Тема урока: Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов.
Цели и задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей развития эволюционного учения, охарактеризовать особенности взглядов эволюционистов и креационистов.
Развивающая: развивать критическое и логическое мышление, внимание и память учащихся.
Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения доказать учащимся важность и значимость учений об эволюции и роль движущих сил эволюции в многообразии организмов на Земле, воспитывать интерес к биологии.
Оборудование: ноутбук, видеофрагменты «Последний герой», таблицы по общей биологии, иллюстрирующие развитие органического мира; портреты Ж. Б. Ламарка и Ж. Кювье и др. ученых, обобщенные таблицы «Система живой природы: Царство Растений и Царство Животных».
Ход урока.
1.Организация класса.
Приветствие и проверка готовности класса к уроку.
2.Разминка.
«Последний герой» один из самых дорогих проектов канала «ОРТ». На тропических островах борется за выживание (а потом – за деньги) группа людей. Все они похожи, так как принадлежат к одному виду «Человек разумный» и никогда не были в тропиках. И в то же время все они разные – по возрасту, половой принадлежности, индивидуальным особенностям.
(Просмотр видеофрагментов «Последний герой»).
Задание 1. Определите, с какими трудностями столкнулись люди, находясь на необитаемых островах, в борьбе за существование? Какие пути для их преодоления они выбрали? Может ли ситуация, сложившаяся на острове, быть моделью в реальной жизни?
(обсуждение ответов учащихся).
Вывод:
проблемы «героев»:
- недостаточное количество еды;
- трудности адаптации (условия проживания, климат, гигиена и т.д.);
- проблемы общения (психологические).
Ситуация, сложившаяся на острове, может быть моделью в реальной жизни. Она дает возможность понять механизмы исторического развития органического мира, выяснить причины и последствия эволюции.
Задание 2. Решите анаграммы. Как вы думаете, какое слово связано с темой нашего урока?
ОЕВТЦК, ГОПБЕ, ЯЭЛОВЮИЦ, ЯИБИОГЛО.
(ЦВЕТОК, ПОБЕГ. ЭВОЛЮЦИЯ, БИОЛОГИЯ)
(объявление темы урока, целей и задачей урока)
Задание 3. Метод «мозговой штурм»: что такое эволюция?
Вывод:
Эволюция - необратимый процесс исторического изменения и развития органического мира. Наша удивительная планета Земля образовалась
около 7-4,5 млрд. лет тому назад. В водной среде зародилась жизнь.
Проблемный вопрос: Существует ли эволюция в природе? Каковы причины и следствия эволюции? Как развивались эволюционные идеи?
3.Актуализация (вызов).
Задание 4. Написать эссе на тему «Эволюция». (4 мин).
(учащиеся зачитывают эссе, вместе делают вывод: Эволюция – процесс исторического развития органического мира).
Задание 5. Сравните данное определение эволюции с определением, которое предложено в учебнике на стр. 4.
4.Реализация (построение знаний).
Мировоззрение и эволюционное учение.
Эволюционное учение играет особую роль в формировании научного мировоззрения современного человека.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, на свое место в этом мире.
Схема «Мировоззрения людей»
(учитель работает на доске, учащиеся – в тетради)
Эволюция существует | |
Да (эволюционисты) | Нет (креационисты) |
Причины эволюции | |
Естественные, свойственные всему живому (материалисты) | Сверхъестественные, свойственные высшей силе (метафизики) |
Развитие эволюционных взглядов.
(Краткие информационные справки учащихся)
Первый этап (1 ученик)
«…Это изменяется на то, то, изменяясь,
снова становится эти»
(Гераклит)
Гераклит – первый, кто высказал идею о постоянных изменениях. Еще он учил, что любые изменения есть результатом борьбы: «Все возникает из-за борьбы и из-за необходимости». Также отдельные мнения об историческом развитии живых существ высказывали древнегреческие ученые: Пифагор, Демокрит, Гиппократ, Лукреций и др.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии. (демонстрация фото)
Второй этап (2 ученик)
Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь преследует изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущность метафизического мировоззрения заключается в представлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изначальная целесообразность» понималось полное соответствие организма или органа, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio — единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизическое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.
Третий этап (3 ученик)
Третий этап додарвиновской биологии связан с группой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Гете, К. Ф. Рулье и др., которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.
Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды.
Все эти ученые были сторонниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции. Таким образом, биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее развитие подготовило почву для создания первых эволюционных концепций.
Крупнейшим ученым додарвиновского периода биологии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707—1778). Карл Линней был креационистом, но это не умаляет его заслуг перед биологией.
В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система природы». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.
Карла Линней является отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.
Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.
Учитель: В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744—1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).
Теория Ламарка — стройное здание логических конструкций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.
Задание 6.
Прочитайте отрывок работы Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии», сделайте карандашом следующие пометки:
«v» - известная информация
«+» - новая информация
«?» - недостаточная информация
«- « - противоречивая информация
Движущими силами эволюции Ламарк считал врожденные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органического мира.
Направлениями эволюции Ламарк в своей теории называл градации и отклонения от градаций. Развитие природы по Ламарку началось с образования простейших живых тел из неорганической природы; его ход - от простого к сложному. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Не всем организмам удается достичь эволюционных высот, то есть градации в чистом виде проявляются редко. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к отклонениям от градаций. Наличие в природе наряду с высокоорганизованными низкоорганизованных форм Ламарк объясняет отклонениями от градаций. Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала так называемая «лестница существ» Ламарка, являющаяся классификацией органической природы.
Результатами эволюции Ламарк называл возникновение приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эволюции Ламарк считал отдельный организм.
Таким образом, теория Ламарка - умозрительная схема. Он не смог правильно назвать движущие силы эволюции. Теория не была принята большинством ученых того времени, так как были очевидны ее противоречия и шаткость аргументов. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.
Ошибки Ламарка:
- Внутреннее стремление организма к прогрессу.
- Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.
- Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.
- Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.
Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.
Чарльз Дарвин (1809-1882) - основоположник
эволюционного учения.
Чарльз Дарвин родился в 1809 г. Он был сыном состоятельного врача и, подобно многим великим людям, вначале как ученый ничем особенно не выделялся. В 1831 г. он принял предложение отправиться в качестве натуралиста (без жалованья) в путешествие на военном корабле «Бигль», который уходил на пять лет в море для проведения топографических съемок у восточного побережья Южной Америки. «Бигль» возвратился в Фалмут в октябре 1836 г., проделав путь вдоль берегов Чили, через Галапагосские острова, Таити, Новую Зеландию, Тасманию и Южную Африку. Большую часть этого времени Дарвин занимался геологическими исследованиями; однако во время пятинедельного пребывания на Галапагосских островах его внимание привлекло сходство между флорой и фауной этих островов и материка. Особенно его заинтересовало распространение черепах и вьюрков. Он собрал множество данных об изменчивости организмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменяемыми. После возвращения в Англию Дарвин занялся изучением практики разведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора, однако он все еще не мог представить себе, каким образом отбор мог бы действовать в природных условиях. В 1778 г. священник Томас Мальтус опубликовал свой труд «Трактат о народонаселении», в котором ярко обрисовал, к чему мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес его рассуждения на другие организмы и обратил внимание на то, что несмотря на их высокий репродуктивный потенциал численность популяций остается относительно постоянной. Сопоставляя огромное количество сведений, он начал понимать, что в условиях интенсивной конкуренции между членами популяции любые изменения, благоприятные для выживания в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять плодовитое потомство, а неблагоприятные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладающих ими организмов шансы на успешное размножение понижались бы.
Эти соображения послужили остовом для теории эволюции путем естественного отбора, сформулированной Дарвином в 1839 г. В сущности, наибольший вклад Дарвина в науку заключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.
5.Рефлексия (консолидация).
Задание 7. На основании информации эволюционных взглядов Ж.Б. Ламарка (статья «Эволюционная гипотеза Ж.Б. Ламарка») дайте оценку значения работ ученого. Охарактеризуйте правильные и ошибочные идеи Ж.Б. Ламарка. Данные занесите в таблицу:
Правильные идеи | Неправильные идеи |
1.Первая попытка развития природы. | 1. Причина эволюции – прямое влияние окружающего мира, внутреннее стремление к прогрессу. |
2. | 2. |
Задание 8. Составить сенкан со словом «Эволюция»
Эволюция
Необратимая, бесконечная
Развивается, изменяет, наследует
Изучает развитие органического мира
Процесс
6.Подведение итогов урока.
Упражнение «Башня знаний».
Я узнал…
Я запомнил…
7.Домашнее задание.
Изучить конспект, материал параграфа 1, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить сообщения о разных видах изоляции.