12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
2

Урок "Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов".

Моделирование урока на развитие критического мышления учащихся

Предмет: биология.


Урок №

Тема урока: Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов.

Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей развития эволюционного учения, охарактеризовать особенности взглядов эволюционистов и креационистов.

Развивающая:  развивать критическое и логическое мышление, внимание и память учащихся.

Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения доказать учащимся важность и значимость учений об эволюции и роль движущих сил эволюции в многообразии организмов на Земле, воспитывать интерес к биологии.

Оборудование: ноутбук, видеофрагменты «Последний герой», таблицы по общей биологии, иллюстрирующие развитие органического мира; портреты Ж. Б. Ламарка и Ж. Кювье и др. ученых, обобщенные таблицы «Система живой природы: Царство Растений и Царство Животных».

Ход урока.

1.Организация класса.

Приветствие и проверка готовности класса к уроку.

2.Разминка.

«Последний герой» один из самых дорогих проектов канала «ОРТ». На тропических островах борется за выживание (а потом – за деньги) группа людей. Все они похожи, так как принадлежат к одному виду «Человек разумный» и никогда не были в тропиках. И в то же время все они разные – по возрасту, половой принадлежности, индивидуальным особенностям.

(Просмотр видеофрагментов «Последний герой»).

Задание 1. Определите, с какими трудностями столкнулись люди, находясь на необитаемых островах, в борьбе за существование? Какие пути для их преодоления они выбрали? Может ли ситуация, сложившаяся на острове, быть моделью в реальной жизни?

(обсуждение ответов учащихся).

Вывод:

проблемы «героев»:

- недостаточное количество еды;

- трудности адаптации (условия проживания, климат, гигиена и т.д.);

- проблемы общения (психологические).

Ситуация, сложившаяся на острове, может быть моделью в реальной жизни. Она дает возможность понять механизмы исторического развития органического мира, выяснить причины и последствия эволюции.

Задание 2. Решите анаграммы. Как вы думаете, какое слово связано с темой нашего урока?

ОЕВТЦК, ГОПБЕ, ЯЭЛОВЮИЦ, ЯИБИОГЛО.

(ЦВЕТОК, ПОБЕГ. ЭВОЛЮЦИЯ, БИОЛОГИЯ)

(объявление темы урока, целей и задачей урока)

Задание 3. Метод «мозговой штурм»: что такое эволюция?

Вывод:

Эволюция - необратимый процесс исторического изменения и развития органического мира. Наша удивительная планета Земля образовалась
около 7-4,5 млрд. лет тому назад. В водной среде зародилась жизнь.

Проблемный вопрос: Существует ли эволюция в природе? Каковы причины и следствия эволюции? Как развивались эволюционные идеи?

3.Актуализация (вызов).

Задание 4. Написать эссе на тему «Эволюция». (4 мин).

(учащиеся зачитывают эссе, вместе делают вывод: Эволюция – процесс исторического развития органического мира).

Задание 5. Сравните данное определение эволюции с определением, которое предложено в учебнике на стр. 4.

4.Реализация (построение знаний).

Мировоззрение и эволюционное учение.

Эволюционное учение играет особую роль в формировании научного мировоззрения современного человека.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, на свое место в этом мире.

Схема «Мировоззрения людей»

(учитель работает на доске, учащиеся – в тетради)


Эволюция существует


Да (эволюционисты)

Нет (креационисты)


Причины эволюции

Естественные, свойственные всему живому (материалисты)

Сверхъестественные, свойственные высшей силе (метафизики)


Развитие эволюционных взглядов.

(Краткие информационные справки учащихся)

Первый этап (1 ученик)

«…Это изменяется на то, то, изменяясь,

снова становится эти»

(Гераклит)

Гераклит – первый, кто высказал идею о постоянных изменениях. Еще он учил, что любые изменения есть результатом борьбы: «Все возникает из-за борьбы и из-за необходимости». Также отдельные мнения об историческом развитии живых существ высказывали древнегреческие ученые: Пифагор, Демокрит, Гиппократ, Лукреций и др.


Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии. (демонстрация фото)

Второй этап (2 ученик)

Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь пре­следует изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущ­ность метафизического мировоззрения заключается в пред­ставлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изна­чальная целесообразность» понималось полное соответ­ствие организма или органа, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio — единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизи­ческое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.

Третий этап (3 ученик) 

Третий этап додарвиновской биологии связан с груп­пой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Ге­те, К. Ф. Рулье и др., которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.

Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды. 

Все эти ученые были сто­ронниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции. Таким образом, биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее раз­витие подготовило почву для создания первых эволюци­онных концепций.

 Крупнейшим ученым додарвиновского периода био­логии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707—1778). Карл Линней был креационис­том, но это не умаляет его заслуг перед биологией.

В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система при­роды». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.

Карла Линней является отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.


 Учитель: В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744—1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Теория Ламарка — стройное здание логических конст­рукций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.

Задание 6.

Прочитайте отрывок работы Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии», сделайте карандашом следующие пометки:

«v» - известная информация

«+» - новая информация

«?» - недостаточная информация

«- « - противоречивая информация

Движущими силами эволюции Ламарк считал врожден­ные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обита­ния, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органи­ческого мира.

Направлениями эволюции Ламарк в своей теории назы­вал градации и отклонения от градаций. Развитие приро­ды по Ламарку началось с образования простейших живых тел из неорганической природы; его ход - от про­стого к сложному. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Не всем организмам удается достичь эволюционных высот, то есть градации в чистом виде проявляются редко. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к откло­нениям от градаций. Наличие в природе наряду с высоко­организованными низкоорганизованных форм Ламарк объясняет отклонениями от градаций. Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала так на­зываемая «лестница существ» Ламарка, являющаяся клас­сификацией органической природы.

Результатами эволюции Ламарк называл возникнове­ние приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослабле­нии того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эво­люции Ламарк считал отдельный организм.

Таким образом, теория Ламарка - умозрительная схе­ма. Он не смог правильно назвать движущие силы эво­люции. Теория не была принята большинством ученых того времени, так как были очевидны ее противоречия и шаткость аргументов. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии.

Ошибки Ламарка:

- Внутреннее стремление организма к прогрессу.

- Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.

- Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.

- Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.

Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.

 Чарльз Дарвин (1809-1882) - основоположник

эволюционного уче­ния.

Чарльз Дарвин родился в 1809 г. Он был сыном состоятельного врача и, подобно многим великим людям, вначале как ученый ничем особенно не выделялся. В 1831 г. он принял предложение отпра­виться в качестве натуралиста (без жалованья) в путешествие на военном корабле «Бигль», который уходил на пять лет в море для проведения топогра­фических съемок у восточного побережья Южной Америки. «Бигль» возвратился в Фалмут в октябре 1836 г., проделав путь вдоль берегов Чили, через Галапагосские острова, Таити, Новую Зеландию, Тасманию и Южную Африку. Большую часть этого времени Дарвин занимался геологическими исследо­ваниями; однако во время пятинедельного пребыва­ния на Галапагосских островах его внимание прив­лекло сходство между флорой и фауной этих ост­ровов и материка. Особенно его заинтересовало распространение черепах и вьюрков. Он собрал множество данных об изменчивости ор­ганизмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменяемыми.   После возвращения в Англию Дарвин занялся изучением практики раз­ведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора, однако он все еще не мог представить себе, каким образом отбор мог бы действовать в природных условиях. В 1778 г. священник Томас Мальтус опуб­ликовал свой труд «Трактат о народонаселении», в котором ярко обрисовал, к чему мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес его рассуждения на другие организ­мы и обратил внимание на то, что несмотря на их высокий репродуктивный потенциал численность популяций остается относительно постоянной. Со­поставляя огромное количество сведений, он начал понимать, что в условиях интенсивной конкуренции между членами популяции любые изменения, бла­гоприятные для выживания в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять плодовитое потомство, а неблагоприят­ные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладаю­щих ими организмов шансы на успешное размноже­ние понижались бы.

Эти соображения послужили остовом для теории эволюции путем естественного отбора, сформулированной Дарвином в 1839 г. В сущности, наибольший вклад Дарвина в науку за­ключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.

5.Рефлексия (консолидация).

Задание 7. На основании информации эволюционных взглядов Ж.Б. Ламарка (статья «Эволюционная гипотеза Ж.Б. Ламарка») дайте оценку значения работ ученого. Охарактеризуйте правильные и ошибочные идеи Ж.Б. Ламарка. Данные занесите в таблицу:

Правильные идеи

Неправильные идеи

1.Первая попытка развития природы.

1. Причина эволюции – прямое влияние окружающего мира, внутреннее стремление к прогрессу.

2.

2.

Задание 8. Составить сенкан со словом «Эволюция»

Эволюция

Необратимая, бесконечная

Развивается, изменяет, наследует

Изучает развитие органического мира

Процесс

6.Подведение итогов урока.

Упражнение «Башня знаний».

Я узнал…

Я запомнил…

7.Домашнее задание.

Изучить конспект, материал параграфа 1, ответить на вопросы в конце параграфа. Подготовить сообщения о разных видах изоляции.









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.