12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай Вологин1070
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Эволюция»
4

Краткосрочное планирование обобщающего урока по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Краткосрочное планирование

обобщающего урока по теме «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Предмет: биология


Класс: 11, естественно-математического направления.

Учитель биологии: Вологин Николай Васильевич.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний. 
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения

Ч. Дарвина

Задачи:

Образовательные:

- обосновать сущность и значение движущих сил эволюции как основных факторов эволюции;

- обеспечить усвоение учащимися основных движущих сил эволюции по Ч. Дарвину и значения дарвинизма;

Воспитательные:

- побудить учащихся к активной познавательной активности;

- совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе

Развивающие:

- развитие информационно-коммуникативной компетенции;

- формирование навыков работы в группе через различные виды деятельности: интеллектуальную, исследовательскую; 

- развитие организационных умений анализировать и рефлектировать собственную деятельность;

- развитие интеллектуальных умений: правильно задать вопрос, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать;
- развивать навыки образовательной компетентности: аргументировано принимать любую точку зрения, отстаивать свою.


Оборудование: учебники, тетради, проектор, экран, интерактивная доска, портреты ученых – эволюционистов, технологическая карта урока, листы самооценки, карта мира, видео «Адаптации».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент (2 мин.)

1. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

2. Сообщение темы урока.

3. Раздать листы самооценки (прокомментировать).

Определение целей и результатов урока



2. Заполняют листы самооценки (ФИ)

II. Вызов.

Актуализация знаний(8 мин.);





























2. Работа в парах (5 мин.)

1. Фронтальная беседа, проверка понимания основных понятий темы (найти соответствие): эволюция, эволюционная теория, дарвинизм, микроэволюция, вид, Ч. Дарвин (3 мин).

2. Фронтальная беседа, проверка понимания основных положений темы (5 мин.):

Вопрос: Открытия, каких ученых способствовали формированию эволюционных взглядов ученых первой половины 19 века?



Вопрос: Что обнаружил в растениях и животных Ч.Дарвин во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль»?

Вопрос: Какой вклад сделал Ч. Дарвин, изучая галапагосских вьюрков?









Вопрос: Какой фактор по мнению Дарвина, влияет на процессы видообразования?


2. Работа в парах. Задание. Сопоставьте имя ученого и вклад в науку.

3. Подвести к выводу о значительном вкладе каждого в развитие эволюционной теории и роли Дарвина в определении движущих сил эволюции.

1. Фронтальная беседа, дают определения понятиям








1861г- Бутлеров – теория строения органических веществ, 1869г- Менделеев – Периодическая система элементов, закон сохранения энергии; Лайель – геологические изменения под действием не катастроф, а под влиянием климата, клеточная теория Шванна- Шлейдена и т.д.

Из кругосветного путешествия Ч. Дарвин вернулся убежденным сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания.

Близкие виды вьюрков, сходные с материковым видом, но приспособившиеся к разным источникам питания: твердым семенам-клювы толстые; ягодой и плодами-длинные и тонкие; нектару цветковых растений и насекомым-острые как шило. Нелепо было бы предполагать , что для каждого вновь возникающего вулканического острова Творец создает свои особые виды животных. Разумней сделать вывод: птицы попали на остров с материка и изменились из-за приспособления к новым условиям.

Ч.Дарвин ставит вопрос о роли условий среды в видообразовании.

Условия среды.


2. Выполняют в парах задание на сопоставление (5 минут);

3. Самопроверка по ключу и коррекция ошибок;

4. Формулируют выводы.

III. Осмысление. Основная часть

(28 мин.).

1.Организация работы в группах:

ВАШЕ МНЕНИЕ:

Каждой группе предлагаются для решения эволюционные задачи. (3 минуты на обсуждение+ 5 мин. на представление):

I. Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у крота;

II. Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия; если да, то какие именно и почему? Можно ли их избежать?

III. На Галапагосских островах Дарвин обнаружил вьюрков, отличающихся формой клюва. Чем могут быть вызваны такие отличия у этих птиц? Какие предположения были сделаны по этому поводу Ч. Дарвиным?

Покажите на карте путь пройденный кораблём «Бигль» (3 мин.)

Посмотрите кадры видеофильма, заполните таблицу. В чем основная причина возникновения приспособлений и как доказать, что они относительны. Заполните таблицу (3 мин+5 мин).

t1677481441aa.jpg

Дать характеристику движущим силам эволюции (7 мин):

- избыточная численность и борьба за существование;

- искусственный и естественный отбор;

- наследственность и изменчивость.








Группа экспертов готовит вопросы для групп.


3. Формулирование выводов о результатах эволюции (2 мин.): многообразие видов и адаптации.

1. Делятся на 3 группы (по два человека) в случайном порядке.



2. Обсуждают данную задачу в группах.















3. Дают аргументированные ответы.

Показывают на карте путь, пройденный кораблём «Бигль»





Заполняют таблицу.




4. На листах формата А3 составляют концептуальную карту, характеризующую одну движущую силу эволюции.

5. По методу «Зигзаг» спикеры идут в другие группы и рассказывают об одной движущей силе. Дополняют свою карту.

6. Спикеры, сделав круг, возвращаются в команду, обсуждают полученные комментарии, затем готовятся к выступлению.

7. Готовят 2 спикера, которые будут защищать работу группы.

6. Защита выполненной работы.

7. Взаимооценка работы группы.

8. Отвечают на вопросы экспертов. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Последовательность – 2

Научность – 2 б.

Подача – 1 б.

Рефлексия (2 мин).




Рефлексия по методу интервью: «Сегодня на уроке».








1.Как вы думаете, что сказал бы Дарвин о нашей сегодняшней работе?

2. Добились вы на уроке тех результатов, которые хотели получить? Оправдались ваши ожидания?

3. Рефлексия по методу «Интервью»

1. Высказывают свое мнение о проделанной работе.


2. Высказывают мнение.



Школьники заполняют карточки рефлексии по методу «Интервью»:

Сегодня на уроке:

-я научился……………………

- было интересно……………..

- было трудно…………………

-могу похвалить себя за то, что...

-могу похвалить одноклассников за то, что................

- больше всего мне понравилось.

- мне показалось важным………

- для меня было открытием то, что……….………

Домашнее задание

Осмыслить все изученное по теме, подготовиться к контрольной работе

Записывают домашнее задание в дневники


Опубликовано в группе «Эволюция»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.